Авторы: Бондаренко А. Н., Чайка Л. В.
Аннотация: В работе сделан анализ ситуации в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Донецкой Народной Республики и отдельных сельских районов. Выполнен расчет возможного образования ТБО и показана целесообразность разработки проекта строительства полигона для южных районов Республики.
Проблема утилизации и размещения твердых бытовых отходов (ТБО) преследовали человечество с момента его существования. Однако, несмотря на развитые технологии и научно—технический прогресс, вопрос об их хранении и утилизации остается актуальным до настоящего времени.
Общее количество накопленных отходов на планете в 2016 году превысило 2100 млрд. т. [1] На территории Украины к концу 2013 г. объем ТБО достигал 15,2 млрд. т, в то же время на начало 01.01.2017 г. эта величина снизилась до 13,2 млрд. т. В Донецкой области, как одной из административных единиц Украины относительная масса ТБО на 01.01.2014 г. достигала 23%.
Накопление отходов IV класса опасности происходит вследствие того, что практически отсутствуют раздельный сбор мусора и предприятия по переработке ценных морфологических компонентов: бумага, стекло, металл и др. Большим недостатком в сфере обращения отходов в Украине является также отсутствие санитарно—экологических полигонов. Как показывает практика, мусоросжигающие заводы представляют собой стационарные пункты экологического загрязнения, в первую очередь, атмосферного воздуха.
Причиной экологических проблем Донецкой области, в первую очередь, следует отметить большие объемы не только накопленных отходов, но и ежегодно образующихся. Несмотря на то, что к основным источникам комплексного загрязнения окружающей природной среды относятся места складирования промышленных отходов, наблюдается постоянная тенденция ежегодного увеличения объемов образования бытовых отходов со значительным содержанием макулатуры и пластика.
Изменения в политической обстановке Украины стали причиной, с одной стороны, образования Донецкой Народной Республики (ДНР), с другой, — нарушением ранее установленных административно—территориальных границ Донецкой области. Так, площадь городов и районов, которые перешли в ведение вновь образованной Республики, составляет 8538,9 км2 (34%). В то же время практически на 1/3 части территории сосредоточено более 50% «довоенного» населения: 2,32 млн. чел. против 4,3 млн. чел.
В таблице 1 представлены данные среднегодовой динамики образования бытовых отходов в Украине и области до 2013 г. и для сравнения приведена статистика за 2015 год без учета неподконтрольных территорий и АР Крыма. [2]
Таблица 1 — Динамика среднегодового образования ТБО в Украине и Донецкой области, млн. т
Административная единица | |||||
---|---|---|---|---|---|
Украина | |||||
Донецкая область |
К сожалению, военные действия не позволяют вести учет в сфере обращения ТБО, которая остается актуальной экологической проблемой и для ДНР, особенно это касается сельских районов, поскольку в настоящее время отсутствуют полигоны, отвечающие санитарно—экологическим требованиям. Эксплуатируемые полигоны (свалки) и разрешенные места складирования представляют собой источники всех компонентов окружающей среды, в т. ч. населения, и в большинстве случаев их фактический объем накопления превышает нормативно разрешенные.
Если принять во внимание распределение свалок/полигонов до 2014 года, то в границах Республики насчитывается около 30% официально разрешенных мест складирования ТБО (табл. 2). [3]
Таблица 2 — Количество свалок/полигонов, находящихся в эксплуатации на территории административных единиц Донецкой области и Донецкой Народной Республики
Название административной территории | Объемы годового накопления ТБО, тыс. м3/год | Всего | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Донецкая область, в т.ч.: | |||||||||
Донецкая Народная Республика |
Отсутствие полигонов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям международных стандартов, привело к образованию огромного количества несанкционированных свалок в городах и сельских районах.
Особенно остро рассматриваемая проблема характерна для сельских районов. Например, особенностью Новоазовского, Старобешевского и Тельмановского районов является тот факт, что численность сельского населения, как правило, превышает 50% общей численности. В то же время нормы образования отходов и плата за вывоз мусора находятся в ведении органов местного самоуправления каждого из административных субъектов.
Визуальные наблюдения за внешним видом этих районов показывают, что отсутствие разрешенных свалок/полигонов и оборудованных площадок для сбора ТБО в жилых микрорайонах многоэтажной застройки приводят к образованию большого числа неорганизованных свалок. Несанкционированные свалки также создают проблемы экологического характера, поскольку они существуют в условиях отсутствия каких—либо мер безопасности и могут вызывать масштабные загрязнение окружающей среды.
В настоящей работе представлен сравнительный анализ расчета возможного образования твердых бытовых отходов, исходя из установленных норм накопления, установленных российским и украинским законодательствам (таблица 3).
Таблица 3 — Результаты расчета объемов среднегодового образования ТБО в изучаемых районах, тыс. м3
Районы | Украина | Российская Федерация | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Новоазовский | м3/чел. | м3/чел. | м3/чел. | м3/чел. | ||||
Старобешевский | ||||||||
Тельмановский | ||||||||
Всего | ||||||||
Итого |
Анализ полученных данных в таблице 3 показывает, что установленные нормативные требования Российской Федерации в отношении образования бытовых отходов
более жесткие
, нежели украинские. Тем не менее, расчетные годовые объемы находятся в пределах 150 тыс. м3, что указывает на необходимость
создания в южных границах Республики полигона, отвечающего санитарно—экологическим требованиям с минимальной планируемой мощностью 150 или более тыс. м
3/год.
Функционирование такого объекта не только обеспечит своевременное размещение ежегодно образующихся объемов ТБО, но и позволит разместить те, что находятся в настоящее время на несанкционированных свалках.
Таким образом, на основании фактических и расчетных данных можно сделать вывод о том, что создание экологически безопасной окружающей среды для жизнедеятельности жителей Новоазовского, Тельмановского и Старобешевского районов является необходимым условием совместного эффективного управления органов местного самоуправления в сфере обращения ТБО. Управление должно включать современные подходы к планированию и строительству полигонов, оптимизацию их размещения с учетом экономической и экологической целесообразности.
1. ТБО: особенности России // Экологический вестник России, 2016 — 47 с.
2. Статистичний щорічник Донецької області за 2013 рік: Статистичний збірник / Ред. О. А. Зеленого, Л. О. Мішина та ін. — Д., 2013. — 343 с.
3. Пособие по мониторингу твердых бытовых отходов / Ред. Филипп Фишо, Бородай Г. И. — Донецк: Тасис. — 2004. — 293 с.