Автор: Сухоруков А.И.
Источник: Sukhorukov A. I. Prerequisites for the safe development of socio-economic systems //Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Серія «Економіка і менеджмент. – 2017. – С. 4-7.
Сухоруков А.И. Предпосылки для безопасного развития социально-экономических систем Рассматривается проблема гармонизации развития и безопасности социально-экономических систем. Раскрывается специфика формирования социально-экономических стратегий в условиях глобализации и угроз трансграничных кризисов. Предложены рекомендации по обеспечению коэволюционного баланса параметров развития и безопасности социально-экономических систем.
социально-экономическая система, коэволюция параметров, развитие, экономическая безопасность
Проблема нестабильного развития социально-экономических систем заключается в несовершенстве антикризисной политики, в частности, в несоответствии параметров развития и показателей безопасности в их социально-экономических стратегиях. Решение текущих проблем не может осуществляться в ущерб долгосрочному развитию социально-экономических систем (СЭС). Эта проблема наиболее актуальна для стран с переходной экономикой, где еще не созданы надежные механизмы согласования интересов участников социально-экономических процессов, и в то же время правительства стремятся устранить нынешние дисбалансы за счет будущих поколений.
Для нормального социально-экономического развития страны инвестиции должны быть на уровне 25% относительно валового внутреннего продукта. В стабильной экономике этот показатель инвестиционной безопасности может быть меньше, но в ситуации, когда экономика нуждается в серьезном обновлении технологий, этот показатель должен составлять не менее 30%. [1] Оценивая потребность в инвестициях в экономику, эксперты из стран с переходной экономикой часто обращают внимание только на иностранные инвестиции, игнорируя возможность привлечения собственных инвестиционных ресурсов. В то же время инновационное развитие экономики возможно только тогда, когда жители почувствуют улучшение инвестиционного климата и подадут соответствующий сигнал иностранным инвесторам.
Неотложной задачей является координация приоритетов развития и безопасности в социально-экономических стратегиях. В условиях глобализации национальная стратегия должна учитывать потенциал сближения макроэкономических показателей разных стран и угрозу трансграничного кризиса. Глобализация порождает положительные и отрицательные синергетические эффекты. [2] Трансграничный перенос кризиса может усугубить диспропорции между странами. [3] Эти обстоятельства следует учитывать при разработке стратегии устойчивого развития. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, “устойчивое развитие” означает, что развитие, отвечающее потребностям настоящего, не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности”. [4] Стабильность в данном случае следует понимать как свойство системы адаптироваться к изменяющимся условиям на основе саморегулирования. [5] Приватизация как метод “шоковой терапии” не обеспечивает автоматически экономическое развитие. Реальной основой устойчивого развития являются: предпринимательская активность [6], инновации [7] и структура кластерной сети. [8]
Несоответствие между развитием и безопасностью создает препятствия для сближения уровней развития стран в глобальном экономическом пространстве. Безопасность социально-экономической системы может быть обеспечена гибкой структурой системы. В рамках “иерархии сложных систем” [9]подсистема национальной безопасности должна выполнять функцию нейтрализации угроз социально-экономическому развитию и окружающей среде. Разработка стратегии развития диссертаций из-за высокого уровня сложности требует моделирования, позволяющего изучить характеристики СЭС и выбрать подходящие методы управления. Методы оптимизации эффективны при решении технических задач, но эти методы не могут быть столь эффективно использованы при решении экономических задач. В сложных экономических системах часто происходит динамическое изменение данных, что снижает достоверность результатов оптимизации.
Сложная иерархическая система организационных типов может быть представлена графически в виде имитационной модели [9]. Подсистема национальной безопасности и функциональные подсистемы могут быть представлены в виде вершин графа, а продуктовые потоки в денежном выражении представлены в виде дуг. Множество дуг графа в целом представляет собой рынок товаров и услуг, который находится под контролем подсистемы управления. В современных условиях необходимо учитывать принцип глобализации систем безопасности. Переход к устойчивому развитию возможен только в глобальном масштабе, когда будут согласованы режимы всех объектов и субъектов безопасности. Меры по обеспечению безопасности внутри страны не должны противоречить глобальным императивам устойчивого развития.
Выделение ранее нерешенных частей общей проблемы. В целом изучение проблем устойчивого развития и безопасности социально-экономических систем имеет давнюю историю. Однако национальные социально-экономические стратегии должным образом не учитывают проблемы циклического развития, трансграничного переноса деловой активности и трансграничного переноса кризисов, явления асимметрии информации на рынках, проблемы согласования параметров развития и безопасности в текущем и долгосрочном периодах.
Оценивая потребность в инвестициях в экономику, эксперты из стран с переходной экономикой часто обращают внимание только на иностранные инвестиции, игнорируя возможность привлечения собственных инвестиционных ресурсов. Государство должно гарантировать свободу предпринимательства, защиту прав инвесторов, условия для эффективного использования инвестиций. Инновационное развитие экономики возможно только тогда, когда жители почувствуют улучшение инвестиционного климата и подадут соответствующий сигнал иностранным инвесторам. Современный технологический прогресс является очень капиталоемким и требует значительного расширения кредита. В то же время МВФ (Международный валютный фонд) призывает новые независимые страны проводить политику таргетирования инфляции путем сокращения использования собственных финансовых ресурсов и привлечения займов от МВФ и других международных финансовых институтов. В связи с этим на первый план выходит проблема обеспечения финансовой безопасности стран-получателей таких кредитов.
Целью данного исследования является изучение роли стратегического управления в обеспечении социально-экономического развития и национальной безопасности государства; уточнение терминологии и целей стратегии; выявление пробелов в стратегическом управлении в переходных государствах; определение подходов к формированию стратегий устойчивого развития; разработка предложений о согласовании параметров развития и безопасности в долгосрочном измерении.
Содержание основного материала. Кризис в странах с переходной экономикой актуализирует изучение проблемы формирования стратегии устойчивого развития. Социально-экономическую стратегию можно рассматривать как описательную модель, в которой целевая функция отражает основную функцию системы, и существуют ограничения в виде ресурсов, параметров безопасности и параметров окружающей среды. Целевая функция в модели устойчивого развития заключается в повышении благосостояния нации. Автор классического определения стратегии [10]определяет стратегию как последовательность шагов, ведущих к амбициозной цели. Понятие “экономическая стратегия” также интерпретируется как метод установления долгосрочных целей (А. Чандлер, М. Альберт, Ф. Хедури, М. Фалмер) или способ реагирования на возможности и угрозы путем создания конкурентных преимуществ (М. Портер, Чарльз Макмиллан, г-н Хэмел). Некоторые эксперты считают, что стратегия начинается тогда, когда есть выбор для оптимизации перехода в будущее и сокращения пути достижения целей. [11] Результаты стратегии не являются строго фиксированными; они расположены в определенной области с заданными ограничениями по размеру и времени. [12]
В процессе стратегического управления необходимо учитывать: взаимосвязь между развитием и безопасностью; возможность ускорения реализации задач модернизации; синергизм межотраслевого, межрегионального и международного сотрудничества. Стратегии устойчивого развития должны быть сбалансированы по ресурсам и времени. Отсутствие стратегии приводит к имитации изменений, и проверка действий исполнительной власти больше невозможна. Переходные государства по-прежнему полагаются на преимущества природных (первичных) ресурсов, в то время как развитые страны активно используют конкурентные (вторичные) преимущества, основанные на инновационных факторах. Существенного сближения макроэкономических показателей стран с разным уровнем развития пока не наблюдается. Недостатки стратегического управления в странах с переходной экономикой очевидны. Основным недостатком стратегического управления является то, что разработка государственных стратегий обычно поручается одним и тем же исполнителям, несмотря на неутешительные результаты реализации их предыдущих стратегических разработок. Конкурсный принцип отбора авторов не используется. Это отражается на практических результатах стратегического управления и приводит к злоупотреблению “шоковой терапией”, которую Дж. Стиглиц назвал экстремизмом. [13]
Везде были нарушены требования безопасности внешнего долга. Чрезмерное давление на бюджеты новых независимых государств возникает, когда уровень внешнего долга по отношению к ВВП составляет 30%. [14] Однако этот порог установлен на уровне 60%, а фактический показатель находится на еще более высоком уровне. Причиной краха сотрудничества между регионами является разрушение кооперационных связей между предприятиями и неэффективное использование транзитного потенциала стран. В процессе стратегического планирования принцип формирования альтернативных стратегий не используется. Это ограничивает оценку способности маневрировать ресурсами.
Когда эксперты разрабатывают стратегию, они часто полагаются на правительственные директивы. Они игнорируют объективную тенденцию к снижению издержек добывающих отраслей и повышению роли инноваций, не принимают во внимание феномен трансграничной передачи кризиса. Политическая идеализация определенных векторов сотрудничества не позволяет нам правильно прогнозировать ситуацию. В то же время опыт показывает, что политические интересы всегда менее надежны, чем экономические. В странах с переходной экономикой, работающих в условиях радикальной либерализации внешней торговли, отечественные производители становятся менее конкурентоспособными, чем крупные иностранные корпорации. Стремительная либерализация денежно-кредитной и финансовой систем создает предпосылки для перевода капитала из реального сектора в финансовый.
На основе анализа недостатков стратегического управления можно сформулировать следующие рекомендации. Объективный подход к разработке стратегии может быть обеспечен только небольшой и гибкой группой независимых экспертов. Например, команда “мозгового треста” Ф.Д. Рузвельта состояла из пяти человек, остальные эксперты работали на временной основе. Конкурсный отбор экспертов позволяет создать оптимальную команду, произвести предварительную оценку новизны идей, использовать адекватные методы для решения стратегических задач. Это подтверждается замечанием Н. Кондратьева о том, что “исторические законы обществознания меняются вместе с изменениями в обществе”. [15] Сейчас ученые чувствуют необходимость вернуться к идеям П. Сорокина, который предложил теорию интегрализма, основанную на плюрализме интересов и сотрудничестве всех слоев общества. [16] Решение проблемы децентрализации управления и охраны окружающей среды требует возрождения научной школы В. Вернадского. Стратегическое управление должно основываться на принципе постепенности, то есть обеспечивать последовательность шагов, а не “шоковую терапию”. Концепция постепенности [17] обеспечивает последовательное осуществление реформ. В то же время государство должно смягчить экономические и социальные последствия этих реформ. Например, постепенный подход может быть реализован путем реализации последовательного плана капитализации национальной экономики. [18]
Необходимо отслеживать эффективность реализации стратегии и результаты экономической конвергенции. [19] Это позволяет нам обеспечить актуализацию параметров стратегического развития. Для того чтобы контролировать процесс разработки, необходимо планировать промежуточные и конечные цели. Действия государственных органов должны соответствовать этим целям. Необходимо установить начальный уровень социальных стандартов, который не должен ухудшаться. Одним из принципов успешного стратегического управления является принятие решений на основе консенсуса. Руководствуясь этим принципом, Европейский союз планирует принять меры по преодолению новых угроз для ЕС. Стратегия на национальном и региональном уровнях должна включать механизмы социального партнерства и консолидации интересов различных слоев общества.
Использование синергетических механизмов для достижения амбициозных целей стратегии становится одним из основных принципов стратегического управления. Синергетический эффект возникает в результате межотраслевого, межрегионального и международного сотрудничества, он достигается “объединением предприятий важнейших секторов национальных экономик в единую систему, работающую в режиме реального времени”. [20; 21] В то же время сужение структуры экономики и сокращение доли обрабатывающих отраслей сокращают возможности для экономического развития в странах с переходной экономикой.
В стратегическом плане важно использовать принцип международного обмена радикальными инновациями и производственным опытом в регионе. Это позволяет нам добиться сближения уровня социально-экономического развития государств региона и способствовать повышению общего уровня региональной экономической безопасности. Широкое распространение инноваций возможно на основе использования модели открытых инноваций Чесбро. [22] Страны со слабой экономикой могут повышать свой технический уровень, последовательно переходя от одного продукта к другому с большей добавленной стоимостью. Таким образом, они постоянно совершенствуют технологию производства. Лидер региона обеспечивает инновационный прорыв, открывая новые возможности для соседних стран. Без такого сотрудничества невозможно обеспечить сближение стран с разным уровнем развития.
Со стратегической точки зрения, для поддержания стабильного уровня экономического развития и уровня благосостояния населения радикальные инновации должны обладать высоким междисциплинарным потенциалом и обеспечивать использование новейших знаний и результатов исследований. По словам Райнерта, Э. радикальные инновации рождаются в прорывных секторах, поэтому эти отрасли должны быть расположены в каждой стране. Только стратегия, основанная на внедрении радикальных инноваций, может обеспечить стране достойное место на мировых рынках. Симметричные экономические отношения между странами, находящимися на одинаковом уровне развития, могут обеспечить надлежащий уровень защиты национальных экономик и социального благосостояния каждой из этих стран. Асимметричные отношения в торговле, напротив, провоцируют усиление дифференциации между странами. [23] Наконец, мы должны обратить внимание на ответственность всех ветвей власти за реализацию стратегий. Наличие сильного и ответственного правительства является необходимым условием для формирования и реализации смелых стратегий. Опыт “Азиатских тигров” показывает, что при достижении высоких результатов промышленного развития этих стран важная роль принадлежит сильному правительству, способному организовать инновационное развитие и взять на себя ответственность за будущее страны.
Стратегическое планирование в регионе имеет особенности, отражающие конкретную экономическую, социальную и экологическую ситуацию. Разработка региональной стратегии включает в себя следующие этапы: согласование цели; социально-экономические и экологические исследования; SWOT-анализ и определение конкурентных преимуществ; разработка стратегии и программ по ее реализации; проверка результатов. Главной целью социально-экономического развития региона является повышение благосостояния и качества жизни. Таким образом, стратегия предусматривает соответствующую систему приоритетов и показателей для мониторинга реализации стратегии. Наличие стратегии регионального развития способствует созданию благоприятного делового климата, инвесторы могут координировать свои действия с приоритетами региона и некоторыми преференциями, использовать общую инфраструктуру для участия в деятельности региональных и межрегиональных кластеров. Территориальное планирование и зонирование обеспечивают рациональное использование территории, сбалансированное социально-экономическое развитие. Наличие региональной стратегии социально-экономического развития является основой для обоснования потребности в финансовых ресурсах из центрального бюджета, разработки и реализации целевых программ, адресных инвестиционных проектов, обосновывающих назначение функционализации особых экономических зон. Инновационное содержание социально-экономической стратегии регионов позволяет в полной мере раскрыть потенциал регионов и обеспечить эффективное развитие их территорий, а также обеспечить экологическую безопасность.
В последние годы ученые обращают внимание на роль асимметричной рыночной информации в углублении дифференциации социально-экономического развития разных стран. [24; 25] Нейтрализация информационной асимметрии на рынках может быть основана только на динамичном развитии медиаиндустрии, информационно-коммуникационных технологий во всех странах, внедрении механизмов государственно-частного партнерства и активизации всех институтов гражданского общества. [26] В стратегиях развития государства необходимо учитывать экономические угрозы и последствия гибридных войн. Гибридная агрессия, как правило, направлена на дестабилизацию экономической и политической системы противника. [27; 28; 29] Чтобы противодействовать этим деструктивным воздействиям, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, институциональные и технологические возможности системы национальной безопасности. Наиболее эффективным средством обеспечения безопасности является формирование конкурентоспособных промышленных кластеров [3; 30]
1. Model.Exponenta.Ru — учебно-методический сайт о моделировании и исследовании систем, объектов, технических процессов и физических явлений. http://model.exponenta.ru/
1. Suhorukov A.I. Investuvannya ukrayins'koyi ekonomiky: Monohrafiya /Za red. A.I. Sukhorukova. – K.: Natsional'nyy instytut problem mizhnarodnoyi bezpeky, 2005. – S. 176
2. Ursul A.D., Romanovich A.L. Globalizatsiya, ustoychivoe razvitie i bezopasnost: sistemno-sinergeticheskiy pohod [Elektronniy resurs] – Rezhim dostupu:http://spkurdyumov.ru/globalization/globalizaciya-ustojchivoe-razvitie-i-bezopasnost
3. Suhorukov A.I. Transfer krizisa i perspektivyi razvitiya natsionalnoy ekonomiki v usloviyah globalizatsii v kn: Ekonomicheskaya bezopasnost: novaya paradigma formirovaniya i obespecheniya // pod red. E.M. Soroko, I.A. Belousovoy, T.I. Egorovoy-Gudkovoy. – Odessa, Institut kreativnyih tehnologiy, 2011. – S. 175-198
4. Evteev S.A. Nashe obschee buduschee: Doklad Mezhdunarodnoy komissii po okruzhayuschey srede i razvitiyu (MKOSR): Per. s angl./ Pod red. i s poslesl. S.A. Evteeva i R.A. Pereleta – M.:Progress, 1989.
5. Knyazeva E.P. Zakonyi evolyutsii i samoorganizatsii slozhnyih sistem / E.P. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. – M.: Nauka, 1994. – 238 s.
6. Raytner E. Kak bogatyie stranyi stali bogatyimi, i pochemu bednyie ostayutsya bednyimi / Per. s angl. N. Avtonomovoy, pod red. V. Avtonomova; Gos. un-t. – Vyisshaya shkola ekonomiki. – M., 2011. – 384 s.
7. Shumpeter Y. A. Teoriya ekonomichnoho rozvytku. Doslidzhennya prybutkiv, kapitalu, kredytu, vidsotkiv ta ekonomichnoho tsyklu / Per. s anghl. V. Starka. – K: Vydavnychyy dim “Kyyevo-Mohilyans'ka akademi, 2011. – 242 s
8. Porter M. E. Konkurentsiya: Per. s angl. – M.: Izdatelskiy dom “Vilyams”, 2006. – S. 203-434.
9. Bertalanfi L. Obschaya teoriya sistem: kriticheskiy obzor. V sbornike perevodov Issledovaniya po obschey teorii sistem. M.: – Progress, 1969. – 520 s. (s. 23–82).
10. Klauzevits K. O voyne / Karl Klauzevits; [per. s nem.]. – M.: Eksmo; SPb.: Midgard 2007. – S. 155-215.
11. Chugreev V. Vvedenie v printsipyi strategi [Elektronniy resurs] – Rezhim dostupu: http://strateg.org/vvedenie-v-principy-strategii.html
12. Kuzyik B.N., Yakovets Yu.V. Rossiya-2050: strategiya innovatsionnogo proryiva. – M.: Ekonomika -2005. – 624s.
13. Stiglits Dzh. Globalizatsiya: trevozhnyie tendentsii / Per. s angl. G. G. Pirogova. M.: Natsionalnyiy obschestvenno-nauchnyiy fond, 2003. 304 s.
14. Systema ekonomichnoyi bezpeky derzhavy / Pid zah. red. Sukhorukova A.I. / Natsional'nyy instytut problem mizhnarodnoyi bezpeky pry RNBO Ukrayiny. – K.: VD “Stylos”, 2009. – S. 194-204.
15. Kondratev N.D. Osnovnyie problemyi ekonomicheskoy statiki i dinamiki. Predvaritelnyiy eskiz. M.: Nauka, 1991. – S. 220-241.
16. Yakovets Yu.V. Epohalnyie innovatsii HHI veka / Yu.V. Yakovets; Mezhdunar. In-t P. Sorokina – N. Kondrateva. – M.:ZAO “Izdatelstvo “Ekonomika”, 2004. – S. 318-333.
17. Polterovich V.M. Transplantatsiya ekonomicheskih isntitutov / Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii, № 3, 2001. – S. 24-50.
18. Suhorukov A.I. Investuvannya ukrayins'koyi ekonomiky: Monohrafiya /Za red. A.I. Sukhorukova. – K.: Natsional'nyy instytut problem mizhnarodnoyi bezpeky, 2005. – S. 22-43
19. Saks Dzh., Vorner E. Ekonomicheskaya konvergentsiya i ekonomicheskaya politika // Voprosyi ekonomiki, 1995, № 5. – S. 13-38.
20. Kastels M. Informatsionnaya epoha: ekonomika, obschestvo i kultura / M. Kastels. – M. : GUVShE, 2000.
21. Raytner E. Kak bogatyie stranyi stali bogatyimi, i pochemu bednyie ostayutsya bednyimi / Per. s angl. N. Avtonomovoy, pod red. V. Avtonomova; Gos. un-t. – Vyisshaya shkola ekonomiki. – M., 2011. – 384 s.
22. Chesbrough H. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology / H. Chesbrough, Boston, Massachusetts, Harvard Business School Publishing Corporation, 2003. – 226 p.; Chesbrough H. Open Business Models. How to Thrive in the New Innovation Landscape / H. Chesbrough, Boston, Massachusetts, Harvard Business School Publishing Corporation, 2006. – 224 p.
23. Karlson A. Shvedskiy eksperiment v demograficheskoy politike: Gunnar i Alva Myurdali i mezhvoennyiy krizis narodonaseleniya / A. Karlson – M.: Myisl, 2009. – 312 s.
24. Spens M. Sleduyushchaya konvergenciya. Budushchee ehkonomicheskogo rosta v mire, zhivushchem na raznyh skorostyah = The Next Convergence: The Future of Economic Growth in a Multispeed World. (2011). – M.: Izdatel'stvo Instituta Gajdara, 2012. – 336 s.
25. Tagarov B. Zh. Asimmetriya informatsii na ryinke kapitala i ee posledstviya /B.Zh. Tagarov // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. – 2014. – № 1 (93). – S. 14-18.
26. Suhorukov A.I. Vpliv asimetrichnostі іnformacії na ekonomіchnu bezpeku derzhavi, її regіonіv ta sub’єktіv gospodaryuvannya // V kn.: Stalij rozvitok – XXI stolіttya: upravlіnnya, tekhnologії, modelі. Diskusії 2017: kolektivna monografіya / Averіhіna T.V., Adamec' T.P., Anderson N.V. [ta іn.]; NTUU “KPI”. – Kiїv, 2017. – S. 115-127.
27. Valerica Cruceru. On contemporary warfare: short review of specific concepts // Revista Academiei For Telor Terestre. – 2014. – № 3. – P. 231-237.
28. Frank G. Hoffman. Conflict in the 21st century: The Rise of Hybrid Wars / Potomac Institute for Policy Studies. – Arlington, 2017. – Р. 8. – http://www.potomacinstitute.org/publications/Potomac_HybridWar_0108.pdf
29. SvItova gIbrIdna viyna: ukraiyinskiy front: monografIya / za zag. red. V.P. GorbulIna. – Kiyiv: NISD, 2017. – 496 s.
30. Shevchenko A.V. Prioriteti ta instrumenti derzhavnoyi promislovoyi politiki u zabezpechennI vidnovlennya zrostannya realnogo sektora ekonomiki Ukrayini / A.V. Shevchenko // Biznes Inform. – 2016. – № 1. S. 72-76.