Авторы: О.Г. Гарафанова, Г.В. Жосан, Р.В. Янковой
Источник: Scientific Bulletin of Polssia. – 2017. – No 3-2(11). – P. 66-71.
В условиях глобализации бизнеса и торговли, когда даже понятие «кризис» приобретает мировой характер, стремление к постоянному взрослению и развитию становится наиболее важным и первоочередным. В связи с этим, в последнее время, возникают вопросы о более эффективном, рациональном управлении, сертификации, системах управления качеством, в числе стоящих стандарта ISO 9001.
Качество и количество продукции являются наиболее важными показателями конечного результата деятельности предприятия. Поэтому следует иметь в виду стратегическое значение решаемых задач: не только организационно управленческие, экономические, технические, производственно-потребительские стороны проблемы, но и моральные, социальные и политические аспекты. Проблема повышения качества должна стать государственным приоритетом.
Значительный вклад в развитие теории, методологии и истории развития управления качеством продукции внесли известные ученые: А. Гличев, М. Круглов, И. Крыжановский, О. Лосицкий, Т. Корнеева, Е. Коротков, А. Фейгенбаум, Г. Тагути, Э. . Шиллинг, Х. Вадсворд, Т. Сейфи, Ю. Ребрин.
В то же время, недостаточно научных работ освещают особенности внедрения систем управления качеством на основе новой версии международного стандарта ISO 9001:2015. Требуют исследования новые требования, определенные настоящим стандартом, а также его отличия от предыдущей версии.
Исследование особенностей новой версии международного стандарта ISO 9001:2015, сравнение его с предыдущей редакцией ISO 9001:2008 и выделение ключевых отличий.
Аббревиатура ISO расшифровывается как Международная организация по стандартизации. Это организация, представляющая собой всемирную федерацию национальных организаций по стандартизации.
Стандарты ISO были впервые введены в 1987 году. После этого каждые 6-7 лет стандарт пересматривается и уточняется. На сегодняшний день выпущено уже пять версий, последняя версия ISO 9001:2015 выпущена в сентябре 2015 г. (табл. 1).
Год | Стандарт |
1987 | Принятие первой группы серийных стандартов (ISO 8402, ISO 9000, ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003, ISO 9004). |
1994 | Принятие пересмотренной версии группы стандартов, по которой осуществляется сертификация качества и осуществляется система менеджмента (ISO 9001, ISO 9002, ISO 9004). |
2000 | Обзор ключевых стандартов этой версии (ISO 9000, ISO 9004), сокращение стандартов номер для выполнения одного соответствующего стандарта (ISO 9001). |
2002 | Принятие стандарта ISO 19011:2002, касающегося аудита систем менеджмента качества и системы экологического менеджмента. |
2005 | Обновленная версии выпуска стандарта ISO 9000:2005. |
2008 | Обновленная версии стандарта ISO 9001: выпуск стандарта 2008 г. |
2009 | Обновленная версии стандарта ISO 9004: выпуск стандарта 2009 г. |
2011 | Обновленная версии стандарта ISO 190011: выпуск стандарта 2011 г. |
2015 | Обновленная версии стандарта ISO 9000:2015 и ISO 9001:2015. |
На сегодняшний день более 150 стран мира являются членами ИСО, которые представлены национальными организациями по стандартизации. За период существования организации было опубликовано более 17 000 международных стандартов в различных сферах деятельности. Начало было положено в период быстрого подъема производства и, как следствие, мощного развития торговли между крупными промышленно развитыми странами. Внедрение стандартов привело к удешевлению продукции, снижению себестоимости продукции, сокращению отходов, улучшению совместимости продукции, производимой в разных странах, упрощению использования и обслуживания. На сегодняшний день более чем в 100 странах мира выдано более миллиона сертификатов ISO 9001.
ISO 9001:2015 содержит основные понятия, принципы и словарь систем менеджмента качества. Также он является основой для других стандартов системы менеджмента качества. Этот стандарт не устанавливает требования к продукту/услуге.
15 сентября 2016 года Международная организация по стандартизации приняла новую версию стандарта ISO 9001:2015. С тех пор начался переходный период продолжительностью 3 года, в течение которого действовали как старая версия стандарта ISO 9001:2008, так и новая версия сертификатов ISO 9001:2015.
Можно выделить основные четыре изменения в стандарте:
1. Принципы менеджмента качества, лежащие в основе требований стандарта ISO 9001 [7]. Предыдущая версия стандарта содержала восемь принципов, теперь их семь (табл. 2).
ISO 9001:2009 | ISO 9001:2015 |
Клиентоориентированность | Клиентоориентированность |
Лидерство | Лидерство |
Участие сотрудника | Участие персонала |
Процессный подход | Процессный подход |
Системный подход к управлению | Системный подход к управлению |
Постоянное улучшение | Улучшение |
Принятие решений на основе доказательства фактов | Принятие решений на основе доказательства фактов |
Взаимовыгодные отношения с поставщиками | Управление отношениями |
Такие принципы, как клиентоориентированность, лидерство и процессный подход, остались без изменений.
Изменение названия связано с этими четырьмя пунктами. При этом существенные характеристики и содержание не претерпели существенных изменений.
Исчез принцип «системного подхода», поскольку он частично описан в «Процессном подходе». Однако наиболее существенной причиной исключения этого принципа является то, что внедрение системы менеджмента качества на предприятии – это уже системный подход.
2. Стандартная структура. Изменение структуры стандарта было вызвано тем, что новая версия ISO 9001 была разработана в соответствии с Приложением SL - новым шаблоном для стандартов на системы менеджмента:
- единая структура высочайшего уровня стандартов систем менеджмента (ISO 14001, ISO 27001);Изменения в стандартном составе приведены в таблице 3. [4] [5] [6]
ISO 9001:2009 | ISO 9001:2015 |
Введение | |
1. Область применения. | |
2. Нормативные ссылки. | |
3. Понятия и определения. | |
4. Система контроля качества. | 4. Организационная среда. |
5. Ответственность руководства. | 5. Лидерство. |
6. Планирование | |
6. Управление ресурсами. | 7. Обслуживание системы управления. |
7. Производство продукции. | 8. Производство. |
8. Измерение, анализ, улучшение | 9. Оценка эффективности. |
10. Улучшение. |
Терминология и определение понятий претерпели следующие изменения:
1. Появились новые термины и понятия.
Организационная среда – это процесс, который определяет факторы, влияющие на цель, назначение и устойчивость организации. Он принимает во внимание внутренние факторы, включая ценности, культуру, знания и эффективность организации. Также учитываются такие внешние факторы, как правовая, технологическая, конкурентная, рыночная, культурная, социальная и экономическая среда.
Заинтересованные стороны. Понятие заинтересованных сторон выходит за рамки внимания только к заказчику. Важно учитывать все соответствующие заинтересованные стороны.
Частью понимания процесса среды организации является определение заинтересованных сторон. Соответствующие заинтересованные стороны — это те, которые подвергаются значительному риску устойчивости, если их потребности и ожидания не будут удовлетворены. Организации определяют, какие результаты должны быть предоставлены этим соответствующим заинтересованным сторонам, чтобы снизить этот риск.
Риск – это эффект неопределенности. Риск-ориентированное мышление необходимо для создания успешной системы управления качеством. Понятие «риск-ориентированное мышление» было неясным в предыдущих редакциях этого стандарта. Например, он охватывал выполнение предупредительных мер по устранению потенциальных несоответствий, анализ любых возникающих несоответствий и принятие мер по предотвращению их повторения, адекватных последствиям несоответствия [8] [10].
Чтобы обеспечить соответствие требованиям настоящего стандарта, организация должна планировать и проводить анализы рисков и возможностей. Изучение как рисков, так и возможностей является основой для улучшения эффективность системы менеджмента качества, достижение улучшенных результатов и предотвращение ударов.
2. Некоторые термины изменены (табл. 4).
ISO 9001:2009 | ISO 9001:2015 |
Продукты | Продукты и услуги |
Документация, руководство по качеству, задокументированные методики, протоколы и записи | Документация информации |
Рабочая обстоновка | Среда для работы |
Средства контроля и измерительной техники | Ресурсы для мониторинга и изменений |
Запасы производства | Товары и услуги, полученные извне |
Провайдер | Внешний поставщик |
3. Некоторые термины не используются. Термин «Исключение». Организация должна соблюдать все требования стандарта. Никаких исключений быть не может. Однако когда организация определяет область применения стандарта, и если какое-либо из требований стандарта не может быть применено к этой области, оно может быть исключено. В этом случае организация должна тщательно обосновать свои действия с помощью фактов. Однако большинство специалистов не рекомендуют этого делать.
Также из стандарта исчезли такие термины, как «Представитель руководства», «Предупредительные меры», «Исключения».
Сертификат ISO 9001 на систему менеджмента качества не гарантирует качество предоставляемого продукта или услуги. Разработка и получение сертификата обслуживания ISO 9001 является своего рода инструментом доверия. Простыми словами, это презентация компании, дающая потенциальному заказчику и потребителю информацию о производителе, об организации работы на предприятии, её соответствии стандартам, принятым в современном бизнесе. Сертификат ISO 9001 — это документ, свидетельствующий о зрелости системы управления.
Основные отличия стандарта ISO 9001:2015 от его предыдущей версии заключаются в построении системы менеджмента качества и постановке перед ней целей с учётом внешних и внутренних факторов, уникальные для каждой организации (контекст организации); соблюдение требований системы менеджмента качества заинтересованных сторон; внедрение риск-ориентированного подхода к системе менеджмента качества. ISO 9001 не содержит требований по использованию официального управления рисками при выявлении рисков и возможностей. Организация может выбрать способ который соответствует его потребностям; создание механизмов накопления и обновления внутрифирменных знаний (управление знаниями) как основа развития и совершенствования организации и её процессов; больше внимания уделяется управлению изменениями в продуктах, в процессах организации и в системах управления качеством в целом.
1. The ISO Survey of Certifications – 2013. Switzerland: ISO. (2013).
2. Vitkin, L., Borysenko, M., Hlukhova, O. I., Karandieiev, K. H. (2012). Evoliutsiia systemy upravlinnia yakistiu vyshchoho navchalnoho zakladu [Evolution of the quality management system of a higher educational institution]. Standartyzatsiia, sertyfikatsiia, yakist – Standardization, certification, quality, 3, 40-45 [in Ukrainian].
7. Quality management principles Switzerland: ISO. (2015). www.iso.org. [in English].
8. International standard Risk-management – Principles and guidelines ISO 31000:2009. (2009). Switzerland : ISO copyright office [in English].
9. Burbela, O. V., Shalahai, Yu. O. (2011). Rozvytok system upravlinnia yakistiu produktsii v Ukraini [Development of Quality Management Systems in Ukraine]. Ekonomichnyi prostir – Economic space, 49, 55-59 [in Ukrainian].
10. Levkulych, V. V. (2012). Zovnishni ta vnutrishni faktory vplyvu na zabezpechennia ta pokrashchennia yakosti produktsii [External and internal factors of influence on maintenance and improvement of product quality]. Naukovyi visnyk Uzhhorodskoho universytetu. Seria Ekonomika – Scientific Bulletin of Uzhgorod University. Series Economics, 36, 187–193 [in Ukrainian].
11. Groot, T., Selto, F. H. (2013). Advanced management accounting. Harlow: Pearson [in English].