направить работников, которые не имеют профильногоо образо- вания, на обучение в Донбасскую аграрную академию (заочное фор- ма обучения);

корректировать стиль и методы руководства (использовать эко- номические и социально-психологические методы управления);

внедрить систему служебно-должностного и профессионально- го роста работников;

ввести процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей - аттестацию методом стандарт- ных оценок;

составить план мероприятий для эффективной адаптации пер- сонала (спортивные соревнования, благотворительная деятельность, корпоративная социальная политика);

усилить мотивацию и стимулирование труда путем воспитания

патриотизма и ответственности (позволит снизить текучесть кадров).

Список литературы.

  1. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ <Институт экономи- ческих исследований>; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ <Ин- ститут экономических исследований>. Донецк, 2018. 260 с.

  2. Seзil YURDAKUL EROL Various Evaluations on Human Resources Management in Forestry in Turkey and the State of Technical Forestry Staff // Current Trends in Science and Landscape Management . - 2017 - С. 543-563


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Демененко Е.И. магистр кафедры

БГТУ им. В.Г. Шухова

Аннотация. В статье актуализируются вопросы профессионального развития персонала организации в условиях нестабильной социально- экономической ситуации на рынке. Авторами рассмотрены основные подходы к развитию работников в организациях, этапы построения и управления системой профессионального развтия персонала, а также цели и факторы формировния профессиональнго развития персонала в усло- виях социально-экономической турбулентности.

Введение. Современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Данный факт начали по- нимать не только зарубежные компании, но и современные отечествен- ные организации, которые все больше внимания уделяют созданию про- фессиональной системы управления человеческим капиталом. Система профессионального развития персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение [1]. Это свя- зано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требова- ния к уровню квалификации персонала, их знаниям и навыкам, тогда

как они имеют свойство терять свою действенность в условиях современ- ной меняющейся экономики. Компании осознают, что обучение и разви- тие персонала является важнейшим условием успешного функциониро- вания любой организации.

Но при этом необходимо помнить тот факт, что обучение, подготов- ка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить системный характер и проводиться в течение всей трудовой дея- тельности. Инвестирование в профессиональное развитие кадров при- носит организации большую прибыль, чем инвестирование в усовершен- ствование производственных мощностей, т. е. человеческий ресурс можно определить как ключевой фактор эффективности использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Кроме того, эффективная, систематическая деятельность по професси- ональному развитию персонала помимо непосредственного роста при- были имеет ряд таких, не менее важных, положительных последствий для организации как раскрытие потенциала работников; сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива; рост мо- тивации; укрепление преданности сотрудников организации; привле- чение новых сотрудников; формирование желательных образцов пове- дения и соответствующей организационной культуры, способствующей успешному достижению организационных целей.

Следовательно, актуальность данной статьи обусловлена следующи-

ми обстоятельствами:

Цель и задачи исследования. Основной целью данной статьи являет- ся исследование значения профессиональнго развития персонала в сис- теме управления персоналом организации при выраженной социально- экономической турбулентности.

Основная часть. Профессиональное развитие персонала имеет боль- шое значение и является критерием успешности и эффективности рабо- ты каждой организации. Профессиональный рост персонала организа- ции влияет как на финансовую успешность организации, так и на внутренний климат коллектива. Большинство российских и зарубежных ученых считают, что грамотное профессиональное развития персонала является эффективной кадровой технологией, которая способствует не только стимулированию, но и усовершенствованию реализации социаль- нотрудовых отношений. Высокий уровень знаний и навыков делает спе- циалистов востребованными как на конкурентном рынке, так и в рамках самой организации.

По мнению многих исследователей, необходимость развития персо- нала в современной ситуации обусловливается разными причинами, сре- ди которых:

В результате эффективного профессионального развития происходит социальное развитие индивида, которое проявляется, в первую очередь, в карьерном росте, а также повышении социального статуса.

Итоговым звеном цепи развития является личностный рост, который происходит в результате формирования системы ценностей, приобрете- ния навыков предотвращения и разрешения конфликтов, роботы в кол- лективе, а также путем физического, психологического, духовного, куль- турного, этического и эстетического развития индивида. В свою очередь, личностное развитие влияет на профессиональное развитие (путем повы- шения самомотивации к обучению) и социальное развитие (вследствие признания заслуг, опыта, знаний и т.д.).

Вывод. По нашему мнению, система профессионального развития персонала - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направлен- ных на совершенствование профессиональных компетенций работников и их мотивации с целью выполнения не только необходимых для работы обязанностей, но и новых функций для решения актуальных и перспек- тивных задач организации в условиях социально-экономической турбу- лентности.

Заключение. Таким образом, в современном экономическом про- странстве профессиональное развитие персонала выступает одним из глав- ных факторов конкурентоспособности предприятия. Для организации эффективного профессионального развития персонала необходимо рас- ширять границы знаний, навыков, умений персонала, а также формиро- вать систему гибкого поведенческого уровня профессионала в условиях неустойчивой социально-экономичской системы.

Список литературы

  1. Сухов М.А. Опыт внедрения системы саморазвития персонала в российс- ких компаниях О.А. Пешкова // Автоматизация и управление в техни- ческих системах. 2015. № 4. С.22-28.

  2. Шавырина И.В., Демененко И.А. Ценностно-мотивационные ориентиры студенческой молодежи // Вестник Института социологии. 2017. Т.8. №2 (21). С. 128-139.

  3. Голенкова 3.Т., Кошарная ГБ., Кошарный В.А. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интег- рация образования. 2018. Т. 22. №2 (91). С. 262-273.

  4. Кошарная Г.Б. Мотивация современных российских предпринимателей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Обществен- ные науки. 2015. №4 (36). С. 146-154.

  5. Сухорученко О.В. Развитие концепции профессионального развития пер- сонала организации // Науковедение. 2013. №5 (18). С. 351-356.

  6. Гулей И.А. Интеграция траекторий социального развития организаций посредством кадровой политики // Менеджмент в России и зарубежом. 2014. №6. 2014. С. 103-109.

  7. Демененко И.А., Шавырина И.В., Кравченко Е.Ю. Концептуальный кон- тур политики взаимодействия вузов и бизнес-сообществ // Вестник Бел- городского университета кооперации, экономики и права. 2018. No 2 (69). С. 109-118.

  8. Щелоков Д.А. Профессиональное развитие персонала фирмы // Экономи-

ческие науки. 2012. №10. С. 29-34.


СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯ- НИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Гладкова И.А. ст. препод.; БГТУ им. В.Г. Шухова

Аннотация. В статье рассматриваются траектории социальной мо- бильности в современных условиях, проводится анализ состояния струк- турной и базовой мобильности в современном российском обществе, рас- сматриваются вопросы влияния социальных институтов образования и семьи на потоки социальной мобильности.

Введение. В настоящее время проблема социальной мобильности яв- ляется весьма актуальной. В современном российском обществе возрас- тает экономическое неравенство, происходят существенные изменения социально-профессиональной структуры, которые оказывают влияние на перемещение отдельных личностей и групп в социальной структуре об- щества. На данный процесс влияют также изменения в системе ценност- ных ориентаций и возрастающие культурные различия между соци- альными группами. В таких динамичных условиях потоки мобильности