УДК 005.322:378.147

ББК У291.21р ГРНТИ 15.81.35 Код ВАК 13.00.05

Степанова Любовь Николаевна,

старший преподаватель, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета; 632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодежная, 7; e-mail: stepanovakainsk@yandex.ru.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И УПРАВЛЕНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; прогнозирование; прогностические способности; менеджмент; управленческие способности; коммуникативная компетентность; саморегуляция лич- ности; самоактуализация личности; студенты.

АННОТАЦИЯ. Анализируется проблема трансформации современного российского образования, его переход на деятельностно-ориентированную модель. В ходе теоретического анализа отдельное внимание уделяется вопросу прогнозирования будущего как одного из условий эффективности дея- тельности в современном обществе. Раскрывается понятие прогностических способностей лично- сти. Проводится обзор исследований, посвященных проблеме прогностических способностей с по- зиций современных методологических подходов. Описывается структура и уровни развития про- гностических способностей. Особое внимание уделяется анализу роли прогностических способно- стей в решении задач менеджмента и управления. В ходе эмпирического исследования подтвер- ждается наличие взаимосвязи между прогностическими и управленческими способностями студен- тов-менеджеров. Устанавливаются прямые корреляционные связи между отдельными компонен- тами способности к прогнозированию и такими предикторами организационно-управленческого потенциала студентов, как социально-коммуникативная компетентность, коммуникативно- личностный потенциал, мотивация достижения успеха, саморегуляция и гибкость поведения, стремление к самоактуализации.

Исследование дополняют существующие в настоящее время в современной психологии представ- ления о феномене прогностических способностей личности, факторах и механизмах их развития. Обосновывается необходимость целенаправленного развития прогностических способностей сту- дентов-менеджеров как условие повышения их профессиональной и личностной компетентности.

Stepanova Lyubov Nikolayevna,

Senior Lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev branch), Kuibyshev, Russia.

DEVELOPMENT OF PROGNOSTIC ABILITIES

OF A PERSON IN MANAGEMENT AND ADMINISTRATION

KEYWORDS: competence-based approach; prognostics; prognostic abilities; management; management abilities; communicative competence; self-regulation; self-realization; students.

ABSTRACT. The issue of transformation of contemporary Russian education is discussed in the article. Special attention is paid to transition to activity-based model. Theoretical analysis focuses on the forecast for the future as one of the conditions of efficiency in contemporary society. The notion of prognostic abili- ties is defined. The article provides a review of the works covering the problems of prognostic abilities from the point of view of modern methodological approaches. It describes the structure and levels of prognostic abilities. Special attention is paid to the analysis of the roles of prognostic abilities in performing manage- ment and administration tasks. The empiric research proves the interrelation between prognostic and management abilities of students majoring in management. There is direct orrelation between certain components of prognostic ability and such predictors of organizational and management potential of stu- dents as socio-communicative competence, communicative and personal potential, motivation for success, self-regulation and flexibility and strive for self-realization.

The research contributes to the existing psychological studies that describe the phenomenon of prognostic abilities of a person, factors and mechanisms for their development. It is argued that it’s necessary to pur- posefully develop prognostic abilities of students majoring in management as a condition for their profes- sional and personal competence.

Д

Введение

image

инамичные социально-экономиче- ские изменения в жизни общества, отличительными чертами которого стано- вится глобализация, экономика инноваци- онного типа, рост конкуренции, уменьше- ние доли низкоквалифицированного труда, предъявляют новые требования к качеству подготовки профессиональных кадров. По- является запрос на специалистов, не только владеющих своей профессией, но и отлича-


© Степанова Л. Н., 2017

ющихся способностью критически мыслить, принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя, быстро дей- ствовать в ситуации неопределенности, ра- ботать с высокой продуктивностью, готовых находить нестандартные решения профес- сиональных задач.

В связи с этим в процессе вузовской подготовки осуществляется переход от зна- ниево-ориентированной к деятельностно- ориентированной модели образования, ре- ализующейся в форме компетентностного

подхода. Если ранее квалификация специа- листа предполагала усвоение обучающими- ся определенного набора знаний, умений и навыков, то содержание понятия «компе- тенция» сейчас включает целенаправлен- ное развитие универсальных способностей личности, основанных на новых социаль- ных потребностях и ценностях, среди кото- рых особую значимость приобретают прогностические способности личности.

Интерес к прогнозированию как психи- ческому явлению существует в психологии с момента ее выделения в самостоятельную науку. Сегодня, в условиях глобальных из- менений в различных сферах жизни от- дельного человека и человеческих сооб- ществ способность к прогнозированию бу- дущего приобретает особую актуальность. Прогностические способности позволяют личности создавать образ желаемого буду- щего, выстраивать различные альтернатив- ные варианты его развития, определять по- следствия сделанного выбора и наиболее оптимальные пути достижения поставлен- ных целей.

Методологические основания исследования

В большинстве случаев термин «прогно- зирование» (от греч. prognosis – предвиде- ние, предсказание о развитии чего-либо) рассматривается в качестве «опережающего отражения» или «антиципации», характер- ного для всех живых систем и выступающего у человека в качестве познавательной спо- собности, обеспечивающей возможность предвосхищения будущих событий.

Б. Ф. Ломов понимает антиципацию как

«способность субъекта действовать и при- нимать решения с определенным временно- пространственным упреждением в отноше- нии ожидаемых, будущих событий» [8, с. 123]. В подобной трактовке содержание понятий «антиципация» и «антиципацион- ные способности» совпадает, что позволяет использовать их как тождественные.

Прогностические способности человека проявляются на разнообразных уровнях функционирования психики, что послужи- ло основанием для разработки множества подходов к их изучению.

В работах П. К. Анохина, Н. А. Берн- штейна, затем в исследованиях В. М. Русало- ва, Д. А. Ширяева представлен психофизио- логический подход к исследованию пробле- мы. Авторы доказывают идею о врожденных предпосылках и нейрофизиологических ме- ханизмах прогностических способностей.

Структурно-уровневый подход разра- ботан Б. Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым. Исследователи предлагают рассматривать антиципацию как форму опережающего отражения действительности, охватываю-

щую широкий круг проявлений когнитив- ной, регулятивной и коммуникативной функций психики, на всех уровнях фило- и антропогенеза, обратив особое внимание на многомерность феномена антиципации [8, с. 134].

Важное значение при изучении про- гностической деятельности имеют работы зарубежных исследователей Дж. Брунера, У. Найссера, Д. Миллера, Ю. Галантера. Анализ антиципации в их интерпретации сопровождается использованием таких понятий, как «вероятностное ожидание»,

«гипотеза», «схема», «предвосхищающая схема».

Генетический подход в разработках российских психологов представлен в тру- дах А. Ю. Акопова, А. К. Осницкого, Л. А. Регуш, Е. А. Сергиенко и др. Центральным механизмом развития прогностических способностей рассматривается антиципа- ция – опережающее отражение действи- тельности; это фундаментальное свойство психики проявляется на разных уровнях отражения, в структуре различных психи- ческих функций: адаптивной, регулятив- ной, когнитивной, коммуникативной и вы- ражается (обнаруживается) в предчувстви- ях, предсказаниях, предвидениях и, конеч- но, в прогнозировании.

Деятельностный подход к изучению ан- тиципации описан в исследованиях отече- ственных психологов: Б. Ф. Ломова, Е. Н. Сур-кова, А. В. Брушлинского, А. Г. Асмолова, А. К. Осницкого, Л. А. Регуш. Авторы пытаются раскрыть феномен про- гнозирования через категориальный аппа- рат и объяснительные принципы теории деятельности. Л. А. Регуш определяет про- гнозирование как «познавательную дея- тельность, целью которой является получе- ние прогноза, а продуктом – знание о бу- дущем» [4, с. 88].

Вышеперечисленные подходы под- тверждают сложность и многоаспектность феномена прогнозирования и обосновыва- ют необходимость создания целостной ком- плексной концепции антиципационных способностей личности, отражающей всю глубину данного явления.

Мы в своей работе будем опираться на подход, предложенный Л. А. Регуш, которая рассматривает прогнозирование как позна- вательную способность, включающую в себя совокупность качеств познавательных процессов субъекта, определяющую успешность прогнозирования в любой дея- тельности, в том числе и в прогностиче- ской. Она считает, что способность к про- гнозированию может выступать и как об- щая, и как специальная способность. Об- щей она является в том смысле, что вклю-

чена в любую деятельность, является ее обязательной составляющей. Специальной способностью прогнозирование выступает как деятельность, целью которой является построение прогноза [12].

Л. А. Регуш выделяет два основных уровня развития прогностических способ- ностей: познавательный и личностный.

Познавательный уровень, в свою оче- редь, подразделяется на:

Личностный уровень прогнозирования, по мнению Регуш, представлен особенностя- ми временных аспектов самосознания: осо- знание своего Я во времени, «экстраполяция себя в будущее», временные центрации лич- ности, осознание ответственности за соб- ственные решения и действия (рисунок 1).


image

Рис. 1. Структура прогностических способностей Л. А. Регуш


Ядром структуры прогностических спо- собностей, по мнению автора, является ре- чемыслительный уровень, обеспечивающий- ся такими характеристики мыслительной де- ятельности, как аналитичность, глубина, гибкость, перспективность и доказатель- ность.

Перечисленные характеристики мыш- ления, являющиеся предикторами прогно- зирования, можно рассматривать в качестве ресурсов при изучении и решении проблем менеджмента и управления.

Менеджмент (от англ. manage – управ- лять) представляет собой современную пси- хологизированную концепцию результатив- ного социального управления, использова- ние человеческих ресурсов для реализации стратегических целей компании, организа- ция деятельности людей в целях придания

ей эффективной производительной силы.

Менеджер – профессионал в области управления, обладающий набором знаний, навыков и умений, необходимых для орга- низации профессиональной деятельности группы людей.

Выявлению профессионально важных качеств менеджеров посвящены работы И. Г. Никифорова, А. В. Карповa, Е. А. Кли- мовa, О. С. Виханского, И. В. Журавлева, М. П. Лебедки, И. Р. Стремякова и др.

Анализ работ Р. Л. Кричевского, Г. С. Ни- кифорова, Е. З. Мондраевой и других де- монстрирует отсутствие единой общепри- нятой структуры управленческих способно- стей. Профессионально важные качества менеджера представляют собой комплекс- ный в психологическом плане феномен, за- висящий от множества причин: свойств ха-

рактера, устройства личности, ее направ- ленности, знаний, опыта, способностей, об- стоятельств деятельности и т.д.

В психологической литературе можно встретить ряд работ, рассматривающих мене- джера и потенциал его управленческих ка- честв во взаимосвязи с умением предсказы- вать и быстро оценивать ситуацию, анализи- ровать вероятные результаты своих действий, способности разумно рисковать. Так, напри- мер, исследователь Л. И. Уманский к катего- рии первоочередных качеств, обусловливаю- щих эффективность выполнения управленче- ской деятельности, причисляет способность к прогнозированию. Она заключается в умении руководителя «заглянуть в будущее», преду- гадать ход событий и в результате такого про- гноза осуществлять все управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на осно- ве активно-прогностической («упреждаю- щей») стратегии [7].

По мнению Л. И. Уманского, способ- ность к прогнозированию как своих дей- ствий, так и действий подчиненных, а также организации в целом, являясь одним из ос- новных условий управленческой деятельно- сти, имеет синтетическое строение и долж- на быть понята как эффект конвергенции многих иных способностей – как когнитив- ных, так и личностных [7].

Эти данные подкрепляют наше пред- положение о том, что прогностические спо- собности также можно рассматривать в ка- честве профессионально важных качеств менеджеров. Способность к построению прогноза в профессиональной деятельности управленцев позволит устанавливать веро- ятностный характер развития событий, об- наруживать широту причинно-следствен- ных связей, моделировать и предвидеть по- следствия решений до их принятия, плани- ровать, переструктурировать исходные дан- ные, выдвигать и развивать гипотезы в со- ответствии с заданной целью.

Данное положение стало основой по- строения эмпирического исследования о наличии связи между способностью к про- гнозированию будущего и организационно- управленческим потенциалом личности.

Обсуждение результатов эмпирического исследования

Взаимосвязь прогнозирования и управ- ленческих способностей личности обусло- вила логику нашего исследования и высту- пила в качестве рабочей гипотезы. В иссле- довании приняли участие студенты IV курса очного отделения института рекламы и свя- зей с общественностью (ИРСО) по направ- лению подготовки «Менеджмент» Новоси- бирского государственного педагогического университета, в количестве 38 человек.

Для диагностики прогностических спо-

собностей использовался тест-опросник

«Способность к прогнозированию» автора Л. А. Регуш.

Организационно-управленческий по- тенциал студентов-менеджеров определялся на основе методик: опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетент- ности» (КОСКОМ), автор В. Н. Куницына, опросник «Стиль саморегуляции поведе- ния», автор В. И. Моросанова, «Модифици- рованный опросник диагностики самоактуа- лизации личности» (САМОАЛ), автор А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина.

Для исследования связи между предик- торами способности к прогнозированию и организационно-управленческим потенциа- лом студентов-менеджеров использовался метод ранговой корреляции Спирмена.

Выявлена прямая взаимосвязь показа- телей «Аналитичность мышления» и «Со- циально-коммуникативная компетент- ность», «Коммуникативно личностный по- тенциал» (таблица 1). Отсюда следует, что развитые аналитические способности бла- гоприятствуют становлению системы пси- хологических знаний студентов о себе и о других, о социальной действительности, позволяют выстраивать эффективное меж- личностное общение в соответствии с целя- ми и условиями взаимодействия, быстро и адекватно адаптироваться, решать межлич- ностные проблемы, эффективно применять выработанные сценарии поведения в слож- ных конфликтных ситуациях.

«Перспективность мышления», являясь компонентом речемыслительного уровня прогностических способностей, имеет пря- мые связи с такими показателями социаль- но-коммуникативной компетентности, как

«Понимание ситуации» и «Мотивация до- стижения». Получается, что перспектив- ность мышления усиливает стремление сту- дентов-менеджеров к успеху, к высоким ре- зультатам в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной, а также позволяет правильно оценивать ситуацию и быстро ориентироваться в ней.

Установлена достоверная взаимосвязь показателей «Осознанность» (мышления) и

«Общий уровень саморегуляции», а также

«Гибкость» и «Самостоятельность». Осо- знанность – это качество мышления, прояв- ляющееся в ориентации на совокупность вы- деленных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Осознан- ность мышления позволяет быстро и четко отделять главное от второстепенного, логи- чески приходить к правильным и обосно- ванным решениям, отделять факты от до- мыслов, находить наиболее эффективное решение проблем. Следовательно, чем осо- знаннее мышление студентов, тем более

гибким является их поведение, связанное с умением переструктурировать свои действия в ответ на изменяющиеся условия задачи. Осознанность мышления также повышает самостоятельность студентов, их автоном- ность в организации собственной активно- сти, способствует самостоятельному плани- рованию деятельности, организации работы по достижению выдвинутой цели, контролю хода ее выполнения, позволяет анализиро- вать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Осо- знанность мышления повышает общий уро- вень саморегуляции поведения, позволяет

будущим менеджерам эффективно воспри- нимать и осознавать события окружающей среды, моделировать будущее, самостоя- тельно планировать и организовывать свою деятельность, оперативно пересматривать запланированный путь решения задач, если он не удовлетворяет новым обстоятельствам, которые появляются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала. Ре- зультаты, представленные в таблице 3, де- монстрируют наличие ряда статистически достоверных взаимосвязей показателей

«Самоактуализация» и «Способность к про- гнозированию».


Таблица 1

Статистические данные ранговой корреляции предикторов

способности к прогнозированию и социально-коммуникативной компетентности студентов



Методики

Опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности»


Понимание ситуации


Сноровка, хватка

Мотивация достижений

Эмоциональная стабильность


Самопрезентация

Социально-психологическая компетентность

Вербальная компетентность

Оперативная, социальная компетентность


Эго-компетентность

Коммуникативная компетентность

Стабильность человеческих отношений


Мотивация одобрения

Коммуникативно-личностный потенциал

Методика «Способность к прогнозированию»

Аналитич- ность

-0,50

-0,27

-0,293

0,183

0,045

0,486

**

-0,219

-0,200

-0,171

0,116

0,126

-0,193

0,528

***

Осознан-

ность

-0,184

-0,198

-0,264

-0,263

0,292

-0,272

-0,148

-0,171

0,084

-0,030

-0,037

0,275

-0,194

Гибкость

-0,271

0,014

0,026

-0,068

0,06

-0,242

-0,19

0,031

-0,181

0,058

-0,148

0,009

0,083

Перспек- тивность

0,716

***

0,31

0,715

***

0,183

-0,204

0,243

0,095

0,158

-0,025

0,165

-0,034

0,144

0,207

Доказа- тельность

-0,041

0,113

-0,006

-0,015

-0,095

-0,29

-0,001

-0,089

-0,065

-0,259

-0,143

-0,131

-0,043

Общая прогно- стичность


0,315


0,09


-0,035


-0,006


-0,018


0,079


-0,064


-0,149


0,134


-0,236


0,224


-0,221


0,107

rsкритическое 0,32 при р 0,05*; 0,41 при р 0,01**; 0,5 0,001*** при n=38


Установлена прямая корреляция между показателями «Осознанность» (мышления) и такими параметрами самоактуализации студентов, как «Автономность», «Спонтан- ность», «Аутосимпатия» и «Общий уровень стремления к самоактуализации».

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, выступает ос- новным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты, прояв- ляется в самостоятельности определения соб-

ственных действий. Спонтанность – качество, следующее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, соотносится с такими ценностями, как свобода и естественность, реализуется через способность активно дей- ствовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Аутосимпатия – естественная основа целостности личности, подразумевает достаточно осознаваемую по- зитивную Я-концепцию, служащую источ- ником устойчивой адекватной самооценки.


Таблица 2

Статистические данные ранговой корреляции предикторов способности к прогнозированию и параметров саморегуляции поведения личности



Методики

Опросник «Стиль саморегуляции поведения»


Планирование


Моделирование


Программиро- вание


Оценивание результатов


Гибкость


Самостоятель- ность


Общий уровень саморегуляции

Методика «Способность прогнозированию».


Аналитичность


-0,137


-0,124


-0,089


0,170


-0,089


0,025


-0,016

Осознанность

0,261

0,022

-0,001

-0,033

0,447

**

0,525

***

0,336 *

Перспективность

-0,272

-0,241

-0,271

-0,186

0,112

0,170

-0,233

Доказательность

-0,254

-0,279

-0,291

-0,085

-0,200

0,161

-0,243

Общая прогностичность

-0,254

0,438

**

-0,174

-0,175

-0,118

0,063

-0,144

rsкритическое 0,32 при р 0,05*; 0,41 при р 0,01**; 0,5 0,001*** при n=38


Таблица 3

самоактуализации личности

знан-

ность

Статистические данные ранговой корреляции предикторов способности к прогнозированию и параметров самоактуализации студентов



Методика «Способность к прогнозированию»


Анали- тич- ность

Осознан ность


Гиб- кость

Перспек спектив- тив- ность


Доказа- тель-

Общая прогно- стич- ность

Опросник диагностики

Ориентация

во времени

0,14

0,161

-0,143

0,359 *

-0,181

-0,112

Ценности

0,139

0,123

0,128

-0,174

-0,233

0,024

Взгляд на природу человека

-0,249

0,114

0,291

-0,078

-0,004

-0,194

Потребность в познании

-0,176

0,029

0,011

-0,284

0,590***

-0,256

Стремление к творчеству

0,258

-0,103

0,218

-0,266

0,165

0,230

Автономность

-0,233

0,508 ***

-0, 116

-0,159

-0,044

0,136

Спонтанность

-0,039

0,714 ***

-0,115

-0,103

-0,141

0,303

Самопонимание

-0,166

0,104

0,018

-0,087

-0,116

0,495**

Аутосимпатия

-0,219

0,356 *

-0,193

-0,228

0,123

-0,032

Контактность

-0,117

0,085

-0,274

-0,165

-0,150

-0,025

Гибкость в общении

-0,140

0,081

-0,052

-0,201

-0,182

0,338*

Стремления

к самоактуализации

-0,247

0,477 **

-0,221

-0,281

-0,117

-0,022

rsкритическое 0,32 при р 0,05*; 0,41 при р 0,01**; 0,5 0,001*** при n=38


Соответственно, чем осознаннее явля- ется мышление студентов, тем более гармо- нично их личностное развитие и более вы- ражено их стремление к самооактуализа- ции, к наиболее полному выявлению и раз-

витию своих личностных и профессиональ- ных возможностей.

Интересна взаимосвязь показателей

«Перспективность мышления» и «Ориента- ция во времени». Чем больше у студентов

развита способность предвидеть скрытый смысл и последствия ситуации, а также со- вершать нужные действия, необходимые для подготовки к возможным последствиям, тем более выражена их ориентация на настоя- щее. Следовательно, развитые прогностиче- ские способности усиливают экзистенциаль- ную ценность жизни «здесь и сейчас».

«Доказательность» мышления имеет прямую связь с показателем «Потребность в познании». Доказательность мышления стимулирует стремление студентов к позна- нию нового, расширению и обновлению своих знаний, развитию своей личности. Развитая потребность в познании в сочета- нии со способностью обосновывать и под- тверждать определенными фактами и дока- зательствами полученные выводы являются важным источником познавательно-поис- ковой активности личности, стимулируют ее ориентацию на реализацию идеи непре- рывного образования.

Следовательно, развитые прогностиче- ские способности студентов-менеджеров усиливают их стремление к самоактуализа- ции и осознанности собственной жизни, способствуют самопониманию и гибкости поведения, повышают жизненную актив- ность, способствуют гармонизации и разви- тию потенциала личности в целом.

Выводы

Предвосхищение будущего, способ- ность к прогнозированию обретают все большую значимость, выступают условием

Л И Т Е Р А Т У Р А

как профессиональной, так и личностной компетентности современного человека.

Антиципация понимается как способ- ность действовать и принимать решения с некоторым временным упреждением. Ее основные функции – опережающее отраже- ние разнообразных вариантов будущего, построение образов будущего, установление последствий будущего и внесение измене- ний в настоящую жизнь – позволяют суще- ственно увеличить эффективность управ- ленческой деятельности в целом.

Результаты, полученные нами в ходе исследования, обогащают представления о сути феномена прогнозирования в психоло- гии, обнаруживают взаимосвязь прогности- ческих и управленческих способностей сту- дентов. Нами установлены достоверные взаимосвязи отдельных компонентов ре- чемыслительного уровня прогностических способностей и управленческим потенциа- лом студентов. Выявлена особая роль осо- знанности и перспективности мышления в становлении коммуникативной и социаль- ной компетентности студентов-менеджеров, их стремления к самоактуализации.

Прогностические способности являются факторами успешности управленческой дея- тельности и, следовательно, выступают в функции способности к ней. В связи с этим целенаправленное развитие прогностических способностей студентов-менеджеров в процес- се их профессионального образования пред- ставляется перспективным и обоснованным.

  1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М. : ИП РАН, 2006.

  2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 258–263.

  3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностей подход к модернизации профессионального образо- вания // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23–29.

  4. Карпов А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2003. – 584 с.

  5. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 128–136.

  6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учеб. для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

  7. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Избранные труды. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. – 208 с.

  8. Ломов Б. Ф., Сурков Е. М. Антиципация в структуре деятельности. – М. : Наука, 1980. – 279 с.

  9. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психоло- гии. – 2000. – № 2. – С. 118–127.

  10. Психология менеджмента : учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и пере- раб. – СПб. : Питер, 2004. – 639 с.

  11. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. – Киев, 1997. – 88 с.

  12. Регуш Л. А. Психология прогнозирования. Успехи в познании будущего. – СПб. : Речь, 2003. – 352 с.

R E F E R E N C E S

  1. Bodrov V. A. Psikhologiya professional'noy prigodnosti. – M. : IP RAN, 2006.

  2. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Asimmetrichnoe professional'noe budushchee sovremennoy molodezhi // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2013. – № 4. – S. 258–263.

  3. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Kompetentnostey podkhod k modernizatsii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2005. – № 4. – S. 23–29.

  4. Karpov A. V. Psikhologiya menedzhmenta : ucheb. posobie. – M. : Gardariki, 2003. – 584 s.

  5. Konopkin O. A. Obshchaya sposobnost' k samoregulyatsii kak faktor sub"ektnogo razvitiya // Voprosy psikhologii. – 2004. – № 2. – S. 128–136.

  6. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. Mezhlichnostnoe obshchenie : ucheb. dlya vuzov. – SPb. : Piter, 2001. – 544 s.

  7. Lichnost'. Organizatorskaya deyatel'nost'. Kollektiv // Izbrannye trudy. – Kostroma : KGU im. N. A. Nekrasova, 2001. – 208 s.

  8. Lomov B. F., Surkov E. M. Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti. – M. : Nauka, 1980. – 279 s.

  9. Morosanova V. I., Konoz E. M. Stilevaya samoregulyatsiya povedeniya cheloveka // Voprosy psikhologii. – 2000. – № 2. – S. 118–127.

  10. Psikhologiya menedzhmenta : ucheb. dlya vuzov / pod red. G. S. Nikiforova. – 2-e izd., dop. i pererab. – SPb. : Piter, 2004. – 639 s.

  11. Regush L. A. Psikhologiya prognozirovaniya: sposobnost', ee razvitie i diagnostika. – Kiev, 1997. – 88 s.

  12. Regush L. A. Psikhologiya prognozirovaniya. Uspekhi v poznanii budushchego. – SPb. : Rech', 2003. – 352 s.