Назад в библиотеку

Организация аудита в условиях рыночной экономики

Автор:Гасымова Ильхама Валех

Автор перевода: Петрушина Т.В.
Источник:Gasimova Ilhama Valeh Оrganization of audit in a market economy / Ilhama Valeh Gasimova // «Colloquium-journal». – 2022, https://cyberleninka.ru/article/n/organization-of-audit-in-a-market-economy

Аннотация

Гасымова Ильхама Валех. Организация аудита в условиях рыночной экономики Переход экономики Азербайджана к рыночным отношениям потребовал стремительного развития предпринимательства, появления новых организационно-правовых форм предприятий и различных видов собственности, интеграции страны в мировое сообщество, кардинальных изменений в управлении, перестройки методологии и реализации контроля. Учредители и акционеры, владельцы соответствующих эмитентов, ценных бумаг и кредиторы были заинтересованы в получении достоверной информации о финансовом состоянии и платежеспособности организаций, а также аргументированных заключений о текущем и перспективном состоянии. В связи с этим возникает необходимость развития независимого аудита как одного из неотъемлемых элементов инфраструктуры рыночной экономики, являющегося альтернативой государственному контролю. Аудит включает выполнение процедур для получения аудиторских доказательств в отношении сумм и раскрытия информации в финансовой отчетности. В основе аудита лежит взаимный интерес государства, руководства предприятия и его собственников (вкладчиков, акционеров).

Вступление

Аудит имеет долгую историю, и в различных переводах это означает "он слушает" или "слушатель". Появление аудита напрямую связано с разделением интересов тех, кто управляет компаниями (менеджмент, менеджеры) и тех, кто инвестирует в их деятельность (владельцы, акционеры, инвесторы). Последние не могут и не хотят доверять финансовой информации, предоставляемой только руководителями их организаций и подчиненными им бухгалтерами. Частые банкротства различных компаний и мошенничество со стороны руководства значительно повышают риск финансовых вложений. Акционеры хотели бы убедиться, что они не обмануты, а отчет, представленный руководством, полностью отражает реальное финансовое состояние компании. Аудиторам предлагается проверить точность финансовой информации и утвердить финансовую отчетность, которой, по мнению акционеров, можно доверять. Проверка точности отчета предприятия, соблюдения применимого законодательства и подготовка аудиторского заключения по данному вопросу осуществляется независимым аудитором. К деятельности независимых аудиторов применяются следующие правила:

Анализ характера, значения и целей аудита показывает, что это не просто "меч наказания" в руках "новой революции", а особо сложный, социально нейтральный экономический инструмент. Объективные причины стремительного развития современного аудита объясняются тем, что в новых условиях система отношений между собственностью и ее управлением претерпела значительные, фундаментальные изменения. То есть дифференциация населения по имущественному признаку, а также развитие поддельного капитала привели к фундаментальному улучшению состава инвесторов; принятие экономических решений на основе предвзятой информации часто приводило к негативным экономическим последствиям и даже банкротству некоторых хозяйствующих субъектов; людям требуются специальные знания которые способны выносить профессиональные суждения о точности отчетов; в связи со значительным увеличением числа собственников произошло значительное отделение руководства (executive management) предприятий от их непосредственных владельцев; как современной формы движения капитала началось формирование и развитие фондового рынка.

Действующее законодательство Азербайджанской Республики дает конкретное определение аудита и аудиторских услуг. Статья 2 Закона Азербайджанской Республики “Об аудиторских услугах” гласит, что аудит - это независимый аудит точности и корректности бухгалтерского учета, бухгалтерской и финансовой отчетности в хозяйствующих субъектах, занимающихся производством и реализацией товаров, услуг и работ. Статья 3 того же закона определяет аудиторскую услугу как проверку, экспертизу, анализ, письменное заключение, установление бухгалтерской отчетности, проверку точности отчетных показателей, предоставление других услуг в области финансово-экономических отношений в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Основной целью деятельности аудитора является определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта и соответствия его финансово-хозяйственной деятельности нормативным актам. Таким образом, назначение аудита означает проверку финансовой отчетности в следующих целях:

Можно добавить основную цель аудита - заключение контракта с заказчиком, выявление возможностей для более эффективного использования финансовых ресурсов, анализ правильного расчета налогов, разработка мер по улучшению финансового состояния предприятий, оптимизации затрат и показателей деятельности, доходов и расходов. Аудитор определяет достоверность бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность информации в пояснительной записке. Он проверяет отчет о прибылях и убытках, чтобы определить точность расчета балансовой прибыли и налогооблагаемой прибыли. Для достижения основной цели и вынесения заключения аудитор готовит заключение по следующим вопросам: Общая приемлемость отчета; - соответствие отчета требованиям; Разумность - обоснованность включения сумм, указанных в отчете; Оценка – это было оценено правильно?; Классификация - является ли есть причина приписывать сумму к счету, на котором она записана? Разделение; Аккуратность.

Аудиторские услуги обычно заказываются руководством хозяйствующих субъектов. Однако есть больше людей, которые используют эту функцию. К ним относятся: сотрудники, налоговые органы, банки и другие финансовые учреждения; потенциальные инвесторы, торговые партнеры и т.д.

Существуют следующие виды аудитов:

Закон Азербайджанской Республики “Об аудиторе” гласит, что аудиты могут быть обязательными или добровольными (по инициативе хозяйствующих субъектов). Для предприятий, которые по закону обязаны публиковать свою финансовую отчетность, а также в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами или на основании соответствующих решений компетентных государственных органов, аудит (в первую очередь от их имени) является обязательным, но в других случаях он является добровольным. Обязательные проверки проводятся непосредственно в случаях, предусмотренных законом, или по поручению государственных органов. Объем и процедура проведения обязательного аудита регулируются законом.

Добровольный аудит проводится на основании соглашения с аудитором (аудиторской фирмой) об экономическом субъективном решении. Характер и объем такой проверки определяются заказчиком.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Высшее руководство не имеет повседневного контроля над деятельностью организации и нижестоящих управленческих структур. Внутренний аудит предоставляет информацию об этой деятельности и подтверждает точность отчетов менеджеров. Внутренний аудит в основном необходим для предотвращения потери ресурсов и внесения необходимых изменений внутри предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе группой аудиторов и независимыми аудиторами с целью оценки точности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Независимость независимого аудитора определяется как законодательством, так и этическими нормами. Внутренний и внешний аудиты дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются друг от друга.

Аудит хозяйственной деятельности предполагает регулярный анализ хозяйственной деятельности предприятия для определенных целей. Аудит хозяйствующих субъектов иногда называют аудитом эффективности деятельности или административной эффективности. Аудит хозяйственной деятельности предполагает объективное изучение определенных видов деятельности, комплексный анализ.

Аудит соответствия - это анализ финансовой или экономической деятельности организации с целью определения ее соответствия определенным условиям, правилам и законам. Проверка соблюдения требований, установленных государственными актами, проводится инспекторами, работающими в государственном органе, осуществляющем надзор за исполнением этих актов, или внешними аудиторами, на которых возложен такой контроль.

Специальный аудит представляет собой изучение конкретных вопросов соблюдения определенных процедур, норм и правил в деятельности хозяйствующих субъектов и обычно направлен на подтверждение законности, точности и эффективности деятельности менеджеров, достоверности налоговой отчетности, использования социальных средств и так далее.

Операционный аудит - это проверка любой части операционных процедур и методов экономической системы с целью оценки производительности и действенности. В дополнение к проведению аудитов аудиторы (аудиторские организации) могут предоставлять услуги предприятиям, предпринимателям и частным лицам в форме консультаций по широкому кругу вопросов. Практика проведения консультаций показывает, что большинство вопросов, адресованных аудитору, связаны с налоговым законодательством. Юридическая консультация - это особый вид аудиторских услуг.

Закон об аудиторе определяет организацию службы аудита в Азербайджанской Республике, правовую основу для ее осуществления, функции, права и обязанности аудитора. Настоящий Закон распространяется на все предприятия, организации и ведомства, действующие на территории Азербайджанской Республики. Аудиторские услуги в Азербайджанской Республике предоставляются независимыми аудиторами и аудиторскими организациями в соответствии с законодательством. Независимые аудиторы - это физические лица, получившие право оказывать независимые аудиторские услуги на территории Республики в соответствии с лицензией, выданной Палатой аудиторов Азербайджанской Республики. Для получения права независимого аудитора в Азербайджанской Республике требуется следующее:

Аудиторская организация - это юридическое лицо, получившее право оказывать аудиторские услуги на территории Азербайджанской Республики на основании лицензии, выданной Палатой аудиторов, и согласно ее уставу, единственной сферой деятельности является данный вид услуг. Для создания этой организации должно быть не менее 3 независимых аудиторов. Согласно законодательству об аудите, независимые аудиторы и аудиторские организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной сроком на 5 лет после государственной регистрации. Независимый аудитор и аудиторская организация обладают следующими правами:

Законодательство определяет обязанности независимых аудиторов и аудиторских организаций следующим образом: а) соблюдать законы Азербайджанской Республики при проведении аудита; б) проводить качественные аудиты и другие аудиторские услуги; в) проверять статус и точность бухгалтерского учета и отчетности клиента, соответствие применимым законам и регламента; г) сохранять конфиденциальность информации, полученной в ходе аудита, проведенного по запросу заказчика; г) обеспечивать сохранность документов, полученных или составленных в ходе проверки; д) по запросу субъекта хозяйствования предоставить ему подробную информацию о требованиях законодательства об аудите, правах и обязанностях сторон, а также нормативных актах, которые являются основой для комментариев и выводов аудитора. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей аудиторы и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и условиями договоров, заключенных с заказчиком. Лицензия, предоставляющая аудитору и аудиторским организациям право на оказание аудиторских услуг на территории Азербайджанской Республики, может быть отозвана по решению Палаты аудиторов. Палата аудиторов проверяет аудиторские организации на предмет соблюдения положений закона о финансово-хозяйственной деятельности и контролирует их работу.

Аудиторы и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законом, если они не выполняют свои обязанности должным образом. Ответственность аудитора можно рассматривать с двух точек зрения:

из-за недостаточного профессионализма при проведении аудита в соответствии со стандартами аудита.

Заключение

Эти фундаментальные вопросы, упомянутые выше, составляют основное содержание аудиторской деятельности и являются объективной необходимостью. В настоящее время аудит включен в систему менеджмента как экономическая категория. Однако следует признать, что, хотя аудит имеет глубокие исторические корни, его теоретические основы, предмет, объект, направления и организационные формы не были полностью разработаны научно. Существуют различные точки зрения на уточнение целей и задач аудита. В рыночной экономике аудит имеет более широкое содержание и сферу охвата.

Список использованной литературы

Law of the Republic of Azerbaijan “On Accounting”. Baku, 2004
2. Law of the Republic of Azerbaijan “On Auditor Service”. Baku 1994
3. Law of the Republic of Azerbaijan “On Internal Audit”. Baku, 2007
4. Milli Majlis of the Republic of Azerbaijan. Baku, Legal literature, 2000
5. Tax Code of the Republic of Azerbaijan. Baku, 2004
6. Regulations on the Chamber of Auditors of the Republic of Azerbaijan. Baku, 1995
7. Chart of accounts of enterprises and instructions on its application. January 1, 1996
8. Bezrukix P.S. and dr. Buxqaltersko - audit portfolio. Moscow, Simontek 2000
9. Hajiyev R. Inspection and control (textbook), Baku, 1999
10. Kavaleva O.V., Konstantinov O.P., Orqanizasiya auditorskoy deyatelnosti, Moskva, 2000