Автор: Дмитриенко Н.А., Грачев П.П., Кушнарева И.В.
Источник: «Молодой учёный». № 3 (83) . Февраль, 2015 г. - С.638 - 640.
Налоги являются основным источником пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать законодательство и уметь правильно его применять, чтобы быть ответственным и действовать в соответствии с законом и при этом не иметь лишних потерь в бизнесе или личном бизнесе.
Транспортный налог является региональным и устанавливается Налоговым кодексом в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае региональный налог вводится в действие законом Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом, что требуется уплачивается субъектами на территории Российской Федерации.
В соответствии с выдержкой 6 статьи 3 определено, что налоги НК РФ должны определяться как определенные элементы налогообложения. Применительно к транспортному налогу некоторые элементы налогообложения (объект, база, период, диапазон изменения ставки) устанавливаются федеральным законом, а иные элементы (проценты, порядок и сроки выплаты, отчетность формы, налоговые льготы) устанавливаются законодательными (представительными) органами законодательной системы Российской Федерации.
Необходимость изучения выявленных существенных вопросов обеспечивается существующими изменениями в правовом регулировании отношений, возникающих в связи с системой исчисления и уплаты транспортного налога и изменениями других важных элементов. Тема данной статьи актуальна, так как налогоплательщиками могут быть физические или юридические лица, которые должны знать налоговую политику. Транспорт налог должен быть уплачен независимо от того, имеем ли мы в виду автомобиль, самолет или баржу. Редко какое современное предприятие обходится без транспортных средств, но в целом мы имеем дело с большим количеством транспортных средств, поэтому очень важно знать политику транспортного налогообложения.
Ключевые слова: транспортный налог, физическое лицо, юридическое лицо, объект, субъект, налоговый период, налоговая база.
Изменения в экономической и социальной жизни России и стремительное трансформации взаимоотношений хозяйствующих субъектов и их отношения к бюджету, влияние интеграционных процессов на российскую экономику и мировую глобализацию заставляют нас вести адекватную налоговую политику и обрабатывать порядок формирования эффективной налоговой системы в этой стране. На современном этапе экономического развития эта задача может быть заявлена как проблема формирования российской налоговой системы, поскольку нынешняя система менее эффективна, чем хотелось бы.
Нужна текстовая интерпретация Налогового кодекса, которая может помочь нам в нашей практической деятельности бухгалтеров, юристов, деятельности хозяйственников, в работе рядовых налогоплательщиков при решении сложных юридических коллизий. Эта статья предназначен для анализа действующего налогового законодательства, касающегося транспортное налогообложение.
Федеральный закон от 24.07.02 г. № 110-ФЗ и Дополнения к части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые иные акты законодательства Российской Федерации» раздел IX «Региональные налоги и сборы», часть вторая Налоговый кодекс дополнен главой 28 «Транспортный налог» по вопросам налогообложения.
Транспортное налогообложение относится к региональным налогам и сборам (пп «г» п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-I «Об основах системы налогообложения в Российской Федерации»). Это означает, что налог требуется уплачивать только на территории Российской Федерации, который принят в соответствии с Кодексом соответствующего закона Российской Федерации о налогах.
Понятие «транспортный налог» не является новым в законодательстве Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом президента от 22.12.93 г. № 2270 о некоторых изменениях в налогообложении относительно бюджетов разных уровней государства». Налог используется на транспортных предприятиях. Объект налога не сформирован. В подпункте «б» п. 25 Указа указано, что транспортный налог вводится на предприятиях, в учреждениях и организациях (кроме бюджетных организаций) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда с учетом сумм, уплачиваемых на себестоимость товаров (работ, услуг).
Порядок взимания налогов, поступающих в бюджеты Российской Федерации, обычно рассматривается как финансовое обеспечение и предназначен для развития автомобильного пассажирского транспорта, городского электрического транспорта, пригородных поездов. Транспортный налог взимается дополнительно к налогам, уплачиваемым в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и отменен в целях приведения указов Президента Российской Федерации в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
В отличие от прежней налоговой системы, современный транспортный налог относится к так называемому налогу на имущество. Является объектом транса портные фонды, зарегистрированные для граждан и организаций.
С введением системы транспортного налога налог взимается на территории Российской Федерации, что позволило решить массу проблем и исключить:
Согласно п. 1, ст. 5 НК РФ законодательные акты о новых налогах и сборах Российской Федерации должны действовать с 1 января года принятия, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования. Следовательно, правомерность взимания транспортного налога в 2003 г. законом Российской Федерации необходимо принять и официально опубликовать не позднее 30 ноября 2002 г. Таким образом, законом определены элементы налогообложения — ставка налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении транспортного налога субъектом РФ Федерация вправе предоставлять налоговые льготы и причины для налогоплательщиков.
При установлении транспортного налога субъект Российской Федерации вправе предоставлять налогоплательщикам налоговые льготы и основания. В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, зарегистрированные транспортными средствами.
Данное положение основано на принципиальном отличии предыдущего законодательства. Таким образом, в соответствии со ст. 5 Закона «О дорожном фонде в Российской Федерации» налогоплательщиками являлись участники дорожного движения, в основном, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), не обращая внимания на количество, мощность принадлежащих им транспортных средств.
Субъектами системы транспортного налога являются владельцы транспортных средств в соответствии со ст. 6 Закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» как помимо юридических лиц (в том числе иностранных юридических лиц), так и физических лиц.
Система налогообложения в соответствии с действующим законодательством в отношении транспортных средств, в том числе морских и воздушных судов, зарегистрированных в установленном порядке.
На наш взгляд, ст. 357 НК РФ имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущим законодательством.
Во-первых, все плательщики транспортного налога были объединены в одну группу — физические и юридические лица.
Во-вторых, установлены единые критерии признания лица плательщиком налога — основанием является регистрация транспортного средства.
В связи с неоднородностью объектов налогообложения в соответствии со ст. 359 НК РФ предусматривают различный порядок определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, валовой вместимости по учетной форме или количества транспортных средств.
Правила исчисления налогового периода по системе транспортного налога не имеют особенностей и не претерпели существенных изменений.
В соответствии со ст. 363 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения транспортного средства.
Налоговый кодекс не содержит подробного перечня условий, определяющих порядок уплаты налога. Уплата налога может производиться единовременным платежом всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ).
Транспортный налог, по-видимому, имеет иной порядок, связанный с введением налоговых авансовых платежей. Следует подчеркнуть, что порядок и сроки уплаты транспортного налога определяются областными законами и не относятся к компетенции органов исполнительной власти, в противном случае налог не может считаться установленным (п. 1 ст. 17). п. 1 ст. 58 НК РФ).
Отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации четкого порядка и сроков уплаты транспортного налога следует считать пробелом в правовом регулировании налоговых поступлений, а его восполнение является положительным развитием действующего законодательства, позволяющим субъектам Российской Федерации устанавливать порядок уплаты налога в интересах налогоплательщиков в зависимости от конкретных обстоятельств и условий, которые могут быть выбраны в качестве наиболее удобных условий порядка уплаты налога.
В предыдущем законодательстве были некоторые правила. Например, согласно Закону Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц» сказано, что транспортные налоги уплачиваются поровну в два периода — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Владельцы транспортного налога согласно Закону «О дорожном фонде в Российской Федерации» должны платить до регистрации транспортного средства, портных фондов, зарегистрированных для граждан и организаций.
Согласно п. 1, ст. 358 НК РФ субъект транспортного налогообложения признается собственником транспортного средства при регистрации в установленном порядке. Следовательно, отсутствие государственной регистрации организации или гражданина не гарантирует права на уплату транспортного налога. В связи с этим местонахождением автотранспортных средств целесообразно считать место постоянной регистрации. В этом случае в соответствии с этим местом государственной регистрации транспортного средства, скорее всего, будет регион регистрации транспортных средств.
Ставки налога на транспорт устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или мощности двигателя транспортного средства.
Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. По окончании налогового периода организация уплачивает транспортный налог в срок не позднее 10 февраля года. В течение налогового периода налогоплательщики как организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истечением отчетного периода. По окончании налогового периода налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 ноября года, следующего за налоговым периодом.
Граждане имеют право на налоговые льготы в отношении выбранного ими транспортного средства с указанием марки транспортного средства и его государственного регистрационного номера.
При наличии права на льготу по налогообложению транспортный налог может быть пересчитан, так как налог исчисляется на основе коэффициента, определяемого как отношение количества месяцев к периоду, в течение которого налогоплательщик имел льготу.
На основании приведенного выше анализа изменений налогового законодательства, касающихся транспортного налога, считаем, что появление в Налоговом кодексе соответствующей главы является оправданным и соответствующим концепции реформирования налоговой системы Российской Федерации.
Основные особенности правил транспортного налога, это обновленная версия налога на транспортные средства, который представляет собой упрощенную и единую систему налогообложения владельцев транспортных средств в регионе. Если в прежнем законодательстве рассматриваемый вид налога был рассредоточен за счет действия четырех разных налогов (дорожный налог, налог на владельцев транспортных средств; уплачиваемый после продажи автомобилей, которые были зарегистрированы как находящиеся в личном пользовании граждан; таким образом, налоги на воду и воздух транспортные средства), это единый налог с достаточно четкой и достаточно определенной структурой.
Налоговая система является одним из важнейших элементов российской экономики. Это главный инструмент воздействия на развитие экономики государства, приоритет экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система в России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
1. Tax Code of the Russian Federation.
2. Federal Law of 24.07.02, N 110-FZ «On Amendments and Additions to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and some other legislative acts of the Russian Federation».
3. The Law of the Russian Federation dated 27.12.91, N 2118-I «On the basis of the tax system in the Russian Federation».
4. The Presidential Decree of 22.12.93 N 2270 «On some changes in taxation and in the relations between the budgets of different levels».
5. Kuznetsov Transport Tax // Economy and life. — № 11. — 2012.
6. K. Safronov New taxes — new surprises // Taxes and Fees. — № 2. —2013.