Автор: Юркова И.М., Шаповал А.С.
Источник: Материалы международной научно- практической конференции
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И
УПРАВЛЕНИЯ»
. — Донецк, ДонНТУ — 2021, с. 63-69.
/ Shapoval Anna Sergeyevna- Problems and prospects of improving investment activity in the Donetsk People's Republic The article analyzes the scientific works of a number of authors on the chosen research topic. Consideration of the investment climate before the military conflict and under its conditions. The problems of reducing the investment attractiveness and the search for solutions necessary to increase it are identified..
Keywordsinvestments, investment activity, investment attractiveness, investor, investment portal.
Юркова И.М., Шаповал А.С. - Проблемы и перспективы улучшения инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республики В статье проведен анализ научных трудов ряда авторов касательно выбранной темы исследования. Рассмотрен инвестиционный климат до военного конфликта и при его условиях. Выявлены проблемы снижения инвестиционной привлекательности и поиск решений, необходимых для её повышения..
Ключевые словаинвестиции, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность, инвестор, инвестиционный портал.
Актуальность научного исследования заключается в том, что в настоящее время инвестиционный климат региона определяет развитие различных отраслей экономики, но на данный момент он находится в стадии развития. Стабильность инвестиционного климата является подтверждением инвестиционной привлекательности. Экономика Донецкой Народной Республики характеризуется экономической нестабильностью и неопределенностью. Сейчас сложилась ситуация нехватки финансовых ресурсов для стабильного развития региона. Поэтому необходимым условием является формирование инвестиционной деятельности, а также реализация эффективной инвестиционной политики, направленной на развитие реального сектора экономики республики и повышение ее экономической активности.
Исследованием инвестиционного климата, инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности занимаются многие ученые и финансовые аналитики, такие как: В.М. Аксинадзи, В.Ф. Максимова, М. Фримен, Ф. Хайек, М. Портер, Я. Базилюк, М. Делягин, Я. Жалило, В. Иноземцев,[1] а также С.А. Ищук, Т.В. Кулинич и А. Асаул [2-3].
Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала (денежных средств, ценных бумаг, имущественных прав, иных прав, имеющих денежную стоимость) с целью получения прибыли. Инвестиции позволяют расширить предпринимательскую деятельность за счет накопления финансовых и материальных ресурсов. Хотя в последние годы большое внимание уделяется инвестициям и инвестиционной привлекательности, и существует множество областей требующих дальнейшего изучения. Понятие инвестиционной привлекательности региона и инвестиционная активность являются составляющими инвестиционного процесса, поэтому оно подлежит рассмотрению.
Ученые С. А. Ищук, Т. В. Кулинич рассматривают инвестиционную привлекательность как интегральный показатель, определяющий и характеризующий уровень привлекательности. Также актуальным является мнение ученых, которые рассматривают инвестиционную привлекательность как его соответствие основным целям инвестора. Инвестор будет вкладывать ресурсы в выбранный объект, если тот будет отвечать его требованиям. А. Асаул рассматривает инвестиционную активность как концентрацию и распределение инвестиционного капитала, активизацию внедрения производственных мощностей, развитие прямых и портфельных инвестиций. На сегодняшний день, инвестиционный климат определяет развитие различных сфер экономики, будь-то промышленность, сельское хозяйство или сфера услуг. Стабильность хороших условий в сфере инвестиций демонстрирует привлекательность инвестиционной среды для отечественных и иностранных инвесторов, дает возможность доверять другим странам и улучшать международные, экономические и политические отношения. В связи с этим, целью является исследование инвестиционного климата до военного конфликта и при его условиях, выявление проблем снижения инвестиционной привлекательности и поиск решений, необходимых для её повышения.
До конфликта на Донбассе инвесторов привлекало выгодное географическое положение, наличие собственных топливно-энергетических и минеральных ресурсов в регионе, существующие производственные мощности, наличие крупнейшей в Украине электроэнергетической системы, наличие трудовых ресурсов. Донецкая область работала в 2013 г. в рамках соглашений о сотрудничестве с 15 регионами иностранных государств (Российская Федерация, Республика Беларусь, Польша, Чехия, Туркменистан), Европейской Бизнес Ассоциацией и Турецко-Украинским деловым советом [4].
На территории Донецкой области наблюдался рост объемов прямых иностранных инвестиций. Большая часть инвестиций пришлась на предприятия крупных промышленных городов Донецкой области. В связи с военным конфликтом иностранные инвесторы за 9 месяцев 2014 г. вложили 25,8 млн. долларов, что в 9 раз меньше, чем за аналогичный период 2013 г. (233,2 млн. долларов). В департаменте инвестиционно-инновационного развития и внешних связей Донецкой областной государственной администрации отметили, что среди негативных факторов, которые ранее тормозили инвестиционную активность, была сложная бюрократическая система лицензирования, исключительно декларативные льготы для инвесторов и наличие негласной монополии. Сегодня инвестора останавливают военные действия и огромные разрушения инфраструктуры.
На данный момент в зонах боевых действий в ДНР частично или полностью разрушены отдельные промышленные предприятия; в сельском хозяйстве от гибели посевов потери составили 16,6 млн.грн. а от разрушенных объектов - 133,1 млн.грн.; разрушено 13 мостов и путепроводов, 473 км автомобильных дорог, разрушено 66 объектов промышленности, около ста магазинов, торговли, общественного питания, коммуникаций [5]
Привлечение инвестиционных ресурсов играет важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала Республики. Безусловно, привлечение инвестиций в Республику – это глобальная задача. Однако для ее решения существует ряд трудностей, которые наше молодое государство постепенно решает, выходя на новый уровень. Но Донецкая Народная Республика – это колоссально богатая страна, обладающая уникальными природными ресурсами и полезными ископаемыми. И мы должны зарекомендовать себя как надежный, предсказуемый партнер. Соответственно, ключевая задача – показать свою системность и заинтересованность в инвесторах. Поэтому создание Инвестиционного портала было одним из приоритета ДНР. В результате интенсивной работы, уникальность которой заключается в том, что любая заинтересованная компания может получить достаточно полную и актуальную информацию о Республике. Конечно Инвестиционный портал – это продукт не на один день. Это не просто визитная карточка Республики. Это эффективный механизм взаимодействия как с местными, так и иностранными инвесторами. Это ресурс, который позволит решить стратегические задачи инвестиционной политики и повысить инвестиционную привлекательность Республики. До начала боевых действий Донбасс был крупнейшим промышленным регионом. Огромное количество сырья и товаров экспортировалось более чем в 120 стран мира. Регион обеспечивал 20% валового внутреннего продукта страны. В настоящее время характерной чертой хозяйственного комплекса Республики является сочетание мощной промышленности с диверсифицированным сельским хозяйством и развивающейся транспортной системой. Главная задача – максимально использовать потенциал Республики. Для этого необходимо увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Традиционно отрасль с уникальным потенциалом и выдающимся прошлым является машиностроение для нашей территории. Большинство машиностроительных предприятий Республики имеют в своем распоряжении уникальное оборудование и технологии, востребованные не только на внутреннем рынке, но и предприятиями Российской Федерации и зарубежья.
Особое внимание следует обратить привлекательности Республики для отечественных и иностранных инвесторов с учетом имеющихся сельскохозяйственных ресурсов. Разрабатываются республиканские программы по развитию свиноводства, тепличного хозяйства, садоводства. Конечно, сельское хозяйство – это одна из тех сфер, где инвестиции не могут дать быстрой прибыль. Будущие доходы, скорее всего, будут связаны с «длинными» деньгами, то есть долгосрочными инвестициями. Однако сельскохозяйственная продукция также является ресурсной базой для пищевой промышленности, и в результате рост сельского хозяйства сопровождается ростом пищевой промышленности. Не менее привлекательным направлением для инвесторов может стать производство кормов, удобрений, средств защиты растений, которые зачастую имеют более высокий уровень рентабельности при более низком уровне риска, чем инвестиции в области растениеводства и животноводства, а также химической, фармацевтической, строительной и многих других отраслей. И, без сомнения, инвестиции в эти сферы будут набирать обороты. Но все усилия не должны быть направлены на привлечение иностранных инвесторов. Ведь известно, что лучший инвестор – это внутренний инвестор, который имеет все возможности заработать и приумножить деньги внутри Донецкой Народной Республики.
В данный момент Республика успешно использует такой инструмент планирования, как республиканские программы. Решать сложившиеся проблемы в области планирования призван Закон «О республиканских программах»[6], призван решить существующие проблемы в области планирования, который определяет правовые, экономические и организационные основы разработки, утверждения и реализации программных документов социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности, а также отдельных административно-территориальных единиц. Выделены наиболее перспективные направления, по которым уже разработаны проекты программ: сельское хозяйство, связь, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Участниками программы являются не только органы государственной власти, но и хозяйствующие субъекты, которые участвуют в мероприятиях по реализации программы, привлекают собственные средства и тем самым сами выступают в качестве инвесторов. В планах также разработка долгосрочных стратегий развития, где будут проводиться масштабные мероприятия, в том числе с привлечением иностранных инвесторов.
Сегодня крупные предприятия в Республики находятся под внешним управлением. И здесь привлечение частных инвестиций следует рассматривать как возможность сотрудничества государства и частного бизнеса в тех сферах, в которых государство традиционно являлось монополистом (энергетика, транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и другие). Перспективным методом такого сотрудничества является устоявшееся в зарубежных странах государственно- частное партнерство. Этот механизм позволит преодолеть ограниченные возможности государственных и муниципальных органов, а также использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества и эффективности производства и предоставляемых услуг. Для реализации этого механизма в Республике Комитетом Народного Совета ДНР по бюджету, финансам и экономической политике совместно с представителями Министерства экономического развития и другими уполномоченными специалистами дорабатывают проект Закона «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве», [7] принятие которого позволит неким образом обезопасить как активы предприятия, так и средства инвестора. Этот закон разрабатывался как основа для других законов, которые будут рассматриваться с учетом уже установленных принципов и положений: «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О концессиях», «О развитии малого и среднего предпринимательства» и других.
Инвестиционная политика региона формируется в целях привлечения инвестиционных ресурсов, поэтому она направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона, а в свою очередь влияет на характеристику инвестиционного климата, инвестиционной деятельности. То есть, чем выше уровень инвестиционной привлекательности региона, тем лучше будет развиваться инвестиционная деятельность (инвестиционные процессы, характер взаимоотношений, партнерства). Инвесторы создают бизнес и реализуют проекты в тех регионах, где они могут получить максимальную прибыль от своей деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного развития в сфере инвестиционной деятельности Министерство экономического развития должно осуществлять следующие мероприятия: координировать осуществление инвестиционной деятельности на территории ДНР; привлекать инвестиции для внедрения современных технологий управления бизнес-процессами на производственных предприятиях, обновлять материально-технологическую базу, создавать более конкурентоспособную продукцию; разработать различные программы и мероприятия, которые будут в той или иной степени направлены на развитие инвестиционной деятельности в ДНР, а также организовать их реализацию. В целях восстановления инвестиционной деятельности на территории Донецкой Народной Республики, необходимо создать Агентство инвестиционного развития, которое будет способствовать подготовке сертифицированных проектов для инвесторов, а также будет сопровождать эти инвестиционные проекты в процессе их реализации и оказывать содействие инвесторам в решении всех соответствующих административно-правовых вопросов. Это, в свою очередь, поможет предотвратить экономический и технологический спад производства, поскольку инвестиции являются основным фактором экономического развития.
1. Аксинадзи, В.М. Инвестиции: учебник для бакалавров/ В.М. Аксинадзи, В.Ф Максимова // М.: Юрайт, 2014. – 422 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-instrumenty-v-buhgalterskom-uchete-i-otchetnosti-kommercheskih-i-nekommercheskih-organizatsiy
2. Ищук, С.О. Оценивание инвестиционной привлекательности региона: методический аспект / С.О. Ищук, Т.В. Кулинич // Региональная экономика.–2015.–№3.С.71-78– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ucheta-finansovyh-instrumentov
3. Асаул, А. Систематизация факторов, характеризующих инвестиционнуюпривлекательность регионов / А. Асаул // Региональная экономика. – 2014.– №2 – С.53-62 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-ucheta-finansovyh-instrumentov-organizatsiy
4. Инвестиционный паспорт Донецкой области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donoda.gov.ua/
5. Проект Донбасс: как привлечь инвестиции [Электронный ресурс]. ? Режим доступа:http://novosti.dn.ua/details/245225/
6. Закон Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» № 80-IHC от 02.10.2015, действующая редакция по состоянию на 29.11.2019. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-respublikanskih-programmah/
7. Закон Донецкой Народной Республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» № 188-IHC от 11.08.2017, действующая редакция по состоянию на 06.02.2019. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnayadeyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-gosudarstvenno-chastnom-i-munitsipalno-chastnom-partnerstve/