Назад в библиотеку

Инновационные решения и информационные технологии в современном педагогическом процессе

Авторы: Афанасьева А.А., Перевознюк Т.А.
Источник: Молодежь в поисках будущего: общество, культура, политика: Материалы студенческой научной конференции (Современная педагогическая наука: баланс традиций и новаторства), Донецк, 28 мая 2021 года – Донецк: Социально-гуманитарный институт, Донецкий национальный технический университет, 2023.

Аннотация

Афанасьева А.А, Перевознюк Т.А. Инновационные решения и информационные технологии в современном педагогическом процессе. В статье рассмотрена необходимость использования технических инноваций и современных методик педагогической деятельности в образовательных программах.

Материал статьи

В современных реалиях полноценная преподавательская деятельность должна учитывать актуальные подходы к образовательному процессу. Выявлению закономерностей в успешной педагогической практике способствует педагогическая наука, которая необходима в первую очередь для нахождения и распространения наиболее подходящих подходов к воспитанию, методикам обучения, достижению педагогических целей.

При передаче опыта от старшего поколения младшему основное значение возлагается на память, исключение прошлых ошибок, а также учет существующих традиций. Педагогические традиции опираются на собранный предыдущим поколениями педагогов опыт, но в то же время выступают в качестве основы для разработки инновационных подходов к решению педагогических проблем [1].

Существуют как поддерживающие инновационные подходы мнения, так и принимающие только традиционные взгляды. Тем не менее, инновации в любом виде деятельности неизбежно происходят. То же касается и педагогической отрасли, где инновации проявляться как в качестве подходов к образованию, так и в использовании современных технологий.

Конечно, инновационные подходы призваны улучшить и упростить образовательный процесс, однако, на их освоение необходимо время. Изучая теоретические положения инновационного процесса, можно выделить концепцию жизненного цикла нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени [2].

К первому этапу инновационного процесса относят появление самой идеи, открытие новой концепции. Чаще всего это происходит в результате научных исследований, но также может быть получено путем мгновенных логических заключений.

Следующими этапами в инновационном процессе являются создание, доработка и нахождение практического применения для новаторской идеи. Важно понимать, что распространение новшества возможно лишь при его относительном удобстве и обоснованности применения.

При широком внедрении новаторской идеи в педагогический процесс, даже при хорошей восприимчивости к новшеству, необходимо время на её освоение.

На следующем этапе новшество перестает быть как таковой инновацией и закрепляется в качестве привычного подхода. В дальнейшем уже закрепившейся подход может как развиваться, так и быть вытесненным более подходящими альтернативами с течением времени.

Говоря об инновациях в преподавании имеют ввиду не только новые методики в педагогической деятельности, но также использование различных новшеств технического прогресса для организации занятий, оценивания образовательного результата (контроля знаний или тестирования).

Если инновационные подходы в педагогике направлены на повышение уровня образованности, индивидуальных способностей ученика, то использование современных технических инновации в преподавании призвано упростить и улучшить сам образовательный процесс.

Обучение с использованием современных информационных технологий особо актуально для учащихся школы. В связи с тем, что технологии всё больше проникают в различные сферы деятельности человека, их использовании уже со школьных годов может подготовить учащихся к дальнейшему взаимодействию, к примеру, с компьютерной техникой или широко используемым программным обеспечением.

В качестве современных подходов возможно, к примеру, проведение занятий с использованием видеоматериалов и интерактивных презентаций. Данная концепция позволяет вовлечь учащихся в образовательный процесс. Однако, важно не перестараться с интерактивностью и сосредоточиться в первую очередь на предоставляемом материале.

В данном случае преподаватель способен проявить собственные творческие способности и, что важнее, использовать накопленный материал в дальнейшем. Однако, стоит понимать, что такой подход подразумевает наличие необходимого оборудования, а также знаний у преподавателя. На практике, если использование информационных технологий в рамках образовательного процесса не является привычной практикой, много времени уходит на одну только подготовку и настройку необходимого оборудования.

Таким образом, в рамках образовательных организаций, есть смысл либо в обучении сотрудников соответствующим знаниям, либо в предоставлении удобного программного обеспечения, позволяющего упростить образовательный процесс.

Так, в последнее время всё более актуально становиться тестирование учащихся с помощью специализированного программного обеспечения. Система тестов подразумевает как вопросы с готовыми вариантами ответов, так и вопросы, подразумевающие развернутый ответ. Такой способ позволяет значительно сократить время проверки, а также повторно использовать или совершенствовать определенные тесты.

Конечно, данный подход не может быть применим в некоторых случаях, таких как: задачи с необходимостью приведения развернутых вычислений, нестандартные способы решения поставленной задачи. Тем более, не стоит исключать человеческий фактор. Часть тестов могут быть неисправны, то есть иметь неверные ответы. Тем не менее, данный вопрос на практике решаться лишь устранением возникшей ошибки.

Другое дело, полностью дистанционное обучение, получившее большую популярность в современных условиях (не только на фоне вынужденной необходимости, но также в рамках получения дополнительного образования через онлайн-сервисы).

Важным плюсом дистанционного образования является возможность обучения без привязки к определенному месту. С другой стороны, такой подход требует наличия как у преподавателя, так и у учащегося определенного уровня знаний и информационных технологий. Однако, в современных условиях, техника подобного рода уже стала привычной для большого числа людей.

В некоторых случаях дистанционное образование можно подстроить под собственный режим и проводить занятия в удобное время. Такие услуги на данный момент предоставляют различные образовательные сервисы. Данный способ подходит для людей, способных к самоконтролю.

В то же время, некоторым ученикам тяжело приспособиться к дистанционному режиму обучения. Опыт прошлых лет показал, что учащиеся школ скорее воспринимали дистанционное обучения в качестве каникул, не считая подобные занятия полноценными.

Это связано как с отсутствием возможности полного контроля со стороны учителя, так и с трудностями при работе с необходимыми программами или Интернет-ресурсами (платформы для онлайн-связи, сдачи домашних работ и пр.). Проблемы также возникают в связи с недостатком программного обеспечения, полностью удовлетворяющего нужды преподавателей и обучающихся.

Процесс дистанционного образования также показал, что построенные четкого графика работы и выполнения заданий для образовательного процесса не менее важно, чем в профессиональной деятельности. Это касается как учащихся школ, так и студентов, не способных самостоятельно распределить своё время.

Стоит заметить, что в образовательных учреждениях существует также проблема, связанная с неготовностью к быстрому переходу на данных формат обучения. Как и любая инновация, дистанционное образование должно быть отлажено и проработано с учетом возможных ошибок. Данный процесс также требует времени и подбора необходимых технических средств.

Можно сказать, что инновации требуют от нас критического подхода, всестороннего анализа, тем более тщательного, чем радикальнее они представляются [3]. В целом, новаторских идей в образовании не избежать. Иногда они появляться в результате развития педагогической деятельности, но также могут быть использованы в случае необходимости (к примеру, при переходе на вынужденное дистанционное обучение и необходимости использования новых подходов к обучению).

На сегодняшний день переход на образовательные программы с использованием информационных технологий, в связи с их широким повсеместным применением, однозначно необходим. Однако, он также должен быть постепенным, как для сотрудников образовательных учреждений, так и для учащихся.

Список литературы

1. Муратов, А. А. К вопросу о взаимодействии традиций и новаторства в педагогике / А. А. Муратов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 890-892.
2. Педагогика: традиции и новаторство [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Знанио» – Режим доступа: [Ссылка]
3. Ховина, Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе / Т. В. Ховина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 13-16. — URL: [Ссылка]