Автор: Сердюк Е.П., Ефименко К.Н.
Источник: VIII Всероссийская научно-техническая конференция «Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях» (СИТОНИ-2023).
Сердюк Е.П., Ефименко К.Н. Интеграция виртуальных симуляторов в стандартные автошкольные программы. Рассмотрены возможности интеграции виртуальных симуляторов в программы ав-тошкол с целью повышения эффективности обучения и снижения риска дорожных происшествий. Проанализированы перспективы интеграции виртуальных симулято-ров в стандартные автошкольные программы с акцентом на их потенциале для адаптации учебных программ к современным технологическим требованиям.
В современном мире, на фоне стремительного развития технологий, транспортная безопасность и качество подготовки водителей становятся предметом усиленного внимания. В этом контексте, виртуальные симуляторы для обучения управлению автомобилем вырисовываются как инновационное средство, способное эффективно дополнить стандартные автошкольные программы.
Технологии изменились – и обучение водителей тоже. Раньше обучение было одинаковым: обучаемого сажали в транспортное средство, отправляли на курсы и сажали рядом с ним инструктора, который помогал ему разобраться. Однако есть гораздо лучший способ.
Обучение на симуляторе дает водителям возможность сесть за руль в реалистичных ситуациях без риска для себя или для других водителей. Они могут обрести уверенность в себе, испытать себя в различных сложных ситуациях и овладеть важными навыками вождения – и все это в условиях абсолютного комфорта и безопасности.
Целью данной работы является анализ возможности и перспективы интеграции виртуальных симуляторов в программы автошкол с целью повышения эффективности обучения и снижения риска дорожных происшествий.
Интеграция виртуальных симуляторов в обучение вождению предоставляет учащимся уникальную возможность погрузиться в виртуальное окружение, имитирующее реальные дорожные ситуации. Этот подход снимает ряд ограничений, связанных с безопасностью и стоимостью проведения практических занятий на дорогах. Виртуальные симуляторы предоставляют студентам широкий спектр сценариев, от повседневных ситуаций до критических сценариев, позволяя им развивать навыки в управлении автомобилем в контролируемой и безопасной среде.
Одним из основных преимуществ использования виртуальных симуляторов является возможность многократного повторения учебных сценариев без необходимости физического перемещения на дороги. Это способствует более глубокому закреплению навыков вождения и улучшению реакций водителя на разнообразные дорожные ситуации.
Важным аспектом интеграции виртуальных симуляторов в автошкольные программы является их способность адаптироваться под различные уровни подготовки учащихся. Такие системы позволяют индивидуализировать обучение, учитывая потребности каждого ученика, и предоставляют возможность оценки прогресса в режиме реального времени.
Неоспоримым преимуществом виртуальных симуляторов является снижение затрат и рисков, связанных с практическим обучением на дорогах. Стандартные автошкольные программы могут получить значительную выгоду от использования таких технологий, обеспечивая более доступное и безопасное обучение для будущих водителей.
Рассмотрим несколько примеров успешной интеграции виртуальных симуляторов в стандартные автошкольные программы и их позитивное воздействие на обучение вождению.
Рисунок 1 – Главная страница сайта Virtual Driver Interactive
Рисунок 2 – Тренажер-симулятор для водителей
Анализ эффективности представляет собой важное направление исследований, которое активно развивается в современной образовательной среде. Многие ученые по всему миру посвящают свои исследования изучению того, как компьютерные симуляции могут улучшить процесс обучения и оказать положительное воздействие на приобретение знаний и навыков у учащихся.
Одним из ключевых аспектов эффективности компьютерных симуляций в обучении является их способность создавать виртуальные среды, максимально приближенные к реальным сценариям. В работе Эдуардо Саласа [4] представлен обзор состояния науки о системах оценки эффективности обучения на основе симуляционного моделирования. В нем говорится, что обучение с использованием традиционных методов, таких как лекции или конференции, недостаточно для удовлетворения потребностей многих современных рабочих сред или организаций. Поэтому для передачи знаний они прибегают к использованию компьютерных симуляторов, которые, как правило, очень практичны и ориентированы на ситуации, с которыми участники столкнутся в реальном мире.
Обучение водителей имеет два ключевых аспекта: управление транспортным средством и знания техники безопасности. Однако на учебных курсах обычно основное внимание уделяется управлению транспортным средством и правилам приоритета, в то время как навыкам безопасности и идентификации рисков уделяется меньше внимания. В этом отношении симуляторы вождения могут сыграть важную роль, обеспечивая искусственную среду, в которой учащиеся могут испытывать потенциальные риски во время вождения.
Например, в Катаре процесс обучения для получения лицензии обычно охватывает основы управления транспортным средством и законы вождения (дорожные знаки и т.д.). Курсы повышения квалификации, такие как «безопасное вождение», также доступны для тех, кто прошел обычный процесс обучения и успешно получил лицензию. Такие курсы повышения квалификации обычно проводятся компаниями, которые требуют такого обучения от своих сотрудников.
Для эффективности всех типов виртуальных симуляторов необходим набор общих (стандартизированных) действий, таких как составление плана обучения и постоянное измерение эффективности работы сотрудников, чтобы можно было оценить их способности и на основе этих измерений проводить обучение. Если измерение эффективности не будет правильно скорректировано для индивидуальной или командной работы, то это, безусловно, приведет к потере времени и денег как для обучаемого, так и для компании, проводящей обучение.
Итак, в первую очередь, интеграция виртуальных симуляторов в автошкольные программы представляет собой значимый шаг в совершенствовании обучения вождению. Технологии виртуальной реальности предоставляют студентам реалистичные сценарии дорожного движения, эмулируя разнообразные ситуации, которые могут возникнуть на реальных дорогах. Этот иммерсивный опыт позволяет водителям приобретать необходимые навыки без риска для их безопасности и окружающих.
Далее, важно отметить, что использование виртуальных симуляторов не только повышает уровень технической подготовки водителей, но также способствует формированию правильных психологических и поведенческих реакций на дороге. Симуляторы позволяют студентам погрузиться в виртуальное пространство, где они могут столкнуться с различными вызовами и принимать обоснованные решения в контролируемой среде.
Кроме того, интеграция виртуальных симуляторов снижает зависимость от факторов внешней среды, таких как погодные условия или наличие транспортного движения. Это позволяет обучаемым более эффективно использовать своё время и преодолевать трудности, которые могут замедлить процесс обучения в реальном мире.
Наконец, стоит подчеркнуть, что будущее обучения вождению с внедрением виртуальных симуляторов предоставляет автошколам возможность создания более гибких и индивидуализированных программ обучения. Это особенно важно, учитывая различные стили обучения учеников и их индивидуальные потребности.
Таким образом, интеграция виртуальных симуляторов в стандартные автошкольные программы обещает не только повышение эффективности обучения вождению, но и создание более безопасных и подготовленных водителей, способных успешно справляться с вызовами современного дорожного движения.