Автор: Попов Е. А.
Источник: https://полуприцеп.рф/articles/raschet-dopustimoy-nagruzki-na-os-tyagacha-i-polupritsepa/
Чтобы не нарушить законодательство, спокойно пройти пункты весовых проверок, обеспечив безопасность движения, советуют вычислить нагрузку на транспортные оси седельного тягача и полуприцепа. В нашей стране разрешенные нагрузки на оси автомашин перечислены в законодательстве. Именно они влияют на качество дорог и в случае их превышения разрушают асфальтовое покрытие всех видов.
В целях безопасности движения и сохранения дорожной сети для всех типов автомобилей предусмотрены предельные допустимые показатели нагрузок. В Постановлении Правительства России № 272 можно найти описание осевых нагрузок. Согласно данному постановлению, передний мост грузовой фуры выдерживает вес не более 10,5 т. Воздействие на его задний мост – не больше 11,5 т. Максимальное значение нагрузки на каждый мост полуприцепа – не более 8 т.
На трассах и дорогах общего пользования имеется большое количество пунктов контроля веса грузовиков. Снизить показатели весов не получится. При проезде фуры по поверхности комплекса весового измерителя все превышения нагрузок будут обязательно выявлены. За такие нарушения собственникам транспорта могут назначаться большие штрафы. Чтобы обезопасить себя от возможных нарушений, следует правильно рассчитывать нагрузку и не допускать перегрузок.
Для тягача расчет нагрузки на транспортные оси достаточно простой. Его может вычислить каждый. Допустимая нагрузка на ведущую ось негруженого тягача указана в паспорте транспортного средства. Если этого документа нет при себе, посмотреть нормативные требования осевой нагрузки можно в свободном доступе на специальных сайтах.
Данный расчет зависит от веса тягача и его модели. Производится вычисление следующим образом:
Масса автомобиля (М) равняется сумме нагрузок на переднюю ось (А) и всех остальных осей автомобиля (N).
М = А + N1 + N2 + N3 + N4
Рассчитать эти показатели самому достаточно сложно. Есть много особенностей, которые оказывают влияние на финальный результат расчетов. Важно для получения правильных расчетов, чтобы подвеска автомобиля была исправной, сделана балансировка, схождение и развал колес настроены правильно. Принципиально не допускать прогибов прицепа под весом груза и обеспечить ровную поверхность грузовой платформы.
Если транспорт исправен, то произвести расчет нагрузки можно следующим образом:
В документах на тягач и прицеп находим массу техники. М1 – масса автомобиля, М2 – масса прицепа.
Определяем вес груза (М3). Он всегда указан в сопроводительной документации на груз.
Сначала нужно рассчитать нагрузку на прицеп. Расчет производится следующим образом:
75% от массы прицепа и массы груза (М2+М3). Полученное значение составляет нагрузку на полуприцеп. Например, вес груза – 15 т, вес прицепа – 10 т. Сумма этих показателей умножается на 75%. Получаем нагрузку на прицеп 18,75 т. Возьмем за основу массу тягача (М1) 7 т.
Теперь можно рассчитать нагрузку на каждую ось тягача. Например, допустим что в автомобиле три оси. Таким образом, 18,75 т общего веса нужно разделить на количество осей (3). Получаем 6,25 т, которые приходятся на каждую ось прицепа.
Затем нужно вычислить нагрузку на ось тягача. Она составляет 25% от массы прицепа и тягача. Получаем следующую формулу: (М2+М3)х0,25+М1. На нашем примере это будет выглядеть следующим образом: (10+15)х0,25+7=13,25 т.
Далее нужно установить, какая масса давит на задние оси. На них распространяется 7% общей массы от общей нагрузки, то есть 13,25х0,75:2=4,97 т.
После этого рассчитываем нагрузку на переднюю ось: 13,25-4,97х2=3,31 т.
В нашей ситуации итоговый результат будет следующим:
Нагрузка на переднюю ось – 3,31 т.
Нагрузка на каждую заднюю ось – 4,97 т.
Чтобы установить нагрузки, необходимы следующие показатели:
Начиная эти расчеты, нужно знать, каким образом распределяется вес по всем осям автомобиля. На передние оси распространяется лишь четверть (25%) массы всей фуры. Это происходит потому, что указанные оси держат массу тягача и передней части полуприцепа. Оставшийся вес составляет три четверти (75%) и приходится на задние оси. Именно они фиксируют загруженность прицепа.
Если расчеты оказались неверными, либо умышленно допущен перегруз, и на пункте весового контроля это будет выявлено, то нарушителю грозит административное наказание. Оно может быть следующим: