УДК 004.03

Возобновление интеграции науки и техники в производство, проблема низкого приоритета ассигнований в науку и технику. Пути решения данной проблемы в сложившейся обстановке

А.Ю. Бондарь, Г.Г. Корицкий

ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет», г.Донецк кафедра цветной металлургии и конструкционных материалов


Доклад посвящен вопросу реинтеграции образования и науки в производство, проблеме низкого приоритета ассигнований в науку и технику, а также путям решения данной проблемы в сложившейся обстановке.

Для того, чтобы понять суть проблемы реинтеграции науки в производство на сегодняшний день, необходимо понять, что произошло с наукой после развала СССР в 1991 году. Но, для начала необходимо вспомнить о взаимодействии науки и производства в СССР до 1991 года, а также о её достижениях.

После развала и уничтожения такого государства как Российская империя, на её руинах возник Советский Союз, перед которым встала одна из главных проблем на то время – отсутствие образования как такового у людей, а также низкий уровень научных достижений в связи с децентрализованностью и коммерциализацией как первого, так и второго (образования и науки соответственно). Поэтому, первое что было сделано после прихода советской власти – образование и наука стали централизованными, что значительно облегчило массовую подготовку квалифицированных кадров, создав абсолютно государственную науку, которая не способна «существовать» без государственных ассигнований.

С количественной точки зрения, по числу занятых в науке специалистов советская наука в начале 60-х годов почти сравнялась с американской, о чем с гордостью сообщали советские руководители, умалчивая при этом о сводных и объективных результатах научной деятельности. Гораздо реже говорилось об ассигнованиях на науку, по которым СССР заметно уступал США (там ассигнования на науку составили в 1965 году 21 млрд долларов, в то время как в СССР - 6,9 млрд. р., т.е. примерно в 3 раза меньше), занимая, однако, по ассигнованиям второе место в мире, преимущественно за счет средств, выделенных на научные исследования военного назначения.

Впрочем, сравнение ассигнований на науку по валютному курсу или общему паритету покупательной способности может ввести в заблуждение ввиду того, что большая часть расходов на науку приходится на заработную плату и высокая заработная плата американских ученых завышала сопоставимые расходы США.

Высоким оставался престиж научного работника. Для молодых людей заниматься наукой считалось и престижным, и увлекательным, и денежным делом, поскольку все еще оплата научных работников была намного выше, чем средняя по стране. Огромными тиражами издавалась научная и научно-популярная литература, миллионными тиражами выходили научно-популярные и технические журналы, научная фантастика. Большой популярностью пользовалось и научно-популярное кино.

Не менее важной была политическая атмосфера в стране. Политические репрессии ушли в прошлое, можно было относительно свободно обсуждать многие острые политические проблемы, не опасаясь, что за неосторожные слова придется отвечать перед органами госбезопасности. И по этой причине тоже в науку охотно шли мыслящие и умные люди.

В связи с этим, уже в 1970-е годы, в высокотехнологичном секторе СССР, если считать работников образования и производства, работали не менее 10 миллионов человек. В большой науке работало не менее миллиона человек, [1].

Почему так? Потому что, в СССР наука была мерилом коммунистических достижений - одним из столпов идеологии социалистического государства.

Вклад советской науки невозможно переоценить. Сюда можно также добавить такие изобретения и идеи, как:

Однако после развала в 1991 году Советского союза, не только в РФ, но и на всём постсоветском пространстве, наука была лишена не только идеологии, но и инвестиций со стороны государства, т.к. рыночная парадигма предполагает, что образование и наука сами должны изыскивать денежные средства без опоры на государство. Более того, престиж науки (как и образования), был полностью уничтожен, т.к. по мнению государственных чиновников (Украины, РФ, Казахстана, отчасти Белоруссии и т.д.), педагоги, учёные - это прислуга, оказывающая образовательные или научные услуги, а потому нет необходимости в высоких зарплатах, премиях и т.д.

Также, в результате приватизации 90-х, большое количество предприятий, в том числе и наукоёмкие, попали в частные руки. И как выяснилось, частные лица были не заинтересованы в «местной науке», предпочитая заказывать исследования и технику за рубежом, т.к. это позволяло (совместно с местными чиновниками) «пилить» деньги на государственных заказах.

Всё это, и не только, привело к тотальной деградации образования и науки на постсоветском пространстве, которое «вылилось» в отставание от «мировой науки» практически по всем отраслям ? начиная от производства станков и тяжелого машиностроения до производства турбин, самолётов, а также полимеров, пластиков и т.д.

Пути решения данной обширной проблемы видится в следующем:

  1. Полный и тотальный возврат образования и науки под контроль государства (идеология, финансирование, материальное обеспечение учебных заведений литературой, пособиями, техникой, реактивами и т.д.);
  2. Создание нормативно-правовой базы, которая позволила бы не только повысить престиж данных направлений, но и заставила бы частные организации закупать и, -или инвестировать в разработку новых приборов, агрегатов и пр. в собственную науку;
  3. Создание единого центра по выпуску научной литературы университетов, институтов, академий за госсчёт, а не как сейчас - за собственные средства, тем самым повышая уровень распространения научных знаний среди молодёжи и не только;
  4. Повышение стипендий студентов технических вызов, заработной платы педагогов и учёных выше среднего уровня по стране и закрепление этого в соответствующих законах;
  5. Постановка важных задач, учитывая менталитет русского человека - таких как н/р: реосвоение космоса, изучение иных миров, создание новых видов космических кораблей и т.д. и т.п.

Человек должен стремиться к недостижимому, т.к. только такое стремление способно полностью раскрыть потенциал человека.


ВЫВОДЫ


Реинтеграция образования, науки и производства в единое целое возможно лишь при наличии у государства не только политической воли, но и наличие стратегии развития - не на несколько лет, а на десятки, сотни лет вперёд. Только так можно достичь высокой реинтеграции.


Литература


1. «Экономическая история России в новейшее время». Ханин, Г.И. : монография : В 2 т. / Г.И. Ханин; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск, 2008 – Т. 1 Экономика СССР в конце 30-х годов –1987 год. – 516 с. (Серия «Монографии НГТУ»);

2. LiveJournal [Электронный ресурс]: живой журнал / данные о составителях сайта отсутствуют. Запорожье: Хрищанович Андрей Петрович, 23 ноября 2015 г. URL: https://sergpodzoro.livejournal.com/277991.html;

3. Habr Blockchain Publishing LTD [Электронный ресурс]: электронная библиотека / данные о составителях сайта отсутствуют. Общее собрание материала без конкретного указания автора статьи. URL: https://habr.com/ru/post/440344/