Автор: А.А.Теслицкая, В.В.Ошовский
Источник:Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: сборник материалов ХVII Международной конференции аспирантов и обучающихся / ДонНТУ, ДонГУ. – Донецк: ФГБОУВО «ДОННТУ», 2023. 101 – 103 с.
Анотация:В докладе предлагается экспресс метод определения показания вязкости в топливных смесях и органических маслах. С целью сократить вредные выбросы в атмосферу, а так же эксплуатационные расходы и механический износ производственного оборудования.
Ключевые слова: ТОПЛИВО, ВЯЗКОСТЬ, ИНДИКАТОР ВОДЫ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА, ВИСКОЗИМЕТРИЯ.
Annotation:The report proposes an express method for determining the viscosity readings in fuel mixtures and organic oils. In order to reduce harmful emissions into the atmosphere, as well as operating costs and mechanical wear of production equipment.
Keywords: FUEL, VISCOSITY, WATER INDICATOR, QUALITY CONTROL, VISCOMETRY.
На предприятиях загрязнение топливных смесей и органических масел во время эксплуатации, возможно, является одной из самых разрушительных форм коррозии оборудования, срока службы технологических аппаратов и энергозатрат предприятия. Прямые последствия воды, это изменение pH и вязкости. Влага в органических маслах и топливных смесях может эмульгировать, изменение показателей вязкости и качества производственных продуктов, оказывает влияние на работу оборудования, а также уменьшает выбросы в окружающую среду. Качество топливных смесей определяется рядом технических характеристик. Одна из основных характеристик это вязкость, на которую тоже влияет содержание влаги. Технологические установки, где потоки топливных смесей с несоответствующей вязкостью, сталкиваться с такими проблемами, как снижение надёжности, эксплуатационными расходами и механическому износу оборудования. На коксохимическом предприятии есть множество продуктов, для которых важен показатель вязкости и содержание влаги в потоке.
В исследованиях, которые проводились раньше, было доказано, если добавить к топливу 17% воды, то выделение оксида углерода уменьшается на 50%, количество оксида азота на 20%, а топливная экономичность увеличивается на 5% [1].
К настоящему времени проведено множество испытаний показывающих, что при добавлении к топливу воды уменьшается выброс продуктов неполного сгорания и интенсифицируется процесс самого сгорания.
В докладе предлагается использовать на коксохимических предприятиях Донецкой Народной Республики промышленно выпускаемый портативный индикатор содержания влаги, в органических смесях, представленный на рисунке 1. Таким образом, мы сможем быстро ещё до лабораторной проверки определять количество воды в топливе. Такой способ поможет нам, заранее узнать с помощью подручных средств соответствует ли, техническим характеристикам показатель вязкости топливных смесей в зависимости от содержания влаги.
Индикатор воды в жидкости представляет собой прибор с элементом питания и двумя электродами на один электрод подается напряжение. При погружении этих электродов в топливо возникает электрический ток, который изменяется в зависимости от расстояния между электродами и их сопротивления. Встроенная программа в прибор позволяет производить вычисления электрического сопротивления жидкости. Если топливо или масло без лишней влаги, то сопротивление достаточно высоко. Когда концентрация влаги увеличивается, электрическое сопротивление начинает уменьшаться, что приводит к изменениям показателя LED индикации [2].
Для того чтобы уменьшить риски погрешностей показаний прибора, электроды находятся всегда на одном расстоянии друг от друга. Программное обеспечение прибора через индикатор выводит процентное значение содержания влаги.
После проведенной проверки следует оценить показания, если индикатор был в пределах зеленного цвета то все показатели в норме, а если в красной зоне, тогда следует проконтролировать параметры технологического процесса.
На рисунке 1. мы можем рассмотреть зависимость вязкости эмульсии топливных смесей от содержания влаги и выпускаемый портативный индикатор содержания влаги в топливных смесях.
Рисунок 1 – а - зависимость вязкости эмульсии топливных смесей от содержания влаги, б – портативный индикатор содержания влаги в топливных смесях.
На следующем этапе топливная смесь отправляется в ЦЗЛ для определения показателя вязкости на разработанном ранее измерительном комплексе для определения вязкости биодизеля и жидких смесевых топлив[3].
Выводы: В ходе предварительно проведенных исследований получена зависимость вязкости топливных смесей от содержания влаги, определена регрессионная зависимость. Предложен метод применения портативного индикатора содержание влаги в топливных смесях для экспресс-оценки вязкости топливных смесей. Предложенный метод позволит избежать механического износа оборудования, уменьшить энергозатраты, улучшить качество топлива и достаточно сильно снизить вредные выбросы в атмосферу.