Автор: Николаев Н.А., Ильиных А.Л.
Источник:Николаев Н. А., Ильиных А. Л. Мониторинг земель на современном этапе // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. №2.
В статье дана краткая характеристика современного состояния мониторинга земель. Предлагается единая система мониторинга, призванная упорядочить исследования в сфере мониторинга земель. Обосновывается структурная схема единого центра мониторинговых исследований, обеспечивающего сбор и систематизацию информации о земельных ресурсах, оптимизацию ее анализа и использования в целях управления и контроля за использованием земельного фонда.
Активное воздействие человека в процессе своей деятельности на природу, особенно в последние 100-200 лет, привело к появлению негативных процессов, порой необратимых, определяющих состояние биоты [1]. Систематические наблюдения за состоянием окружающей среды проводятся с середины 70-х годов 20 века. В современном понимании мониторинг окружающей среды - это система комплексных наблюдений, выполняемых на основе научно-обоснованных программ, для оценки состояния, прогноза и разработки мероприятий по устранению или уменьшению степени влияния негативных процессов [2]. Мониторинг земель, являясь составной частью мониторинга окружающей среды, выполняется на федеральном, региональном и локальном уровнях и, в соответствии с Федеральным законом № 66 от 13 мая 2008 г., решает следующие задачи:
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации мониторинг земель содержит подсистемы, соответствующие категориям земель:
Постановлением Правительства РФ № 1229 от 21 ноября 1993 г. в России создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Руководство по организации и ведению ЕГСЭМ возложено на Минприроды РФ. Данная система призвана не только проводить мониторинг и оценку состояния окружающей среды, но и осуществлять контроль негативных процессов и управление ими на основе анализа и прогнозирования количественных и качественных показателей.
К сожалению, на сегодняшний день мониторингом земель в общей сложности занимаются 12 разных министерств и ведомств, что приводит к разобщенности сведений о состоянии земель и отсутствию единого центра обработки мониторинговой информации. Эти причины не позволяют эффективно решать задачи мониторинга, охраны и контроля за использованием земель.
Для устранения указанных недостатков предлагается система мониторинга земель, включающая в себя 3 подсистемы и блок контроля и управления (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Блок-схема системы мониторинга земель
Кадастровый мониторинг организует и проводит наблюдения за изменением кадастровой информации, к которой следует отнести:
Функции по организации и ведению кадастрового мониторинга земель должны быть возложены на подразделения «Росреестра», объединившего функции «Роснедвижимости» и «Росрегистрации».
Геодинамический мониторинг организует и проводит геодезические, геодинамические, сейсмологические, геологические и гравиметрические наблюдения за:
При этом характер перечисленных процессов и явлений может быть как природным, так и техногенным.
На наш взгляд, функции по организации и ведению геодинамического мониторинга целесообразно возложить на бывшую «Роскартографию», имеющую достаточно большой опыт работ в области геодинамики и входящую ныне в структуру «Росреестра».
Экологический мониторинг земель организует и проводит наблюдения за изменением таких показателей почв, как:
Функции по организации и ведению экологического мониторинга возложены на органы Минприроды РФ.
Современные IT-технологии, методы дистанционного зондирования, GPS-позиционирование, лазерное и лидарное сканирование могут осуществлять сбор мониторинговой информации практически в режиме реального времени. Для хранения, обработки и передачи информации о состоянии земель необходимо создать единый центр мониторинговых исследований, структура которого представлена на рис. 2:
Рисунок 2 – Блок-схема единого центра мониторинговых исследований
Анализ тематических и прогнозных карт и планов позволит не только оценивать состояние земель, но и позволит принимать эффективные решения по территориальному планированию, проведению землеустройства, оказанию своевременной социальной поддержки населения, проживающего на неблагоприятных территориях, рассчитывать научно-обоснованную кадастровую и рыночную стоимость земель, совершенствовать систему налогообложения и в целом более эффективно и рационально использовать земельный фонд Российской Федерации
1. Варламов, А. А. Мониторинг земель [Текст] : учебное пособие / А.А. Варламов, С.Н. Захарова. - Москва, 2000. - 156 с.
2. Ашимихина, Т. Я. Экологический мониторинг [Текст]: учебно-методическое пособие. Изд. 3-е. испр. и доп. / Под. ред. Т. Я. Ашимихиной. - М. - Академический проект. - 2006. - 416 с.