Автор:Каюков А.Н.
Источник:Мониторинг использования и состояния земельного фонда // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. №1.
В данной статье рассматриваются вопросы государственного мониторинга земельного фонда Российской Федерации, в рамках проведения мониторинга рассматриваются вопросы изменений количественных и качественных характеристик земель, в том числе и с учетом данных наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель
На большинстве территории Российской Федерации в настоящее время продолжает, снижается плодородие почв, а также снижается и структура и состояние земель, используемых или предоставляемых для ведения сельского хозяйственного производства. Почвенная структура подвергается загрязнению и деградации, в особенной степени сельскохозяйственные угодья, они теряют способность воспроизводить плодородие и восстанавливать свои функции, а также теряется устойчивость к разрушению [1].
Земельные участки, которые расположенные на территории Российской Федерации, будут составлять земельный фонд [2].
Статья 67 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на необходимость проведения государственного мониторинга земель. Государственный мониторинг земель является составной частью государственного экологического мониторинга и представляет собой механизм наблюдений, прогнозирования и оценки. Данный механизм направлен на принятие достоверной информации о состоянии земель, их качественных и количественных свойств, их использовании и состоянии плодородия почв. Объектами государственного земельного мониторинга являются все земли в Российской Федерации, независимо от формы собственности, их целевого назначения и разрешенного использования [3].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-Р утверждены Положения государственной политики в области использования земельного фонда РФ на 2012-2020 годы, обуславливают развитие государственного земельного мониторинга как одного из лидирующих тенденций государственной деятельности в области управления земельным фондом [4].
Согласно Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в 2019 году осуществляла свои права в области государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) [5].
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 26.12.2014 № 852 в рамках осуществления государственного мониторинга земель производится планомерный мониторинг реального состояния и использования земель, а также проводится выявление искажений качественных характеристик почв, оценка доминирующего состояния земель с учетом влияния природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование негативных процессов, вызванных воздействиями природными и антропогенными процессами, проведение разработки предложений поликвидации негативного воздействия на землю, ликвидация последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в разрезе состояния земельных участков [6].
Государственный земельный мониторинг подразделяется на мониторинг землепользования и мониторинг состояния земель.
Мониторинг использования земель и земельных участков согласно с их целевым назначением, осуществляется в рамках мониторинга землепользования.
В результате мониторинга землепользования, сведения полученные будут использоваться при осуществлении государственного земельного надзора для снабжения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией о землепользовании.
Также важно отметить, что мониторинг состояния земель осуществляется в рамках мониторинга количественных и качественных изменений характеристик земель, в том числе и с учетом данных контроля за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование преобразований состояния земель.
Более половины участков сельскохозяйственных угодий излишне увлажнены, имеют повышенную кислотность почв, засоленность, подвержены водной и ветровой эрозии. Нерациональное вмешательство человека в природу в свою очередь привело к катастрофическому состоянию земельного фонда [7].
Изменения качественных характеристик состояния земель выявляются при мониторинге состояния земель под влиянием далее указанных негативных процессов: затопление и подтопление, заболачивание, эрозия как ветровая так водная, опустынивание земель, также загрязнение земель тяжелыми металлами и радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламление отходами производства и бытовым мусором, вырубка лесов и сжигание на лесных землях отходов лесозаготовок, образование оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и свойств, оказывающих действие на состояние и структуру земель.
Вдобавок необходимо определять и обосновывать факторы, которые влияют неблагоприятно на качество сельскохозяйственных угодий и усложняют организацию рационального землепользования. К этим факторам можно отнести: водную эрозия и дефляция, засоление, осолонцевание, опустынивание или заболачивание земель, а также не сбалансированность методов и способов улучшения использования земель, динамики почвенного плодородия [8].
При проведении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются сприменением [9]:
В 2019 году территориальными управлениями Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в рамках реализации задач по государственному земельному мониторингу проведены действия по:
Проведенные Росреестром изучения отчетов, полученных от субъектов Российской Федерации о состоянии и использовании земель за 2019 год, об их качестве и экологическом состоянии указывает на то, что деградация земель наблюдается на территории страны практически повсюду.
В настоящее время опустынивание земель является одним из наиболее интенсивных и общераспространенных процессов на засушливых территориях юга России. В результате опустынивания засушливых территорий, естественные пастбища теряют свою продуктивность, почвы подвергаются эрозии и засолению, пески обнажаются и перемещаются[10, 11].
Затронутыми опустыниванием земли в той или иной мере распространены в 27 регионах России.
В результате многоцелевого и масштабного промышленного освоения территорий на Крайнем Севере возникли обширные очаги ощутимого загрязнения, захламления, нарушения и деградации земель.
Для урбанизированных районов наиболее типичны такие негативные воздействия, как разрушение почвенного покрова, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами.
При осуществлении разработки открытых горных работ, геологоразведочных, строительных и других работ происходит нарушение значительной площади земель [12].
Земли природоохранного назначения и значительной части земель лесного фонда составляют исключение, при том что загрязнение и засорение земель в той или иной мере распространенно на весей территории Российской Федерации.
Загрязнение земель различными опасными химическими и другими веществами характерно для территорий, непосредственно прилегающих к промышленным предприятиям и подверженных газопылевым выбросам вредных веществ из атмосферы; участков, расположенных вдоль автомобильных дорог и нефтепроводов [13, 14]. Анализ данных ведомственных отчетов, собранных территориальными органами Федеральной регистрационной службы по субъектам Российской Федерации, показал, что различные изыскания (почвенные, геоботанические, рекультивация нарушенных земель, иные изыскания и обследования) проводились на местности ряда субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов в 2019 году.
Целью работ по мониторингу использования земель являлось выявление признаков нарушений земельного законодательства по таким видам правонарушений как:
Целью мониторинга состояния земель являлось выявление текущего состояния земель и возросшие изменения земельных участков, которые подвержены негативным процессам на объектах работ (наблюдаемый период составляет 15-20 лет).
Одной из значительных проблем в области обеспечения экологической безопасности страны, требующих немедленного решения, является ухудшение экологического состояния земель. В связи со стабильными негативными тенденциями в состоянии земельных ресурсов, установление правил рационального использования и охраны земель, обеспечение эффективного землепользования, а также развитие института правовой ответственности за нарушения в сфере земельных отношений рассматриваются перспективные направления развития регионального земельного законодательства.
1. Каюков А.Н. Цели, задачи и принципы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. // В сбор.: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития/ Материалы международной научно-практической конференции 18-20 апреля 2017 г. Часть 2 Наука: опыт,проблемы, перспективы развития [Электронный ресурс]. Красноярск, Красноярский ГАУ. - 2017. С. 14-17
2. Каюков А.Н. Земельный фонд - понятие, сущность структура. // В сбор.: Современные проблемы землеустройства, кадастров природообустройства / Материалы Национальной научной конференции 25 мая 2020 г. [Электронный ресурс]. Красноярск, Красноярский ГАУ. - 2020. С. 53-57
3. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (с изм. на 31 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. - Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Техэксперт». - URL: http://docs.cntd.ru/document/744100004
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-Р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы» (с изм. на 28 августа 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Техэксперт». - URL:http://docs.cntd.ru/document/902334110
5. Постановление Правительства РФ от 01 июня 2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (с изм. на 12 апреля 2020 г.) №457 [Электронный ресурс]. - Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Техэксперт». - URL: http://docs.cntd.ru/document/902161544
6. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс]. - Законы, кодексы и нормативноправовые документы. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minekonomrazvitija-rossii-ot-26122014-n-852/
7. Сорокина, Н.Н. Методические и теоретические основы рационального использования земель и ведения сельскохозяйственного производства. Сборник: приоритетные направления регионального развития. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции международным участием [Электронный ресурс]. Изд-во: Курганская с.-х. акад. Курган 2020. С. 303-305
8. Сорокина Н.Н. Концептуальные положения и экологический эффект организации использования земли. Сборник: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, Красноярский ГАУ. - 2018. С. 41-42
9. Чешев А.С. Земельный кадастр: учебник для вузов, обучающихся по специальностям «Землеустройство», «Земельный кадастр», «Городской кадастр» / А.С. Чешев, И.П. Фесенко. - М.: ПРИОР, 2000. - 362 с.
10. Чупрова, В.В. Состояние земельных ресурсов Красноярского края в показателях устойчивого землепользования / В.В. Чупрова, Н.Л. Кураченко, А.А. Шпедт, О.А. Ульянова, О.А Сорокина, Ю.В. Бабиченко, Ю.П. Ковалева // Роль науки в развитии сельского хозяйства Приенисейской Сибири. - Красноярск, 2008. - С. 52-56.
11. Рогатнев Ю.М., Веселова М.Н., Щерба В.Н., Хоречко И.В., Апретов В.Н., Тимонина С.А., Долматова О.Н., Литвинова А.В. Современные проблемы землеустройства и кадастров. Учебное пособие / Под редакцией Ю.М. Рогатнева. Омск, 2013. - с
12. Чупрова В.В. Оценка агроэкологического состояния почв, вовлеченных в разработку песчано-гравийных карьеров Канского района Красноярского края / В.В. Чупрова, А.А. Белоусов, Е.Н. Белоусова, Ю.В. Горбунова // Вестник КрасГАУ. – Красноярск, 2019. № 3 (144). С. 16-21.
13. Колпакова О.П., Мамонтова С.А. Оценка ущерба от нарушенных и загрязненных земель // Вестник КрасГАУ. - 2013. - № 6 (81). - С. 134-140.
14. Колпакова О.П. Экологизация землепользования // Инновационные тенденции развития российской науки: Материалы IV Международной (заочной) научно-практической конференции молодых ученых.- Красноярск: изд-во Красноярский ГАУ, 2011. С. 57-59.