Автор: Иналова Р.М., Иналов Б-А.М.
Источник:Иналова Р.М., Иналов Б-А.М. Проблема развития мониторинга земельных ресурсов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. №2.
Как показали проведенные исследования, усиление анализируемых взаимосвязей в современной системе управления в важной мере зависит от состояния комплексного изучения земель применительно к их природным и производственным функциям. Современная практика показывает, что такое новое методическое направление связано с мониторингом земель, который должен иметь, во-первых, государственный подход; во-вторых, выполнять базовую основу для всех других видов мониторинга и кадастров природных ресурсов; в-третьих, представлять собою составную часть информационной системы о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и климата.
Современная практика показывает, что такое новое методическое направление связано с мониторингом земель, который должен иметь, во-первых, государственный подход; во-вторых, выполнять базовую основу для всех других видов мониторинга и кадастров природных ресурсов; в-третьих, представлять собою составную часть информационной системы о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и климата. [2]
Основные цели и задачи мониторинга земель определены «Положением о мониторинге земель в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 491. общие положения мониторинга земель представляют его как систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов
Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. Важное значение имеют подсистемы мониторинга земель, соответствующие категориям земель, а именно:
В зависимости от территориального охвата мониторинг земель подразделяется на такие основные уровни как федеральный, региональный и локальный. Выявляются следующие процессы: эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами развития); циклические (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); антропогенными (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и т.д.).
Как показывают проведенные исследования, состояние государственного земельного контроля в системе управления АПК в важной мере зависит от обеспечения порядка ведения мониторинга земель. В организационном и экономическом отношении выполнение этой задачи возложено на комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем) и Министерство экономики и природных ресурсов (Минэкологии России) при участии таких Министерств РФ как сельского хозяйства и продовольствия, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитета по экологии и использованию недр при Правительстве РФ, других заинтересованных министерств и ведомств. Роскомзем и Минэкологии России осуществляют при этом организацию и координацию деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель.
В зависимости от сроков и периодичности проведения мониторинга земель важно повысить качество наблюдений за состоянием земель, которые подразделяются на три основные группы:
Существо базового и периодического мониторинга земель заключено в том, что на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербурга его проводят соответствующие органы Госкомзема, государственные комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе РФ, органы Минэкологии России, другие заинтересованные министерства и ведомства. Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы. На основе анализа и обобщений материалов мониторинга земель и государственного земельного кадастра Роскомзем и Минэкологии России разрабатывают и представляют ежегодно, не позднее 30 апреля, в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в стране.
Для повышения достоверности и оперативности сбора земельнокадастровой информации Правительство РФ приняло постановление «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» от 25 августа 1992 г. № 622. Этим документом, в частности, предусмотрено осуществить на территории Российской Федерации поэтапный переход на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления данных государственного земельного кадастра. Однако, как показывает анализ, переход этот затягивается, что не содействует углублению социально-экономических связей через познание земли как природной системы и главного средства производства в сельском хозяйстве.
В методологии охраны природы продолжает оставаться слабым звеном обеспечение единства и сопоставимости земельно-кадастровых данных, принципов и методов ведения государственного земельного кадастра, а также унификации земельно-кадастровых документов [7].
Из сказанного следует, что повышение уровня государственного земельного контроля в системе управления в АПК неразрывно связано с теми положениями земельного кадастра, которые особое внимание обращают на его целевой характер, а именно: на обеспечение рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы.
В свете таких методических обобщений целесообразно совершенствовать, с одной стороны, формирующуюся в стране систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель по единой методике, в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов. С другой, оперативно обновлять земельно-кадастровую информацию, широко использовать для этого материалы текущих обследований, съемок и мониторинга земель.
В связи с тем, что на реализацию государственной программы мониторинга земель РФ ежегодно выделяется крайне недостаточно средств, то необходимо привлечение на эти цели средств региональных бюджетов, а также заинтересованных ведомств и организаций.
Важный аспект проблемы заключен и в том, чтобы усилить государственный контроль и контроль органов местного самоуправления за выполнением других государственных программ, связанных с использованием и охраной земель, а также согласованным с природными процессами развитием на территориально-отраслевом уровне социально-экономических комплексов [1].
С учетом подготовки и реализации мероприятий по воспроизводству плодородия почв, повышению культуры земледелия на основе комплексного применения достижений научно-технического прогресса большое мобилизующее значение имеет такая целевая программа АПК, как «Повышение плодородия почв России» (на период до 2010 года).
Ясно, что каждый регион страны имеет свою историю земледелия. Поэтому практические вопросы повышения плодородия почвы должны решаться с учетом современного состояния и перспектив развития систем земледелия, позволяющих на первом этапе обеспечить простое, а затем и расширенное воспроизводство плодородия.
Но для этого, как отмечено ранее, важно рассматривать землю не только как главное средство производства в сельском хозяйстве, но и обеспечить всесторонний, объективный учет ее производственных функций. Для этого требуются новые методические подходы, чтобы можно было обеспечивать дифференцированную оценку земледелия и растениеводства, а также организационные, технологические и иные соотношения между ними. Изучение влияния технологических приемов на функции земли, их группировка и разработка методики классификации технологических приемов в зависимости от возделываемых культур позволяют в условиях республик Юга России на более высоком теоретическом уровне решать современные организационно-экономические задачи моделируемых систем земледелия.
В свете проанализированного, растет значение самой системы наблюдений за происходящими процессами. По всему земельному фонду Юга России системность наблюдений представляет собой в виде следующих крупных блоков проблем, решение которых позволяет:
Основные цели и задачи мониторинга земель сельскохозяйственного назначения представлены в виде модели мониторинга рационального землепользования при многообразии форм собственности и видов хозяйствования (рис.1)
Рисунок 1 – Модель методических основ мониторинга земель сельскохозяйственного назначения
Данные методические обобщения для широкой практики важны тем, что позволяют комплексно изучать землю и с этих позиций подходить к организации рационального и эффективного землепользования. Сложность задачи заключается в том, чтобы все формы хозяйствования на основе материалов мониторинга земель могли в максимальной степени учитывать специфику земельных отношений и их взаимосвязь с формирующимся рынком земли.
Вполне естественно, что для этого важно обеспечить дифференцированный подход к использованию каждого участка земли и сохранению его плодородия в зависимости от его местоположения, рельефа, почвенного плодородия и других факторов.
Данные мониторинга земель важны и тем, что их использование позволяет не только представлять проблемы землепользования комплексно, но и разрабатывать и осуществлять соответствующие мероприятия для их практического решения. Решаемые задачи следует рассматривать как необходимость осуществления организационно-правовых мероприятий по обеспечению взаимовыгодных условий при нормальной, целевой работе всех форм землепользовании. При этом растет значение:
С учетом местных условий решаемые блоки проблем представлены нами как необходимость всесторонне познавать природные и производственные функции земли; обеспечивать дифференцированный подход к организации землепользования, исходя из достигнутого уровня хозяйствования и уровня воспроизводства плодородия почвы. С этой целью выявлены основные направления совершенствования организации и управления земельной реформой в Чеченской Республике, где на период 2005-2010 годов разрабатывается специальная программа. С одной стороны, она предусматривает конкретные организационные меры, например:
С другой, важную методическую базу реализуемой программы составляют положения о том, чтобы государство не ограничивалось отслеживанием земельных преобразований традиционными приемами нормативного, а также финансового регулирования.
Анализ опыта совершенствования управления в АПК Чеченской Республики доказывает, что важным звеном в этом деле будет являться создание производственно-коммерческих центров, функционирующих в системе, включающей региональный и районные уровни. Они предназначены выполнять такие целевые задачи, как организация потребительского рынка и рынка земли, научно-информационное коммерческое обслуживание на межотраслевом уровне и содействие в развитии аренды и арендных отношений, внедрении залога, создание других механизмов рыночного оборота земли.
1. Андриишин, М.В. Актуальные вопросы организации земельных отношений и управления федеральными землями [Текст]/ М.В.Андриишин // Итоги научно-исследовательской работы Государственного университета по землеустройству за 1991-1995 г.: Сб. тез. докл.- М, 1996.- С. 7-8.
2. Башоров, В. Автоматизированная система ведения земельного кадастра // Экономика сельского хозяйства России [Текст]/ В.Башоров.- 1999.- №2.-С.23.
3. Башоров, В.А. Эколого-экономический мониторинг земельных ресурсов [Текст]/ В.А. Башоров. - М: ГП УСЗ Минсельхозпрод России.- 1998. - 97с.
4. Беленький, В. Методика определения цены земли и планирование устойчивого землепользования / В. Беленький // Вопросы экономики. — 2000. -№7.-С. 85-93.
5. Варламов, А. А. Организация территории сельскохозяйственных землевладений и землепользовании на эколого-ландшафтной основе [Текст]/ А. А.Варламов.- М., 1993.
6. Варламов, А. Развитие земельных отношений в России / А. Варламов, С.Гальченко//Аграрная реформа. Экономика и право.- 2002.- №3.-С. 17-22.
7. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году. — М.: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, 2004.