Назад в библиотеку

Влияние дистанционного обучения на качество успеваемости студентов

Авторы: М.Ю. Похорукова, Е.О. Агабабян, В.А. Варламов
Источник: Похорукова М.Ю., Агабабян Е.О., Варламов В.А.. Влияние дистанционного обучения на качество успеваемости студентов // Современное педагогическое образование, no. 11, 2021, с. 45–47.

Аннотация

Похорукова М.Ю., Агабабян Е.О., Варламов В.А., Влияние дистанционного обучения на качество успеваемости студентов.

В данной статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения, а именно на качество успеваемости студентов в новых условиях организации учебного процесса. Сформулированы достоинства и недостатки проведения занятий онлайн, обозначены ограничения, возникающие у обучающихся. Проанализированы результаты исследований в данной области других ученых и сделан вывод, что многие студенты отмечают снижение качества получаемых знаний и навыков из-за отсутствия достаточной самоорганизации или мотивации, сложностей в общении с преподавателями для консультации по трудно решаемым вопросам и субъективное ощущение увеличения нагрузки. Показано, что результаты педагогических измерений у студентов в большинстве случаев практически не изменились по сравнению с традиционной формой обучения. Авторами обосновывается положение о том, что это является причиной недобросовестного отношения к контролю знаний.


В условиях пандемии и принятыми ограничительными мерами в последнее время активно развиваются различные формы дистанционного обучения. Полностью или частично образовательные учреждения периодически используют дистанционный формат преподавания учебного материала. Новые условия потребовали не только изменения принципов преподавания, но и повлияли на качество успеваемости студентов.

Понятие дистанционного обучения предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях отдаленности преподавателей и студентов. Безусловно многие преподаватели испытывали большие трудности, особенно в первое время, при переходе в онлайн.

Многие участники дистанционного обучения соглашаются с очевидными его положительными чертами: доступность и интерактивность учебного материала, сосредоточенность и вовлеченность в учебный процесс (при желании).

В качестве недостатков дистанционного обучения преподаватели отмечают проблемы с включением всех студентов в обсуждение или вообще отсутствие какой-либо обратной связи, а также практически невозможность адекватной оценки степени вовлеченности и проверки достоверности знаний обучающихся. Существует достаточно инструментов для того, чтобы решить какую-то задачу, тест, не обладая при этом реальными знаниями. С другой стороны, студентам зачастую самостоятельно приходится осваивать новые темы, поскольку на данный момент еще нет стандарта проведения дистанционных занятий, в соответствии с которым можно определить их качество. При этом занятия, направленные на приобретение практически навыков сложно проводить дистанционно. К сожалению, многие студенты, даже ранее успешно обучавшиеся, не смогли быть успешными в обучении дистанционной форме.

Многие исследователи в последнее время занимаются изучением вопроса о качестве и возможностях, достоинствах и недостатках дистанционного образования, а также анализируют отношение студентов и преподавателей к возникшим в условиях пандемии ограничениям [2,4]. Большинство студентов, конечно же, понимают необходимость вынужденной самоизоляции для предупреждения распространения заболеваемости COVID-19 [7].

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики совместно с Томским государственным университетом провели онлайн-опрос в апреле и в мае 2021 года с целью оценить степень удовлетворенности среди студентов дистанционным форматом обучения (в опросе приняли участие 35 тыс. студентов из более чем 400 вузов России). По результатам исследования, которые опубликованы на сайте РБК [1], можно сказать, что первоначально студенты не видели проблем с переходом на дистанционное обучение, однако уже к лету большее число студентов стали испытывать те или иные трудности: проблемы с самоорганизацией и мотивацией, нехватка общения, чувство одиночества и подавленность. Некоторые студенты отмечают, что в дистанционном формате сложнее задавать вопросы преподавателю.

Преподавателями Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена было проведено исследование лонгитюдным методом, которое показало, что при дистанционном обучении, по мнению студентов, ухудшилось качество получаемых знаний и навыков, снизилась мотивация к обучению, а учебная нагрузка при этом возросла. Также отмечается тот факт, что при наличии уже сформированных учебных компетенций и внешних стимулов, например, финансовых, легче адаптироваться к новым условиям [5]. Особенно сложно учиться дистанционно студентампервокурсникам, так как для них являются совершенно новыми среда обучения, методика преподавания, критерии оценивания и т.д. Тогда как студенты старших курсов довольно легко восприняли новый формат обучения и практически не изменились результаты оценки их знаний [6].

В Курском государственном медицинском университете проведенный анализ результатов обучения показал даже повышение показателей успеваемости студентов. Однако, автором отмечается, что данная тенденция скорее говорит не о реальных знаниях, а является следствием недобросовестного отношения к учебе (списывание или привлечение более квалифицированных родителей, знакомых и др.), поскольку на данный момент отсутствуют или сложно реализуемы механизмы контроля качества выполнения заданий студентами [8].

Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока утверждают, что при дистанционном обучении контроль знаний должен реализовываться оперативно в сочетании с интерактивностью общения субъектов для создания эффективной учебной среды. [3].

Использование электронной информационнообразовательной системы, которая предусматривает не только возможность составление тестов для оценки успеваемости, но и инструменты для проверки других видов работ: практические задания, кейсы, эссе и мн. др., тем самым решая проблему снижения качества образовательного процесса, может привести к формированию шаблонного мышления, формального отношения к учебе, свертыванию социализации и чрезмерной индивидуализации за счет отсутствия реального общения между преподавателем и студентами.

Проведенный в рамках данной статьи анализ показал, что дистанционный формат обучения оказывает существенное влияние на всех участников данного процесса: студенты и преподаватели беспокоятся о качестве знаний, много времени проводят за компьютером и испытывают трудности в межличностном взаимодействии (студенты, оказывается, испытывают стеснение при общении с преподавателями дистанционно). Безусловно требуются новые стандарты проведения онлайнзанятий, новые учебно-методические рекомендации по выполнению практических заданий и новые критерии оценивания качества сформированных знаний и умений студентов. Все участники дистанционного обучения испытывают те или иные трудности, и только совместные усилия преподавателей и студентов по повышению качества успеваемости позволят преодолеть существующие проблемы.

Литература

1. Губернаторов Е. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020 (дата обращения 21.11.2021).
2. Джумагулов, Э.К. Пути решения проблем дистанционного обучения / Э.К. Джумагулов // Alatoo Academic Studies. – 2020. – № 4. – с. 54–59. – DOI 10.17015/aas.2020.204.06.
3. Куликова, Е.В. Дистанционное обучение как технологическое решение электронной информационно-образовательной среды вуза / Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 1(21). – с. 108–113.
4. Мандель, Б.Р. Дистанционное образование: дорога к истине вымощена парадоксами / Б.Р. Мандель // Ректор ВУЗа. – 2021. – № 5. – с. 48–63.
5. Панферов, В.Н. Динамика отношения студентовк дистанционному обучению (результаты лонгитюдного исследования) / В.Н. Панферов, С.А. Безгодова, А.В. Микляева // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года. – Москва: Знание-М, 2020. – с. 204–217.
6. Панферов, В.Н. Оценка качества взаимодействия с преподавателями студентами в условиях временного перехода на дистанционное обучение: результаты лонгитюда / В.Н. Панферов, С.А. Безгодова, А.В. Микляева // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19–21 ноября 2020 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. – с. 386–392.
7. Студенты в период пандемии COVID 19: понимание ситуации самоизоляции / Е.А. Сорокоумова, Е.И. Чердымова, Е.Б. Пучкова, Л.В. Темнова // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2020. – № 3. – с. 196–205. – DOI 10.26653/2076–4650–2020–3–18.
8. Чиркова, В.М. Влияние дистанционной формы обучения на успеваемость и посещаемость иностранных учащихся в период пандемии / В.М. Чиркова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 3(36). – с. 303–305. – DOI 10.26140/anip-2021–1003–0076.