Назад в библиотеку

Игра как научно-методическая основа современного геодезического образования

Авторы: A. Dudnik, G. Tupoleva

Источник (англ.): E3S Web Conf. Volume 281, 2021 IV International Scientific Conference “Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development” (CATPID-2021). URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/57/e3sconf_catpid2021_05006/e3sconf_catpid2021_05006.html
Автор перевода: Зеленин К.И.

Аннотация

A. Dudnik, G. Tupoleva, Игра как научно-методическая основа современного геодезического образования.

Современный уровень научно-технического развития в области геодезической и картографической деятельности, связанный с использованием спутниковых геодезических методов, широким внедрением новых технических средств и технологий, требует высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные производственные и научные задачи в области геодезии. Это и есть причина появления новых методов обучения. Стоит отметить, что осуществление оценочного контроля знаний, умений и навыков в игровой форме позволяет преподавателю своевременно оказывать необходимую помощь учащемуся, направлять его, развивает и активизирует самостоятельную работу учащихся, а также создает комфортные условия для успешного формирования мыслительной деятельности.

Вступление

Современное российское высшее образование характеризуется наличием объективного противоречия между существующей лекционно-семинарской методикой освоения студентами общеобразовательной программы государственного образовательного стандарта и необходимостью практики в комплексном применении полученных знаний выпускниками вуза [1]. Лекционно-семинарская методика освоения учебных дисциплин обеспечивает формирование у студентов знаний, умений, навыков по каждой дисциплине в отдельности. В в то же время будущая практическая деятельность студента требует от него всестороннего применения полученных узкопрофессиональных знаний применительно к текущим ситуациям на основе сформированных универсальных компетенций, стороной этого противоречия является соотношение пассивных и активных методов обучения, установленное государственным образовательным стандартом. Это соотношение устанавливает пропорции между учебным временем, посвященным пассивным методам обучения, таким как лекции, фильмы, наглядные пособия, печатные материалы, любая комбинация этих средств, и учебное время, посвященное активным методам обучения, таким как лабораторная работа, семинар, практическое занятие, практика, стажировка, использование тренажеров, ситуационный анализ, игра и т.д. Это актуализирует поиск новых подходов к совершенствованию образования.

В то же время современный уровень научно-технического развития в области геодезической и картографической деятельности, связанный с использованием методов спутниковой геодезии, широким внедрением новых технических средств и технологий, еще в большей степени требует наличия высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные производственные и научные задачи в данной области из геодезии. Современный специалист сталкивается с новыми требованиями в области геоиндустрии, которые, наряду с базовыми знаниями в области геопространство, должен обладать компетенциями аналитика, менеджера, маркетолога и веб -программирования. В последние десятилетия стремительно развиваются технологии использования глобальных навигационных спутниковых систем при выполнении геодезических и навигационных задач, совершенствуется электронная тахеометрия, появляются новые методы и технологии цифровой фотограмметрии, накапливается опыт практического использования наземного и воздушного трехмерного лазерного сканирования, пространственных данных дистанционное зондирование Земли из космоса; широкое распространение получили геоинформационные технологии, позволяющие по-новому решать не только задачи традиционного картографирования, но и создавать и анализировать пространственные модели реального мира и т.д. К сожалению, эти навыки невозможно получить в рамках классического лекционного и лабораторного обучения.

Для более эффективного обучения авторы предлагают ввести в программу обучения игру в качестве научно-методической основы и использовать ее как форму контроля [2]. Конечно, оценка по такой форме контроля исключает обычные пятибалльные оценки, но это даст учащимся возможность проявить себя.

Результаты

Оценка, получаемая в процессе наблюдения за текущей работой в команде, позволяет преподавателю и студенту отслеживать прогресс в достижении целей обучения, и к ним можно подходить различными способами. Стоит отметить, какой метод будет более эффективным при оценке студентов, зависит в первую очередь от преподаваемой дисциплины, образовательных стандартов и уровня знаний студентов. Развитию учета баз геоданных посвящен огромный пласт современных исследований. Игра используется в современном геодезическом образовании в качестве научно-методическая база. Игровой метод контроля знаний, умений и навыков учащихся мотивирует учащихся к самостоятельной работе, активизирует их учебно -познавательную деятельность. Когда учащиеся чувствуют большую мотивацию к обучению - другими словами, когда участие находится на высоком уровне, - они учатся лучше и обретают более высокое чувство самоуважения. К сожалению, данные и непосредственный опыт многих учителей показывают, что отсутствие мотивации сказывается на многих учениках [1].

Поэтому данное исследование имеет большую практическую ценность. Оно заключается в его внедрении в образовательный процесс, а также в проведении дальнейших исследований в этой области, путей решения и совершенствования методологии оценки знаний учащихся.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном высшем образовании все больше часов отводится самостоятельной работе, в том числе по прикладным дисциплинам, таким как геодезия. Умственная нагрузка растет, студенты теряют интерес и мотивацию к предмету. По этой причине преподаватель старается внедрять новые методы и технологии в образовательный процесс, активизируя и поощряя учащихся к работе не только на уроках, но и в самостоятельном поиске новых знаний. Одним из таких интересных приемов можно смело назвать игровые методы.

В качестве объекта исследования были взяты группы студентов 3 курса. Изучаемый студентами предмет относится к дисциплинам профессионального цикла специальности Прикладная Геодезия. В связи с этим отметим, что дисциплина непростая в изучении, насыщена различной технической терминологией. После изучения нескольких разделов дисциплины и выполнения лабораторных работ было принято решение провести опрос и оценить знания и умения студентов в игровой форме.

В общем случае под игрой понимается форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и освоение социального опыта, закрепленного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий [7]. Игра основана на реальных имитационных процессах и условиях их реализации с целью формирования у участников игры компетенций [8], соответствующих задачам игры.

Моделирование реальных процессов в игре всегда осуществляется на основе использования игровых имитационных моделей, которые представляют реальный процесс или условия его реализации в некоторой упрощенной форме.

В игровой деятельности есть три метода:

– деловая игра;

– ролевая игра;

– коллективная игровая деятельность.

Самым сложным из них и, в то же время, наиболее универсальным, гибким и эффективным является метод деловой игры [9]. Деловая игра понимается как активный метод обучения, который использует имитацию реального изучаемого объекта или процесса для создания у студентов наиболее полного ощущения реальной деятельности при выполнении ими соответствующих ролевых функций.

Деловая игра как метод обучения отличается следующими особенностями:

  1. Имитация объектов и процессов предметной области деятельности на основе использования, во-первых, комплекса имитационных моделей, во-вторых, путем имитации электронной рабочей среды деятельности специалистов, в-третьих, путем имитации среды информационного взаимодействия специалистов.
  2. Реализация игрового противоречия между участниками игры в форме партнерства, противостояния, конкуренции, соперничества, конфронтации, соревнования, состязательности, аукциона, конфликта.
  3. Взаимосвязь целей и задач игры с компетенциями специалистов, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами, что обеспечивает единство игровой системы.
  4. Наличие предметных и процедурных правил игры.
  5. Распределение участников игры по ролям и игровым командам, в соответствии с которым организуется выполнение ими ролевых функций и взаимодействие друг с другом.
  6. Вероятностный характер событий и ситуаций, осознаваемых участниками игры. События, как и в реальной жизни, не являются детерминированными. Вероятностный характер игры обеспечивается введением элементов риска и неопределенности. Элементы риска и неопределенности вводятся путем предоставления участникам игры входных данных, содержащих либо неполную (искаженную) информацию.
  7. Использование гибких временных рамок: астрономических, сжатых или расширенных в зависимости от обстоятельств. Сжатые временные рамки дают возможность "воспроизвести" множество циклов активности за короткое время обучения. Расширенные временные рамки, с другой стороны, позволяют разделить цикл и просмотреть его более подробно. Комбинированное использование шкал времени воспроизведения достигается за счет использования оперативных временных скачков.
  8. Деятельность игроков и игровых команд оценивается на основе специальной рейтинговой системы.
  9. Для участников игры устанавливается система поощрений, которая способствует возникновению к ним реального интереса.
  10. Наличие информационного пространства [10] как обязательное условие для моделирования динамических информационных ситуаций [11].

Важной составляющей является предварительная подготовка к игре. По этой причине учащиеся были уведомлены об этой форме оценочного контроля за неделю до запланированной даты проведения игры. В то же время правила игры не были разъяснены заранее.

Сам процесс игры описан ниже. Студентам были даны: тема игры, названия разделов лекций и лабораторных работ, к которым необходимо подготовиться. Вся группа была разделена на команды по 4-5 человек и последовательно выполняла задания: карточки с вопросами и ответами, кроссворд, практическое задание. Каждое задание оценивалось соответствующими баллами.

Изучив работы коллег-преподавателей, переняв их опыт организации оценки знаний и умений учащихся с использованием игрового метода контроля, а также на основе личного опыта [1,2], мы опишем основные требования к организации игры (викторины) на занятиях:

  1. Структура и форма игры должны давать возможность каждому ученику проявить себя, проявить свой потенциал, самостоятельность, изобретательность.
  2. Игра должна быть структурирована таким образом, чтобы учащиеся проявляли интерес, были активны, демонстрировали хорошее настроение и удовлетворенность блестящим ответом.
  3. Главная цель игры должна быть выполнимой.
  4. Обязательным условием проведения игры является наличие соревновательного элемента между командами и отдельными участниками, а также строгое соблюдение правил игры.
  5. Победа в игре является мощным стимулом для студентов, вдохновляющим и мотивирующим их [2].

Основываясь на результатах исследования, следует отметить следующее:

  1. Оценить знания и умения каждого конкретного ученика команды оказалось сложно, поскольку невозможно было проследить долю его участия в игре.
  2. Учащиеся были активны, заинтересованы, и им понравилась такая форма урока, вместо обычной контрольной работы. В группе было создано дружеское соревнование.
  3. Использование викторины или игры - это интересный способ оценить то, что учащиеся уже знают, устранить неправильные представления, проблемы в обучении и пробелы на этом пути.
  4. Поскольку игра содержала сочетание теории и практики, она была более объективным отражением реальности, и материал был лучше усвоен [1].

Согласно результатам исследования, 2-я группа студентов 3 курса, прошедших контроль обучения в игровой форме, показала лучшие результаты, чем студенты той же специальности последнего года обучения

Авторы предлагают внедрить игровую форму во весь учебный процесс, а не только в качестве контроля. В качестве объекта исследования были выбраны 2 группы студентов одной специальности. Одна группа обучается по классической программе, вторая группа на лабораторных занятиях по одному из профильных предметов, проходит обучение в форме деловой игры.

Группа объединена в геодезическую бригаду, которая консультирует по максимуму для реальной работы. Роли в бригаде студенты распределили сами, такой опыт помогает сплотить коллектив, выявить лидеров, показать студентам их лучшие качества. Занятия проводятся в форме встречи с преподавателем, где учащиеся задают вопрос и демонстрируют результаты. Преподаватель также ставит задачу для выполнения. Для студентов 3-го курса это подготовка геодезического отчета, данные для которого они измеряют самостоятельно, а также документация предоставляется по запросу MPSC. На каждом новом лабораторном занятии команды получают задание, которое невозможно выполнить, не выполнив предыдущую работу. Таким образом, к концу семестра группа готовит настоящий доклад и защищает его перед преподавателем и товарищами по команде. Это дает возможность студентам приобрести навыки публичных выступлений.

В то же время у преподавателя есть возможность наблюдать и оценивать коллективную работу. Одной из целей деловой игры является преодоление смыслового разрыва между преподавателем и учащимися [10]. По данным наблюдений уже можно сделать выводы о том, что 85% учащихся были более вовлечены в учебный процесс, изучали материал, в том числе самостоятельно, и проявляли себя на занятиях. В то же время полученные знания послужат основой для студентов на образовательных практиках и при изучении других общепрофессиональных дисциплин.

Вывод

Стремительные изменения в современном мире заставили систему высшего образования столкнуться со многими вызовами. Поэтому требуется подготовка более активных, разносторонне развитых и образованных людей в междисциплинарных областях. Таким образом, исследование с целью выявления полезных и эффективных методов обучения является одной из важнейших задач образовательных систем. Игровой метод является наиболее эффективным при оценке работы студентов на практических занятиях. В игре учащиеся ощущают себя носителями активного приобретения знаний, они задействуют все каналы восприятия информации.

Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в формировании научно-методологических основ технологического развития геодезии, которые характеризуют целостность научных представлений о ее технологическом развитии. В то же время метод деловой игры позволяет решить ряд актуальных задач подготовки геодезистов:

  1. Проблема формирования компетенций обучаемых [8] для ситуаций, которые невозможно воспроизвести в реальности либо из-за высоких затрат, либо из-за длительных (коротких) сроков реализации процессов, либо из-за количества и сложности используемых объектов и процессов (в том числе гипотетических), либо из-за того, что об угрозе жизни и здоровью человека.
  2. Проблема получения студентами опыта научно-исследовательской и производственной деятельности в кратчайшие сроки с наименьшими затратами за счет использования имитационных моделей.
  3. Проблема управления в распределенных средах, в частности сетевого управления [10].
  4. Проблема практической реализации ролевых и ситуационных методов обучения, а также их сочетания. Игра всегда является ролевой, поскольку участники вовлекаются в предписанную ситуацию. В то же время игра стимулирует участников к системному и ситуационному анализу применительно к разыгрываемой ситуации.
  5. Проблема накопления в цифровом виде и адаптации учебных материалов по узкоспециализированным дисциплинам применительно к предметным областям деятельности.

Возможность разработки и внедрения тренинга в игровой форме в практику подтверждается достигнутым уровнем методического обеспечения разработки и проведения деловых игр.

На сегодняшний день, к сожалению, отсутствует целостный подход к оценке развития геодезического образования, как к сформировавшемуся научному направлению из-за отсутствия упорядоченной системы научно-методических основ его технологического развития; в связи с этим невозможно провести системный анализ геодезической науки для прогнозирования ее развития. дальнейшее развитие, которое, безусловно, влияет на качество образования. Однако, несмотря на этот факт, Игра как метод практического обучения может решить эту проблему. Поскольку учитель имеет используйте более современные инструменты, демонстрируйте новые геодезические технологии, задавайте вопросы, увлекайте студентов, получая при этом полный структурированный анализ знаний.

Рекомендации

1. O.V. Germak, A.E. Dudnik, G.K. Tupoleva Modern Research of Social Problems (Electronic Scientific Journal) 9, 11-15 (2018).
2. A.A. Elenin, I.A. Kazakova, Scientific conference "Optimization of medical education: quality and innovation” (2015).
3. I.F. Kushtin, Geodesy (Prior, Moscow, 2001).
4. I.F. Kushtin, Engineering geodesy (Phoenix, Rostov-on-Don, 2002).
5. I.V. Soloviev, Education management: theory and practice 1, 10-16 (2013).
6. V.Ya. Tsvetkov, European Researcher 45 (4-1), 782-786 (2013).
7. S.A. Kudzh, I.V. Soloviev, V.Ya. Tsvetkov, Distance and virtual learning 11, 10-15 (2013).
8. I.V. Soloviev, Earth Sciences 01, 54-58 (2012).
9. V.Ya. Tsvetkov, European Researcher (36), 12-1, 2166- 2170 (2012).
10. A.N. Tikhonov, A.D. Ivannikov, I.V. Soloviev, V.Ya. Tsvetkov, S.A. Kudzh, The concept of network-centric control of a complex organizational and technical system (MAKS Press, Moscow, 2010).
11. S.S. Shipilova, Modern problems of science and education, 3 (2014). URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13293 (accessdate: 11/14/2018).
12. V.Ya. Tsvetkov, Distance and virtual learning 5, 4- 11 (2014).