Назад в библиотеку

Инновационное развитие Донецкой Народной Республики: как фактор повышения конкурентоспособности экономики проблемы и перспективы

Автор: Шишолик И.В., Курган Е.Г.
Источник:Наука. Бизнес. Государство : Материалы XVIII международной научно-практической конференции / Отв. редактор О.А. Пасько. – СПб. : Изд-во «Национальный информационный канал». – 2022. – 210 с.

Аннотация

Шишолик И.В., Курган Е.Г. Инновационное развитие Донецкой Народной Республики: как фактор повышения конкурентоспособности экономики проблемы и перспективы.В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационного развития, выявлены проблемы инновационного развития Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова

инновационное развитие, конкурентоспособность, промышленность.

Изложение основного материала

Глобализация, ставшая одной из определяющих характеристик современной мировой экономики, поставит перед правительствами многих стран проблемные вопросы поиска новых форм и методов адаптации национальной экономической и политико-правовой среды. Быстрые изменения факторов, определяющих конкурентоспособность отдельных компаний целых государств на мировых рынках, динамичное развитие глобальных отношений правительства при формировании условий экономического роста и все более активно обращаться к проблемам обеспечения национальной конкурентоспособности в глобальном масштабе [1].

Определяющим условием повышения конкурентоспособности отечественной экономики является вхождение Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации. Зависимость Донецкой Народной Республики от импорта из других областей Российской Федерации, чрезмерные масштабы которого обусловлены военным положением и постоянными обстрелами территории Донецкой Народной Республики в настоящее время не дают развиваться отечественным предприятиям. Большинство предприятий находятся в прифронтовой зоне, и с целью безопасности и предотвращения угрозы жизни рабочих предприятия вынуждены закрываться на неопределенный срок. Тем не менее, обеспечение потребительского рынка является важной и главной проблемой государства, поэтому, привлекается продукция с других регионов Российской Федерации для поддержания и укрепления рынка Донецкой Народной Республики. Работающие предприятия используют новые технологии и внедряют в заимствованные процессы организации производства от своих новых конкурентов. Выход на рынок продукции Донецкой Народной Республики находиться в процессе организации. Поэтому на данном этапе особо важно внедрение инновационного подхода к развитию отечественных предприятий Донецкой Народной Республики.

Проблемы инновационного развития национальной экономики в целом привлекают внимание многих отечественных и зарубежных исследователей (Н.В. Даник г. и. Мерников, Л. И. Федулова). научный вклад по изучению этих процессов. Большинство из которых считают, что именно от активности государственной политики зависит инновационное развитие экономики. Однако разработка мероприятий по инновационному развитию экономики и формирование его стратегических направлений в контексте трансформационных преобразований экономики остаются актуальными.

Целью исследования является обоснование необходимости формирования стратегических направлений инновационного развития экономики и выявления проблем, возникающих в ходе решения этой задачи.

Достижения науки и технологии определяют не только динамику экономического роста, но и уровень конкурентоспособности государства в мировом сообществе.

Главная цель инновационного типа развития заключается в получении максимального экономического эффекта от каждого произведенного товара. Можно утверждать, что в настоящее время в Донецкой Народной Республике (далее – ДНР) государственной инновационной политики не существует. Вместе с тем интеллект и знания являются одним из главных резервов страны, причем единственным возобновляемым ресурсом. Для его применения у Республики есть главное - это образованные кадры и наука, но, к сожалению, они практически не используются, потому что нет внутреннего спроса на интеллект и новое знание, нет инфраструктуры, которая этот спрос обеспечит.

Основой современных технологий является фундаментальная наука, которая создает интеллектуальные ресурсы общества, основу современной технологии.

Внедрение модели инновационного развития национальной экономики (которые функционируют в экономически развитых странах) ДНР существенно усложняет существующая структура ВВП, так как главным источником валютных поступлений в государственный бюджет остаются горно-металлургический комплекс, частично пищевая и перерабатывающая отрасли, химическая промышленность. А владельцы этих производств до последнего времени фактически не осуществляли технологическую модернизацию промышленных предприятий, поскольку и без этого малы конкурентные преимущества на рынке за счет относительно дешевой рабочей силы, сырья и энергоносителей. В кризисной экономической ситуации состояние внешнеторгового баланса экономики ДНР лишь ухудшается, что подчеркивает стратегическую бесперспективность нынешнего места Республики. Основная стратегия тех, кто контролируют ключевые сектора экономики, - увеличить свои прибыли, игнорируя общую деградацию хозяйственного комплекса, растущее технологическое отставание, кризисные процессы в науке и образовании.

Состояние инновационной деятельности в ДНР большинством ученых определяется как кризисное и не соответствующее современному уровню инновационных процессов в промышленно-развитых странах и потребностям инновационного развития. Стабильное сокращение реальных объемов финансирования научно-технического комплекса и отсутствие действенной государственной научно - технической политики не дают оснований для вывода о наличии реальной основы для перехода к инновационной модели развития. Реформирование научно-технического комплекса построено по принципам частых изменений целей и задач, без учета общеизвестных факторов функционирования и развития научно-технического потенциала: активной и предполагаемой государственной поддержки, формирования спроса на научные достижения со стороны реального сектора экономики.

Нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности в ДНР находится в разработке и то, в каком виде она представлена, является фрагментарной, противоречивой и поэтому несовершенной. Выполнение принятых законов в инновационной сфере является неудовлетворительным. Однако есть подходы и количественные ориентиры по осуществлению структурных изменений в стратегии развития. Все это свидетельствует, что структура и принципы управления инновационного развития в ДНР требуют коренных изменений. Эти изменения должны быть направлены на решение основных проблем инновационного развития экономики.

За последние годы не были реализованы мероприятия в рамках инновационной политики по улучшению бизнес-среды, стимулированию компаний к инновациям, развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при наличии отдельных улучшений сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в данной сфере. К ключевым проблемам в формировании и реализации государственной инновационной политики в ДНР относятся следующие:

В ДНР сконцентрирован большой научный потенциал, есть много открытий и изобретений, наработано много инновационных проектов в ресурсосбережении и т.д. Необходимо определить наиболее прорывные направления, в которые, в соответствии с критической точкой фазового перехода, можно минимально добавить инвестиции в виде ресурсов и произойдет переход в новое качество - в инновационный рентабельный бизнес, который будет формировать инфраструктуру для других сфер деятельности.

Выводы

Таким образом, можно утверждать, что экономика ДНР не выходит из стадии стагнации. В то время как традиционные факторы экономического роста, которые опирались преимущественно на мобилизацию ресурсов, накопленных за длительный период экономического спада, практически исчерпаны, надлежащих сдвигов в структуре экономической системы, которые перевели бы национальную экономику в режим роста, основанный на инновационном создании новых ресурсов, пока не произошло.

Переход к действенной государственной политике инновационного развития ДНР является одной из первоочередных задач государственного управления. Стратегия воплощения этой политики должна осуществляться на системной и последовательной основе. Все участники инновационного процесса должны быть заинтересованы в сочетании их интересов и усилий в создании и применении новых знаний и технологий с целью выхода на внутренний и внешние рынки с высокотехнологичной продукцией. В реализации этого взаимодействия и создании таким образом экономики, основанной на знаниях, роль государственной власти является стержневой. Поэтому для обеспечения эффективного инновационного развития экономики целесообразно создать фонд содействия формированию малых предприятий в научно-инновационной сфере; ввести минимальные арендные ставки для малых инновационных фирм; установить квоты для малых инновационных предприятий при формировании госзаказов на инновационную продукцию; создать управляемую инновационную модель развития страны путем утверждения национальных приоритетов, на основе которых необходимо начать стратегические программы развития, которые объединят собственные научные разработки, собственное кадровое сопровождение, отечественный производственный сектор и бизнес.

Учитывая это, насущной встает проблема модернизации экономики в условиях экономической интеграции Донбасс – Россия с целью повышения технологического уровня экспорта и качественных характеристик отечественной продукции, поставляемой на внутренний рынок, что необходимо для обеспечения конкуренции с импортируемыми товарами не только по ценовым, но и по качественным характеристикам. Именно на выполнение этой стратегической задачи должна быть направлена инновационная политика государства.

Список использованной литературы

1. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. В. Андреев. — Москва. : КноРус, 2012. – 335 с.
2. Черников Д. А. Темпы и пропорции экономического роста / Д. А. Черников. - Москва : Экономика, 1982. - 223 с.