Анализ существующих способов доставки насыпных грузов в универсальных контейнерах
Автор:Илесалиев Д.И.
Источник: Научно-технический вестник Брянского государственного университета, №3, с.304-311, 2018
Аннотация
Илесалиев Д.И. Анализ существующих способов доставки насыпных грузов в универсальных контейнерах
Ключевые слова:параметры груза, упаковка, тара, размещения, поддон, транспортный пакет, контейнер, условия перевозок.
В целях наилучшего использования грузоподъемности и вместимости универсальных контейнеров, а также обеспечения рациональных перегрузочных работ и сокращения времени простоя транспортных средств, проанализированы существующие способы доставки насыпных грузов. Определены преимущества и недостатки способов, обеспечивающие своевременную обработку грузов.Общая постановка проблемы
Введение
На сегодняшний день перевозка насып ных грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в специализированных ваго нах. Содержание таких вагонов связано с до полнительными расходами, кроме того, имеет место дефицит таких вагонов. В связи с этим возникает необходимость внедрения иннова ционных технологий обусловленных умень шением расходов логистических издержек на доставку грузов. Для решения данной задачи необходимо проанализировать существующие способы доставки насыпных грузов в универсальных контейнерах.
1. Способы доставки насыпных грузов в затаренном виде
Один из самых простых и часто приме няемых способов перевозок является достав ка насыпных грузов в мешках, поштучно (рис. 1, а). Способ доставки поштучно не требует дополнительных расходов на поддо ны и другие средства пакетирования, обес печивает более плотную погрузку; не требу ет дополнительных расходов на крепление грузов. Однако перевозка поштучно требует применения ручного труда. Кроме низкой производительности грузовых операций та кие перевозки приводят к потерям продук ции. Проблема решается переходом на па кетные перевозки (рис. 1, б) [1, 5-9, 11-12, 14-17, 23]. Данная технология перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с перевозками поштучно. Они заключаются в сокращении трудозатрат на перегрузочные операции и штат рабочих, снижении себе стоимости погрузочно-разгрузочных работ и доставки в целом. За последнее время пере возка насыпных грузов в мягких контейне рах (биг-беги) вытесняют другие виды пере возок (рис. 1, в). Мягкие контейнеры универ сальны и могут быть адаптированы под лю бое погрузочно-разгрузочное оборудование. Преимущества данного способа заключается в невысокой стоимости и эффективности пе регрузочных работ, в возможности многора зового использования, а также в возможно сти хранения на открытых площадках. Впро чем, такой способ доставки имеет и свои не достатки в требовании особых условий пере грузки грузов, а также не полное использо вание контейнера.

Рисунок 1 - Способы погрузки насыпных грузов предварительно в затаренном виде:
а - в мешках (поштучно); б - в транспортных пакетах; в - мягких контейнерах (в биг-бегах): 1 – универсальный контейнер; 2 – насыпные грузы, затаренные в мешки; 3 – конвейерная машина; 4 – транспортный пакет, сформированный из мешков; 5 – электропогрузчик; 6 – мягкий контейнер
2. Способы доставки насыпных грузов россыпью
Основным недостатком вышеперечис ленных способов доставки насыпных грузов является не только простои под погрузочно разгрузочными операциями, но и нерацио нальное использование вместимости универ сального контейнера. Как видно из анализа рис. 2 применение контейнерного вкладыша позволяет практически полностью использо вать универсальный контейнер по вместимо сти.

Рисунок 2 - Сравнение вариантов загрузки насыпных грузов:
а - в мешках (поштучно); б - в транспортных пакетах; в - мягких контейнерах (в биг-бегах); г - при применени контейнерного вкладыша (россыпью)
Контейнерный вкладыш – это специали зированная тара, которая защищает перево зимый насыпной груз в контейнерах от вла ги, пыли и различных воздействий. Особая пропиленовая ткань позволяет «дышать» на сыпному грузу в контейнере, который вен тилируется за счёт системы вытяжки, при этом исключает попадание воды в контей нер. Стоит отметить, что использование кон тейнерного вкладыша позволяет минимизи ровать естественную убыль насыпного груза при транспортировке. Испытание универ сального контейнера с контейнерным вкла дышем произвела транспортно-логистичес кая компания «КонтРейл-Байт-Сибирь» по маршруту со станции г. Новосибирска по Дальневосточному транспортному коридору в морские порты.

Рисунок 3 - Способы горизонтальной погрузки насыпных грузов, перевозимых россыпью:
а - с помощью конвейера; б - с помощью отпускной трубы; в - с помощью пневматического устройства:
1 – универсальный контейнер; 2 – контейнерный вкладыш; 3 – конвейер; 4 – отпускная труба; 5 – пневматическое устройство
Погрузка насыпного груза может произ водиться различными способами, которые можно поделить на горизонтальную и верти кальную погрузку [2-4, 10, 13, 18, 24]. Гори зонтальная погрузка производится заполне нием грузового пространства контейнера на сыпным грузом, поступающим по конвейеру (рис. 3, а), отпускной трубе (рис. 3, б) или пневматическому устройству (рис. 3, в).
Недостаток рассмотренной технологии заключается в том, что при горизонтальной погрузке не удаётся заполнить контейнер полностью. Однако, в любом случае, данный способ эффективнее, чем перевозка в зата ренном виде.
Вертикальная погрузка (рис. 4), в свою очередь ,осуществляется с помощью контей нероопрокидывателя, который имеет воз можность переводить контейнер в верти кальное положение. Время загрузки обычно занимает 20…25 мин, при этой технологии вместимость контейнера максимальна.

Рисунок 4 - Вертикальная погрузка насыпных грузов, перевозимых россыпью:
1 – универсальный контейнер; 2 – контейнероопракидователь; 3 – питатель бункера

Рисунок 5 - Разгрузка насыпных грузов перевозимых россыпь:
а - с помощью силоса; б - с помощью грузовой рампы; в - с помощью приёмочного бункера:
1 –универсальны контейнер; 2 – выгрузочный рукав контейнерного вкладыша; 3 – силос; 4 – грузовая рампа; 5 – приёмный бункер; 6 – конвейер
При выгрузке контейнер устанавливается под наклоном (угол наклона должен состав лять 30…45°), насыпной груз засасывается под действием вакуума (рис. 5, а). Возмож ны и другие способы выгрузки: под действи ем силы тяжести насыпной груз выгружается самотёком (рис. 5, б, в).
Обсуждение результатов.
Обсуждение результатов. Выбор условия перевозки насыпных гру зов россыпью с экономической точки зрения достоверно может быть подтвержден (или опровергнут) расчетами экономических пока зателей. В связи с этим, стоимость перевозок насыпных грузов принималась по Тарифному руководству №1 (Прейскуранту 10-01, часть 2) с коэффициентом индексации 3,401 как это было установлено с 10.12.2015 г. по тарифной схеме 130 – плата за перевозку грузов в соб ственных (арендованных) универсальных контейнерах. Результаты расчетов стоимости 1 т перевозок показаны в табл. 1 с учетом ко эффициента заполнения, равного 0,9 , и объё ма контейнера 33,2 м3. В расчётах принима лись зерновые грузы, так как именно эти гру зы на сегодняшний день из-за дефицита спе циализированных вагонов требуют изменения в структуре цепи поставок.
Таблица 1 - Плата за перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных контейнерах (за одну тонну)

Из данных, представленных в табл. 1, видно, что во всех случаях при доставке рос сыпью стоимость 1 тонны насыпного груза дешевле по сравнению с перевозками в таре. Это наглядно показано и на графиках на рис. 6, построенных на основании данных табл. 1.

Стоимости перевозки пшеницы на 1 т-км
Заключение.
Перевозка насыпных грузов в универ сальных контейнерах с применением спе циализированного вкладыша позволяет от правителю и перевозчику не зависеть от спе циализированных вагонов, а также имеет ряд преимуществ по сравнению с общеприняты ми доставками:
- возможность использования схемы «от двери до двери»;
- нет необходимости в специализирован ных складских помещений;
- минимизация естественной убыли;
- высокая производительность погрузочно-разгрузочных работ;
- снижение затрат на железнодорожный тариф;
- гарантированность сроков поставки и др.
В заключении можно сказать, что достав ка насыпных грузов россыпью позволяет ра ционально использовать вместимость уни версального контейнера. Также отсутствие излишней перегрузки делает данный способ привлекательным для перевозчиков.
Список использованной литературы
1. Барсук, И.В. Стандартизация тары и алгоритм укладки посылок в контейнер при кратной высоте посылок / И.В. Барсук // ТСОММ: Телекоммуникация и транспорт. – 2013. – Вып. 10. – С. 14-16.
2. Гагарский, Э.А. Зарубежный и отечественный опыт перевозок наливных, насыпных и навалочных грузов в универсальных контейнерах на принципах логистики / Э.А. Гагарский, С.А. Кириченко // Транспорт: наука, техника, управление. – 2009. – № 12. – С. 26-29.
3. Гагарский, Э.А. Развитие контейнерных перевозок лома / Э.А. Гагарский, С.А. Кириченко, А.С. Кириченко // Бюллетень транспортной информации. – 2009. – № 2 (164). – С. 18-21.
4. Гагарский, Э.А. Развитие перевозок насыпных грузов и навалочных грузов в универсальных контейнерах / Э.А. Гагарский, С.А. Кириченко, А.С. Кириченко // Бюллетень транспортной информации. – 2010. – № 4 (178). – С. 14-18.
5. Илесалиев, Д.И. Анализ влияния транспортной тары на условия перевозок / Д.И. Илесалиев // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. – 2017. – № 1 (10). – С. 9-13.
6. Илесалиев, Д.И. Анализ существующих методов перегрузки тарно-штучных грузов на железнодорожном транспорте / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2015. – № 1 (6). – С. 38-42.
7. Илесалиев, Д.И. Перевозка экспортно-импортных грузов в Республике Узбекистан / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский, О.Б. Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – № 3 (39). – С. 11-17.
8. Илесалиев, Д.И. Рациональное использование грузоподъёмности и вместимости крытых вагонов при перевозке тарноупаковочных грузов / Д.И. Илесалиев // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 232-238.
9. Илесалиев, Д.И. Увеличение массы партии грузов за счёт рационального выбора транспортной тары / Д.И. Илесалиев // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2018. – № 1. – С. 97-105.
10. Кириченко, С.А. Мультимодальные контейнерные перевозки зерна / С.А. Кириченко, Н.Ю. Лахметкина // Мир транспорта. – 2015. – Т. 13. – № 1 (56). – С. 116-125.
11. Коровяковский, Е.К. Взаимодействие транспортных систем и применение комплексного подхода к решению основных проблем смешанных перевозок / Е.К. Коровяковский, А.М. Симушков // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2012. – № 4 (34). – С. 5-10.
12. Коровяковский, Е.К. К исследованию вопроса выбора параметров транспортных пакетов при перевозке плодоовощной продукции / Е.К. Коровяковский, Д.И. Илесалиев // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2016. – Т. 7. – № 1 (9). – С. 4-12.
13. Курилов, Е.Г. К вопросу о перегрузке грузов на приграничных станциях с разной шириной колеи / Е.Г. Курилов // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2017. № 1. – С. 107-111.
14. Маликов, О.Б. Анализ способов доставки грузов железнодорожным транспортом / О.Б. Маликов, И.Ю. Согрин // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – № 2 (39). – С. 53-58.
15. Маликов, О.Б. Логистика пакетных перевозок штучных грузов / О.Б. Маликов, Е.К. Коровяковский, Д. И. Илесалиев // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – № 4 (41). – С. 51-57.
16. Маликов, О.Б. Развитие пакетных перевозок на поддонах / О.Б. Маликов // Технические науки: теория и практика. Сборник материалов международной научной конференции. – М.: Международный центр научно-исследовательских проектов, 26-28 июня, 2014. – С. 79-86.
17. Островский, А.М. Факторы, влияющие на выбор способа перевозки груза / А.М. Островский, Е.М. Бондаренко, Е.В. Бондаренко // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – Вып. 11-2. – С. 134-137.
18. Роменкова, В.А. Транспортировка зерна в контейнерах / В.А. Роменкова, Н.С. Ломакина // Современные наукоёмкие технологии. – 2014. – № 5 (1). – С. 148-149.
19. Сухова, И.А. Пакетирование как фактор повышения качества транспортировки скоропортящихся грузов / И.А. Сухова, Д.А. Красникова // Научная мысль. – 2015. – № 2. – С. 39-41.
20. Тиверовский, В.И. Инновации в логистике за рубежом / В.И. Тиверовский // Вестник транспорта. – 2011. – № 10. – С. 33-38.
21. Фирсова, С.Ю. Снижение транспортных затрат за счёт выбора оптимального типа поддона при перевозке строительных грузов / С.Ю. Фирсова, А.В. Куликова // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. – 2013. – Т. 6. – № 10 (113). – С. 86-88.
22. Фирсова, С.Ю. Технология выбора оптимального типа подвижного состава при перевозке плодово-овощной продукции от мест сбора на перерабатывающее предприятия / С.Ю. Фирсова, А.В. Куликов, Б.С. Советбеков // Вестник КыргызскоРоссийского Славянского университета. – 2014. – Т. 14. – № 12. – С. 199-201.
23. Хамедов, О.О. О влиянии параметров транспортной тары на технологию и способ перевозки / О.О. Хамедов, Д.И. Илесалиев // Логистика – евразийский мост: мат-лы 12-й Международ. науч.-практ. конф., (18-20 мая 2017 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.2. – Красноярск, 2017. – С. 325-351.
24. Lindsay, В.A. Ward Attachments' Container Tipper an Award-worthy New Product / /New Zealand construction News. – 2006. - № 6. – P. 16-18.