Автор:Данилов Д.С., Орлов Ю.К.
Источник: Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях (СИТОНИ - 2023) - 2023 / Материалы VIII Всероссийской научно-технической конференции. — Донецк, ДонНТУ — 2023, Том 1, с. 93-97.
Данилов Д.С., Орлов Ю.К. Разработка системы управления транспортным обеспечением предприятия. Выполнены описание и анализ системы управления транспортным обеспечением предприятия. Проанализированы функции и задачи управления транспортного отдела. Определены пути решения поставленной задачи.
В условиях рыночной экономики важное значение имеют не только производственные процессы создания продукции производственно-технического назначения и товаров массового потребления, но и процессы распределения этих товаров в сфере оборота. Кроме того, технологические процессы производства промышленной продукции включают множество разнообразных операций, таких как перемещение, перегрузка, складирование и формирование транспортных партий. Без оптимизации этих процессов невозможно организовать и поддерживать эффективное производство, способное успешно конкурировать на рынке товаров, работ и услуг с другими аналогичными предприятиями.
Как показывает практика, привлекательность товара в значительной мере определяется не столько соотношением цены и качества, сколько скоростью его доставки до потребителя или торгового посредника.
Однако уменьшение времени поставки, а, следовательно, и снижение некоторых производственных и торговых издержек, приводит к увеличению расходов на складирование и оптимизацию транспортных схем.
Улучшение транспортного обслуживания предприятий различных секторов экономики в современных условиях требует создания новых подходов, основанных на системном анализе и процессном взаимодействии между транспортом и производством. Это позволит снизить затраты на транспортировку сырья и продукции, а также адаптировать промышленные предприятия к динамичной, сложной и нестабильной экономической среде.
Снижение транспортных расходов в себестоимости продукции за счет уменьшения затрат на доставку грузов имеет особое значение для предприятий, работающих в материалоемких отраслях, таких как стекольная промышленность. Оптимизация перевозок в этих секторах также направлена на уменьшение доли транспортных издержек в цене конечной продукции, что является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности.
В этой связи особенно важно выбрать пути и методы совершенствования управления транспортным обслуживанием предприятий, основываясь на разработке автоматизированной системы.
Цель данной работы состоит в создании моделей и алгоритмов для системы управления (СУ) транспортным обеспечением предприятия, что обеспечит своевременное предоставление всех видов транспортных средств и услуг для производства. Критерием успешного достижения этой цели является минимизация доли транспортных расходов в себестоимости готовой продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются маршруты грузовых перевозок транспортного предприятия.
Предметом исследования являются методы и алгоритмы управления транспортным обеспечением предприятия.
Транспортная система состоит из железнодорожного, морского, речного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Каждый из этих видов представляет собой комплекс средств и путей сообщения, а также разнообразных технических устройств и сооружений, которые обеспечивают стабильную и эффективную работу всех секторов экономики [1, 2].
Органическими компонентами транспортной сети являются железные дороги, морские и речные судоходные пути, автомобильные дороги, а также трубопроводы для транспортировки нефти и газа и сеть воздушных линий. Кроме транспортных путей, система также включает средства для перемещения грузов, такие как автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относятся станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия по техническому обслуживанию и другие аналогичные объекты.
Выбор транспорта для доставки продукции зависит от стратегии и целей предприятия. При этом учитываются расположение производства, а также технико-экономические характеристики различных видов транспорта, которые определяют области их эффективного применения.
Внутризаводской транспорт служит не только для механического перемещения грузов, но и является инструментом труда, который обеспечивает бесперебойную работу предприятия в соответствии с установленным производственным графиком.
ТТранспортные операции играют важную роль в технологическом процессе производства товаров. Это обусловлено функционально-технологическими характеристиками распределения труда между цехами, что приводит к необходимости многократных перевозок одних и тех же грузов.
Задачи транспортного отдела предприятия определяются следующим образом:
Функции транспортного отдела компании:
Организация внутреннего транспортного процесса на заводе и его работа непосредственно влияют на производственный процесс и себестоимость продукции, выпускаемой предприятием. Эффективность транспортной системы обеспечивает стабильный выпуск продукции и ритмичную работу всех участков и рабочих мест. Достичь этого возможно благодаря правильной организации транспортного хозяйства, тщательному планированию работы транспорта, обоснованному выбору транспортных средств и улучшению хозяйственного расчета.
В зависимости от характера и места проведения перевозок транспортная система предприятия делится на внешний и внутренний.
Внешний транспорт выполняет две ключевые функции, соединяя предприятие с другими организациями. Во-первых, он обеспечивает поступление ресурсов, необходимых для производственного процесса, таких как сырье, материалы, топливо и комплектующие. Во-вторых, после завершения производства готовой продукции внешний транспорт отвечает за ее доставку к потребителям или на станции отправления.
Кроме того, некоторые предприятия организуют транспортировку своих сотрудников от дома до рабочего места и обратно.
Функции внешнего транспорта аналогичны функциям транспорта общего назначения. Внутренний заводской транспорт непосредственно связан с процессом производства продукции.
В зависимости от назначения, внутризаводской транспорт подразделяется на внутренний, межцеховой и межоперационный. Межцеховой транспорт предназначен для доставки различных материалов со складов в производственные цеха, транспортировки полуфабрикатов между цехами, а также для перевозки готовой продукции с цеха на склад (например, грузовые автомобили, электрокары и автокары и т.д.).
Внутрицеховой транспорт используется для перемещения грузов между различными производственными участками или потоковыми линиями, включая электро- и автокары, краны, конвейеры и другие средства.
Межоперационный транспорт обеспечивает перемещение заготовок и деталей между рабочими местами в соответствии с установленной последовательностью и ритмом технологического процесса, применяя тельферы, краны, конвейеры и другие устройства.
Характеристика организации, состав и структура транспортного хозяйства промышленного предприятия, а также его отдельных цехов и служб определяются масштабами и типами производства, особенностями выпускаемой продукции, материалами, применяемыми для её изготовления, технологическими процессами и их организацией, а также производственной структурой предприятия и другими факторами.
Невозможно представить внешнеэкономическую сделку без участия транспорта, так как товар всегда нужно доставить от продавца к покупателю. Таким образом, уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей существенно влияет на эффективность внешней торговли, отражаясь в цене товара через транспортные расходы.
Транспортное обеспечение представляет собой важный элемент предпринимательской деятельности. Выбор схемы и технологии перевозки оказывает значительное влияние на различные аспекты бизнеса, такие как конкурентоспособность, стоимость и качество товара, его доступность и привлекательность, что, в свою очередь, отражается на прибыли коммерческой организации.
Структура коммерческой деятельности и место транспорта в производственно-коммерческой цепи представлены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 – Структура коммерческой деятельности
Рисунок 2 – Место транспорта в производственно-коммерческой цепи
Управление процессом транспортировки включает в себя выполнение следующих этапов:
Создание стратегии транспортировки включает в себя следующие этапы:
Важно добиться конкурентоспособных цен и консолидировать грузы там, где это возможно. Оптовые скидки на перевозки могут значительно уменьшить транспортные расходы. Эффективность системных контрактов и совместных заказов уже была подтверждена. При использовании системы поставок с точными сроками целесообразно объединять несколько поставщиков, работающих по этой модели, для повышения экономической эффективности.
Увеличение эффективности работы предприятий в современных условиях требует организационного усовершенствования производства и создания эффективной системы организации труда и управления. Ключевым элементом проектирования производственных систем и их организации является разработка соответствующего организационного проекта.
Организационное проектирование представляет собой процесс создания проектов для производственных систем и систем управления. Оно позволяет разрабатывать системы с заранее определенными характеристиками, которые отражены в проектной документации.
Важность оргпроектирования заключается в том, что без усовершенствования методов проектирования управленческих структур становится сложно улучшать управление и повышать эффективность производства.
В дальнейшей работе будут рассмотрены и решены задачи: разработка математической модели транспортного обеспечения производства; постановка и формализация задачи управления транспортным обеспечением; разработка алгоритмов системы управления транспортным обеспечением предприятия.
Объектом исследования являются маршруты грузовых перевозок транспортного предприятия.