Автор:Данилов Д.С., Орлов Ю.К.
Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ - 2024) - 2024 / Сборник материалов XV международной научно-технической конференции. — Донецк, ДонНТУ — 2024, Том 2, с. 42-48.
Данилов Д.С., Орлов Ю.К. Разработка математической модели процесса транспортного обеспечения предприятия Рассмотрены вопросы разработки организационной структуры объекта управления, выполнены формализация переменных и расчет экономической эффективности транспортного обеспечения.
Цель научно-исследовательской работы заключается в разработке моделей и алгоритмов работы системы управления (СУ) транспортным обеспечением предприятия, которая позволит своевременно обеспечивать производство всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели является сведение к минимуму части транспортных расходов в себестоимости готового продукта [1].
Объектом исследования являются маршруты грузовых перевозок транспортного предприятия.
Предметом исследования являются методы и алгоритмы управления транспортным обеспечением предприятия.
Значение транспортного хозяйства предприятия не ограничивается лишь перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа непосредственно влияют на ход производственного процесса и на себестоимость продукции, которую производит предприятие. От работы транспорта зависит равномерный выпуск продукции, ритмичность работы всех участков и рабочих мест. Время, затраченное на внутри и межцеховые перевозки, непосредственно влияет на продолжительность производственного цикла. Расходы на содержание транспортного хозяйства и транспортировку грузов достигают 30% всех косвенных расходов. Поэтому основными ориентиром транспортного хозяйства предприятия является бесперебойная транспортировка грузов в условиях эффективного использования транспортных средств и минимизации себестоимости транспортных операций. Это можно достичь за счет правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, совершенствования хозяйственного расчета.
Система транспортного хозяйства на крупных и средних предприятиях имеет двухуровневую структуру: на уровне предприятия создается транспортный отдел, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков. Структура внутрипроизводственного транспорта зависит от объема и типа продукции, состава цехов и их территориального размещения. Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от многих факторов и определяется при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий. Очевидно, что с изменением технологии, профиля выпускаемой продукции изменяется и структура транспортных средств. Структура управления транспортного отдела среднего предприятия представлена на рисунке 1:
На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). Этот отдел объединяет ряд хозрасчетных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного отдела входят бюро (группы): планово-экономический, диспетчерское, техническое и участки транспортного отдела.
Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот на предприятии и объем погрузочноразгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету расходов по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.
Рисунок 1 – Организационная структура управления транспортного отдела предприятия
Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.
Техническое бюро проводит техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.
Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов [2].
Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составной частью перевозок должно стать проектирование оптимального процесса перевозок. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства к месту потребления [3, 4].
На рисунке 2 показана принципиальная схема организации перевозки груза. Здесь отмечено: I – грузообразующий пункт; II – грузопоглащающий пункт; III – перевозочный комплекс; W(t) – грузопоток перевозочного комплекса; WQ – транспортная продукция; Wr – потребности грузополучателя; W'k – плановая провозная возможность перевозочного комплекса; Wk – фактическая провозная возможность перевозочного комплекса; O1,O2,O3 – операторы.
В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю WQ, должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t). Разница между входом и выходом dW = W(t)–WQ подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора O1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор O1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W'k в свою очередь превращается в действительную провозную возможность Wk с помощью оператора O2
Рисунок 2 – Организационная структура управления транспортного отдела предприятия
Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанное со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором O3.
Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цеха бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.д.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.
Работа транспорта на внутризаводских перевозках определяется типом производства. Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:
1) межцеховой транспорт работает по графику, т.е. за каждой транспортной единицей закрепляется определенный маршрут и устанавливается для нее расписание движения. Это так называемые маршрутные системы перевозки, они бывают маятниковыми и кольцевыми. В свою очередь межцеховой транспорт выполняет следующие функции:
2) внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, делится на:
Планирование работы транспортного обеспечения заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы расходов и других показателей работы транспортного обеспечения.
План перевозок составляется на основе структуры грузооборота и грузопотоков в тоннах по цехам-отправителям, рода грузов и вида транспортных средств. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. Внешние перевозки планируются предприятиями совместно с железными дорогами и автотранспортными хозяйствами. Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчетов берутся планы производства цехов и планы завоза в цеха материалов.
Таким образом особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг.
В работе рассмотрены вопросы разработки организационной структуры объекта управления, выполнены формализация переменных и расчет экономической эффективности транспортного обеспечения. В дальнейшей работе будут рассмотрены и решены задачи: разработка математической модели транспортного обеспечения производства; постановка и формализация задачи управления транспортным обеспечением; разработка алгоритма системы управления транспортным обеспечением предприятия.
Объектом исследования являются маршруты грузовых перевозок транспортного предприятия.