Назад в библиотеку

Анализ методов решения задачи принятия решений о расширении сферы деятельности интернет-провайдера

Автор: Зимит Р.О., Савкова Е.О.
Источник: Научный журнал Интернаука https://www.inter-nauka.com/

Аннотация:

Описаны факторы, влияющие на прибыль предприятия, определен тип решаемой задачи; исследованы методы решения задачи принятия решения о расширении сферы деятельности предприятия.

Ключевые слова:

услуга, альтернатива, критерий, интернет-провайдер.

Постановка проблемы

На успешность работы интернет-провайдера влияет большое количество факторов. Их можно разделить на две группы:

Следовательно, для решения задачи принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет-провайдера, руководитель предприятия должен определить данные факторы и оценить их влияние на доход предприятия.

Цель работы:

Определить основные факторы, влияющие на прибыль интернет-провайдера, проанализировать методы решения задачи принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет провайдера.

Постановка задачи исследования:

Задачу принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет провайдера можно разделить на такие шаги:

  1. Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на прибыль предприятия.
  2. Определение типа решаемой задачи.
  3. Анализ методов решения задачи.

Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на прибыль предприятия

Проанализирована работа интернет-провайдера. В результате анализа, определены внешние и внутренние факторы и влияющие на работу фирмы.

К внешним факторам (случайным ситуациям) относятся:

  1. Погодные условия - природный фактор, который может привести к поломкам оборудования провайдера и клиента. Можно выделить три погодных условия, влияющих на работу интернет-провайдера:
    • гроза, при которой могут выйти из строя коммутаторы и кабель;
    • сильный ветер (ураган), при котором повышается вероятность падения деревьев, в результате чего может быть повреждено оборудование;
    • аномальная жара, при которой оборудование перегревается и выходит из строя.
  2. Сбой оборудования клиента. К оборудованию клиента можно отнести роутер, компьютер, сетевой адаптер. Так же на стороне клиента могут произойти:
    • сбой параметров системы;
    • сбой настроек файервола;
    • заражение вирусами, блокирующими работу интернета;
    • выход из строя коммуникации клиента: кабель, интернет-розетки.
  3. Сбой работы оборудования провайдера. К оборудованию провайдера относят коммутаторы, кабель, сервер. При выходе из строя данного оборудования, предприятие может понести большие потери.
  4. Количество провайдеров, находящихся в данном регионе. С увеличением количества фирм-конкурентов, увеличивается и вероятность того, что клиент может выбрать другого провайдера.
  5. Количество абонентов. От количества абонентов напрямую зависит прибыль предприятия. Нельзя назвать конкретное число абонентов, при котором предприятие будет получать доход, так как большую роль играет регион, где будет расположен интернет-провайдер, его населенность, а также качество услуг, которые предоставляют фирмы-конкуренты в данном регионе.

Внутренними факторами являются услуги или комбинации услуг, которые предоставляет фирма или же планирует предоставлять в будущем. В связи с этим опишем список основных услуг, предоставляющих интернет-провайдером:

Определение типа решаемой задачи

Решение задачи о расширении сферы деятельности интернет-провайдера заключается в нахождении наилучшего варианта по выбранному (выбранным) критериям. Критерием является правило, в соответствии с которым лицо, принимающее решение (ЛПР) выбирает наилучшую альтернативу. Если исход оценивается по одному критерию (например, прибыль предприятия), то задача является однокритериальной. Но в большинстве практических задач принятия решения исходы оцениваются не по одному, а по нескольким критериям. В данной задаче можно выделить следующие критерии:

Если результат оценивается по нескольким критерия, то такая задача является многокритериальной.

В зависимости от количества и качества доступной информации об рассматриваемом объекте, задачи принятия решения можно разделить на следующие типы:

В данной задаче значительную роль играют внешние факторы, вероятность возникновения которых неизвестна, так как нельзя предугадать, например, сбой оборудования клиента. Если необходимая информация для принятия решения отсутствует, то задача относится к задаче принятия решения в условиях неопределенности.

Анализ методов решения задачи

Задача принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интерент-провайдера является многокритериальной задачей принятия решения в условиях неопределенности. Решение такой задачи требует выполнения следующих действий:

Определение множества допустимых решений задачи. В рассматриваемой задаче решением (альтернативой) является услуга или комбинация услуг, которые предоставляет фирма. Существуют услуги, которые предоставляются только в комбинации с другой или другими услугами. Например, услуга Переподключение абонентов от других интернет-провайдеров> без услуги Подключение интернета не может быть реализована. Поэтому рассматривать такую услугу как отдельную альтернативу не имеет смысла. Кроме этого, есть базовый набор услуг, без которых интернет-провайдер как предприятие существовать не может. Выделим базовый набор услуг: предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет- провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля.

За счет этого, общий перечень альтернатив сокращается. Руководитель предприятия или лицо, принимающее решение может самостоятельно отбросить те альтернативы, которые его не устраивают. В связи с этим выделим следующее множество альтернатив:

А1 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента.

А2 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса.

А3 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса, установка постоянного IP-адреса.

А4 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса, установка постоянного IP-адреса, подключение IPTV – доступ к интернет-телевидению.

А5 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса, установка постоянного IP-адреса, подключение IPTV – доступ к интернет-телевидению, продажа оборудования.

Формирование множества случайных ситуаций. В процессе работы фирмы могут произойти различные случайные ситуации (внешние факторы). Каждая ситуация может находится в k-различных состояниях, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Описание случайных ситуаций
Случайная ситуация Состояние
1 Погодные условия
  1. Гроза
  2. Уроган
  3. Аномальная жара
  4. Нормальная погода
2 Сбой оборудования клиента
  1. Сбой произошел
  2. Сбой не произошел
3 Сбой оборудования провайдера
  1. Сбой произошел
  2. Сбой не произошел
4 Количество провайдеров в регионе
  1. Мало
  2. Среднее количество
  3. Много
5 Количество абонентов
  1. Мало
  2. Среднее количество
  3. Много

Все приведенные случайные ситуации должны составлять полную группу событий. При этом наступление двух событий невозможно.

Для примера рассмотрим наиболее распространенные варианты развития событий:

Построение матриц полезностей для выбранных критериев. Для построения матрицы полезностей необходимо:

  1. Выбрать решающее правило (критерий);
  2. Сформировать альтернативы и варианты внешних условий (это задача экспертов и ЛПР).
  3. Рассчитать или экспертно оценить матрицу полезностей.

В общем виде матрица полезностей имеет следующий вид:

Матрица полезностей

где A1, A2,… Am – Альтернативные решения;

S1, S2,… Sn – случайные ситуации;

Aij – оценки i-й альтернативы по выбранному критерию в результате возникновения j-й случайной ситуации.

После того, как построены матрицы полезностей для всех выбранных критериев, необходимо свести полученные данные в пространственную матрицу вида:

Пространственная матрица

Рисунок 1 – Пространственная матрица

Для нахождения наилучшей альтернативы, необходимо провести сечение матрицы. Существуют следующие способы сечения матрицы:

1) Сечение пространственной матрицы по критерию. При выборе данного метода получаем однокритериальную задачу в условиях неопределенности. Тогда матрица примет следующий вид:

Сечение пространственной матрицы по критерию

где, Аi – альтернативы;

Sj – случайные события;

Ck – выбранный критерий.

Для нахождения решения необходимо использовать однокритериальные методы решения задачи. К таким методам относятся:

2) Сечение пространственной матрицы по случайному событию. При выборе данного метода получаем многокритериальную задачу. Тогда матрица примет следующий вид. Для случайного события Sj:

Сечение пространственной матрицы по случайному событию

где, Аi – альтернативы;

Cj – критерии оценки.

Для нахождения решения используем методы решения многокритериальных задач. К данным методам относятся:

Выводы

Были определены основные факторы, влияющие на прибыль интернет-провайдера, также были проанализированы методы решения задачи принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет-провайдера.

Данная задача имеет возможность оценивать прибыль предприятия сразу по трем критериям, таким как: «максимальная прибыль, минимальные затраты и качество предоставляемых услуг», что является очень актуально на сегодняшний день, в отличии от систем, где существует возможность оценки только по одному из критериев.

Литература

  1. Услуги провайдеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zonainternet.ru/kto-takie-internet-provajdery/ - Загл. с экрана.
  2. Блягоз З.У. Принятие решения в условиях риска и неопределенности / З.У. Блягоз, А.Ю. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. - №4. – с. 97-102.
  3. Шварц Д.Т. Интерактивные методы решения задачи многокритериальной оптимизации. Обзор // Наука и образование. – 2013. - №77. – с. 245-264.
  4. Халина В.Г. Системы поддержки принятия решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Халина, Г.В. Черновой. - М.: Юрайт, 2015. - 494 с.
  5. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. СПб.: БХВ- Петербург, 2005. 416 с.