Автор: Зимит Р.О., Савкова Е.О.
Источник: Научный журнал Интернаука
https://www.inter-nauka.com/
Описаны факторы, влияющие на прибыль предприятия, определен тип решаемой задачи; исследованы методы решения задачи принятия решения о расширении сферы деятельности предприятия.
услуга, альтернатива, критерий, интернет-провайдер.
На успешность работы интернет-провайдера влияет большое количество факторов. Их можно разделить на две группы:
Следовательно, для решения задачи принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет-провайдера, руководитель предприятия должен определить данные факторы и оценить их влияние на доход предприятия.
Определить основные факторы, влияющие на прибыль интернет-провайдера, проанализировать методы решения задачи принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет провайдера.
Задачу принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет провайдера можно разделить на такие шаги:
Проанализирована работа интернет-провайдера. В результате анализа, определены внешние и внутренние факторы и влияющие на работу фирмы.
К внешним факторам (случайным ситуациям) относятся:
Внутренними факторами являются услуги или комбинации услуг, которые предоставляет фирма или же планирует предоставлять в будущем. В связи с этим опишем список основных услуг, предоставляющих интернет-провайдером:
Решение задачи о расширении сферы деятельности интернет-провайдера заключается в нахождении наилучшего варианта по выбранному (выбранным) критериям. Критерием является правило, в соответствии с которым лицо, принимающее решение (ЛПР) выбирает наилучшую альтернативу. Если исход оценивается по одному критерию (например, прибыль предприятия), то задача является однокритериальной. Но в большинстве практических задач принятия решения исходы оцениваются не по одному, а по нескольким критериям. В данной задаче можно выделить следующие критерии:
Если результат оценивается по нескольким критерия, то такая задача является многокритериальной.
В зависимости от количества и качества доступной информации об рассматриваемом объекте, задачи принятия решения можно разделить на следующие типы:
В данной задаче значительную роль играют внешние факторы, вероятность возникновения которых неизвестна, так как нельзя предугадать, например, сбой оборудования клиента. Если необходимая информация для принятия решения отсутствует, то задача относится к задаче принятия решения в условиях неопределенности.
Задача принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интерент-провайдера является многокритериальной задачей принятия решения в условиях неопределенности. Решение такой задачи требует выполнения следующих действий:
Определение множества допустимых решений задачи. В рассматриваемой
задаче решением (альтернативой) является услуга или комбинация услуг, которые
предоставляет фирма. Существуют услуги, которые предоставляются только в
комбинации с другой или другими услугами. Например, услуга
Переподключение абонентов от других интернет-провайдеров
> без услуги
Подключение интернета
не может быть реализована. Поэтому рассматривать
такую услугу как отдельную альтернативу не имеет смысла. Кроме этого, есть
базовый набор услуг, без которых интернет-провайдер как предприятие
существовать не может. Выделим базовый набор услуг: предоставление
интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-
провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты,
повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования,
диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля.
За счет этого, общий перечень альтернатив сокращается. Руководитель предприятия или лицо, принимающее решение может самостоятельно отбросить те альтернативы, которые его не устраивают. В связи с этим выделим следующее множество альтернатив:
А1 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента.
А2 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса.
А3 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса, установка постоянного IP-адреса.
А4 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса, установка постоянного IP-адреса, подключение IPTV – доступ к интернет-телевидению.
А5 - Предоставление интернет-услуг, переподключение абонентов от других интернет-провайдеров, переподключение абонентов на другие тарифные пакеты, повторное подключение, восстановление настроек сетевого оборудования, диагностика оборудования клиента, вызов монтажника, замена кабеля, настройка оборудования клиента, регистрация дополнительного MAC- адреса, установка постоянного IP-адреса, подключение IPTV – доступ к интернет-телевидению, продажа оборудования.
Формирование множества случайных ситуаций. В процессе работы фирмы могут произойти различные случайные ситуации (внешние факторы). Каждая ситуация может находится в k-различных состояниях, представленных в таблице 1.
№ | Случайная ситуация | Состояние |
1 | Погодные условия |
|
2 | Сбой оборудования клиента |
|
3 | Сбой оборудования провайдера |
|
4 | Количество провайдеров в регионе |
|
5 | Количество абонентов |
|
Все приведенные случайные ситуации должны составлять полную группу событий. При этом наступление двух событий невозможно.
Для примера рассмотрим наиболее распространенные варианты развития событий:
Построение матриц полезностей для выбранных критериев. Для построения матрицы полезностей необходимо:
В общем виде матрица полезностей имеет следующий вид:
где A1, A2,… Am – Альтернативные решения;
S1, S2,… Sn – случайные ситуации;
Aij – оценки i-й альтернативы по выбранному критерию в результате возникновения j-й случайной ситуации.
После того, как построены матрицы полезностей для всех выбранных критериев, необходимо свести полученные данные в пространственную матрицу вида:
Рисунок 1 – Пространственная матрица
Для нахождения наилучшей альтернативы, необходимо провести сечение матрицы. Существуют следующие способы сечения матрицы:
1) Сечение пространственной матрицы по критерию. При выборе данного метода получаем однокритериальную задачу в условиях неопределенности. Тогда матрица примет следующий вид:
где, Аi – альтернативы;
Sj – случайные события;
Ck – выбранный критерий.
Для нахождения решения необходимо использовать однокритериальные методы решения задачи. К таким методам относятся:
2) Сечение пространственной матрицы по случайному событию. При выборе данного метода получаем многокритериальную задачу. Тогда матрица примет следующий вид. Для случайного события Sj:
где, Аi – альтернативы;
Cj – критерии оценки.
Для нахождения решения используем методы решения многокритериальных задач. К данным методам относятся:
Были определены основные факторы, влияющие на прибыль интернет-провайдера, также были проанализированы методы решения задачи принятия решения о целесообразности расширения сферы деятельности интернет-провайдера.
Данная задача имеет возможность оценивать прибыль предприятия сразу по трем критериям, таким как: «максимальная прибыль, минимальные затраты и качество предоставляемых услуг», что является очень актуально на сегодняшний день, в отличии от систем, где существует возможность оценки только по одному из критериев.