Автор: С.В. Будалин, А.В. Кочуров, Д.М. Гарист.
Источник: Уральский государственный лесотехнический университет. Научно-исследовательская часть.
УДК: 656.136: 630.36
Для достижения эффективной эксплуатации грузового автотранспорта необходимо полнее использовать допустимые весовые параметры автомобилей. Владельцы автотранспорта нередко осознанно перегружают грузовые автомобили, поскольку это позволяет увеличить транспортную работу и, следовательно, прибыль. Однако такое решение приводит к ряду проблем, включая ускоренное разрушение дорожного полотна, повышенный износ двигателя, трансмиссии, подвески и других систем автомобиля. Это, в свою очередь, влечёт за собой штрафы за нарушение весовых нормативов, увеличенные затраты на ремонт и эксплуатацию автомобилей, а также дополнительные расходы на топливо.
Соблюдение допустимых весовых норм является не только экономическим, но и экологическим вопросом, поскольку перегрузка автомобилей приводит к увеличению выбросов углекислого газа в атмосферу. В статье рассматриваются современные методы измерения массы грузов и осевых нагрузок, включая как передвижные, так и стационарные системы, а также инновационные бортовые решения. Особое внимание уделено использованию динамических весоизмерительных систем, позволяющих получать данные в реальном времени, и интеграции таких систем с GPS и другими технологиями мониторинга.
Данная работа описывает ключевые технологии, применяемые в системах контроля веса грузовых автомобилей, включая тензометрические датчики и датчики давления в пневмоподвеске. Отдельное внимание уделено проблеме адаптации этих систем для лесовозов и сортиментовозов, которые работают в сложных условиях и часто используют дороги общего пользования. Указаны преимущества таких систем, как повышение эффективности загрузки, снижение рисков штрафов и оптимизация работы автотранспортных предприятий.
Работа также затрагивает аспекты внедрения весоизмерительных систем в существующую транспортную инфраструктуру, их влияние на управление автопарком и возможные пути дальнейшего развития, включая снижение погрешностей и адаптацию к специфическим требованиям отдельных отраслей.
грузовые автомобили, полная масса, осевые нагрузки, передвижные и стационарные весы, методы взвешивания, бортовые системы взвешивания, датчики, навесные манипуляторы.
В отрасли грузоперевозок автомобильным транспортом (особенно коммерческих) всегда была проблема несоответствия загрузки подвижного состава его полной номинальной массе...
Некоторые перевозчики осознанно перегружают автомобили, так как в этом случае увеличивается транспортная работа и, соответственно, прибыль. Но, с другой стороны, движение нагруженного сверх меры автомобиля не соответствует нормативным требованиям к осевым нагрузкам [1, 2], значительно ускоряет разрушение дорожного полотна, вызывает повышенный износ двигателя...
Для соблюдения осевых и полных масс автомобиля существуют следующие способы их измерения:
Самыми доступными являются передвижные (подкладные) весы, измеряющие нагрузку на колесо или ось...
Более точные показания могут дать стационарные весы, измеряющие нагрузку на ось...
Стационарные автомобильные весы с платформой на всю длину автомобиля, работающие по принципу одновременного взвешивания, обеспечивают самый высокий уровень точности...
При последовательном методе взвешивания автомобиль вначале наезжает передней осью на пару весовых платформ и производится статическое измерение нагрузки...
Дорожный весовой контроль позволяет предварительно выделить из общего транспортного потока потенциальных нарушителей...
Самыми перспективными на сегодняшний день являются бортовые системы взвешивания. В совокупности с системами GPS они позволяют водителям и менеджерам транспортных отделов компаний-перевозчиков осуществлять контроль весовых показателей...