Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Специфика управления землями населенных пунктов
- 4. Виды и состав территориальных зон
- 5. Зонирование г. Ростов-на-Дону
- Выводы
- Список источников
Введение
Земельные ресурсы играют ключевую роль в социально-экономическом развитии и укреплении государственности. Земля является уникальным объектом материального мира, выполняющим множество функций в общественных отношениях. Она служит территорией государства, пространством для жизни и деятельности людей, природным ресурсом и природным объектом, а также объектом экономического оборота.
В связи с этим возникает необходимость системного и комплексного управления земельными ресурсами со стороны публичной власти, а также системного правового регулирования этой сферы. Это особенно важно в условиях глобальных кризисов и обострения проблем, которые напрямую влияют на государственную безопасность. Земля приобретает особое значение в обеспечении территориальной целостности, продовольственной безопасности и единства экономического пространства.
Кадастровое зонирование и система идентификации объектов недвижимости играют ключевую роль в управлении земельными ресурсами и обеспечении устойчивого развития территорий. Эффективная реализация этих процессов способствует не только улучшению правового климата, но и повышению инвестиционной привлекательности, развитию инфраструктуры и улучшению качества жизни населения. В условиях современных вызовов, таких как урбанизация, изменение климата и необходимость защиты окружающей среды, эти инструменты становятся особенно актуальными и необходимыми.
1. Актуальность темы
Актуальность работы состоит в том, что эффективное кадастровое зонирование позволяет оптимально распределять земельные участки для различных нужд: сельского хозяйства, жилищного строительства, промышленности, рекреации и охраны природы. Это способствует более рациональному использованию территории, снижению конфликтов интересов и повышению эффективности градостроительного планирования.
Прозрачные системы идентификации объектов недвижимости и четкие нормы кадастрового зонирования способствуют увеличению правовой определенности для граждан и юридических лиц. Это снижает риски судебных споров, связанных с правами на недвижимость.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Основная цель кадастрового зонирования и системы идентификации объектов недвижимости заключается в обеспечении эффективного и устойчивого управления земельными ресурсами.
Основные задачи исследования:
- Ознакомление с определением зон и их предназначением.
- Изучение правовой нормативно-правовых актов, регулирующих кадастровое зонирование.
- Анализ практики применения кадастрового зонирования в различных регионах.
- Исследование влияния кадастрового зонирования на экономическое развитие территорий.
3.Специфика управления землями населенных пунктов
В системе управления земельными ресурсам ключевую роль играет регулирование правового режима земель населенных пунктов, которое осуществляется на базе основных нормативно-правовых актов (НПА). Структурно система НПА представлена в рисунке 1.

Рисунок 1 – Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации - основной закон государства, который устанавливает общие принципы земельного законодательства и использования земельных ресурсов. Конституция определяет основные направления государственной политики в области земельных отношений, гарантируя право граждан на землю и устанавливая базовые принципы ее использования.
Градостроительный Кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) - документ, который определяет градостроительные регламенты, обязательные для исполнения всеми собственниками земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Градостроительный кодекс регулирует вопросы планирования территорий, зонирования, выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) - кодекс, который регулирует вопросы, связанные с использованием и охраной земель, включая земли населенных пунктов. В нем определены категории земель, их целевое назначение и порядок использования. Земельный кодекс устанавливает права и обязанности собственников и пользователей земельных участков, а также меры по защите земельных ресурсов.
Федеральный закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - этот закон регулирует процедуру перевода земель из одной категории в другую, включая земли населенных пунктов. Закон устанавливает порядок изменения границ населенных пунктов, включения или исключения земельных участков из этих границ, а также регулирует вопросы, связанные с изменением целевого назначения земель.
Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты - различные федеральные законы, постановления правительства, приказы министерств и ведомств, которые детализируют и конкретизируют положения Конституции, Градостроительного и Земельного кодексов. К таким актам относятся:
- Федеральный закон № 218-ФЗ
О государственной регистрации недвижимости
- регулирует вопросы регистрации прав на земельные участки и другие объекты недвижимости. - Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ
О теплоснабжении»/q> - устанавливает требования к размещению объектов теплоснабжения на землях населенных пунктов.
- Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ
О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
- Иные нормативно-правовые акты.
- Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ
В границах населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, включающие земельные участки с особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и другим ценностным значением. Эти зоны подлежат особой охране и регулированию в соответствии с законодательством.
Градостроительные регламенты - устанавливают предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков, а также допустимые виды использования земель в пределах соответствующих территориальных зон. Они обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков и направлены на обеспечение рационального использования и устойчивого развития территорий.
Право собственности на земельные участки может принадлежать как государству, так и частным лицам. Установлены условия для передачи, аренды, а также другие формы распоряжения земельными участками. Таким образом, правовой режим земель населенных пунктов определяется комплексом нормативно-правовых актов, которые обеспечивают рациональное использование и охрану земельных ресурсов в интересах населения и устойчивого развития территорий. [1-5,9].
Структура системы управления земельными ресурсами в Россий-ской Федерации включает в себя несколько ключевых органов (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Ключевые органы управления земельными ресурсами
4. Виды и состав территориальных зон
На сегодняшний день в Земельном кодексе Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующий территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) - размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки – один из документов градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа, а также порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны наделены особым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации
от 29.12.2004 N 190-ФЗ могут быть определены следующие виды териториальных зон:

Рисунок 3 – Виды территориальных зон
Территориальная зона представляет собой область, имеющую свои границы и определённую градостроительными регламентами. Границы территориальных зон устанавливаются с учётом развития территорий. При их формировании учитывается возможность сочетания различных видов использования земельных участков, функциональных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, принимается во внимание необходимость предотвращения причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках, а также историко-культурный план исторического поселения федерального или регионального значения[2-3,"#ref6">6-8].
Виды территориальных зон можно классифицировать на несколько категорий в зависимости от их предназначения и функциональности.Кратко рассмотрим основные виды территориальных зон.
Жилые зоны устанавливаются для строительства жилых домов, многоквартирных комплексов и индивидуальных жилых зданий. Определяются правила по плотности и высоте застройки.
Жилые зоны могут включать в себя следующие элементы:

Рисунок 4 – Жилая зона
Общественно-деловые зоны представляют собой важный элемент градостроительной организации и предназначены для размещения различных объектов, которые способствуют комплексному обслуживанию населения и обеспечению его потребностей.
Общественно-деловые зоны могут включать в себя следующие элементы:

Рисунок 5 – Общественно-деловые зоны
В рамках таких зон могут находиться:
- Объекты здравоохранения (Больницы, поликлиники, медицинские центры, аптеки, позволяющие обеспечить доступ жителей к медицинским услугам).
- Объекты культуры (Театры, музеи, культурные центры, библиотеки, залы для проведения мероприятий, что способствует развитию культурной жизни города).
- Социальные и коммунально-бытовые объекты (Учебные заведения, включая школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, а также службы социального обслуживания).
- Торговые объекты (Супермаркеты, рынки, специализированные магазины и торговые комплексы, обеспечивающие товарами и услугами).
- Объекты общественного питания (Кафе, рестораны, столовые и другие заведения, предлагающие услуги питания).
- Предпринимательская деятельность (Офисные и производственные помещения для малого и среднего бизнеса, которые способствуют экономическому развитию территории).
- Объекты образования (Учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, колледжи и университеты, предоставляющие образовательные услуги).
- Административные учреждения (Организации, занимающиеся управлением и обслуживанием городских и региональных функций, включая учреждения государственной и муниципальной власти).
- Научно-исследовательские учреждения (Различные научные лаборатории и исследовательские центры, которые занимаются развитием науки и технологий).
- Культовые здания (Церкви, мечети, синагоги и другие религиозные сооружения, предоставляющие гражданам возможность для духовной практики).
- Объекты финансового назначения (Банки, страховые компании и инвестиционные фирмы, которые предоставляют финансовые услуги населению).
- Другие объекты (В зависимости от конкретных потребностей и особенностей района, зона может включать в себя дополнительные удобства, такие как фитнес-центры, спа-салоны, технопарки, выставочные залы и т.д., направленные на удовлетворение потребностей жителей).
Производственные зоны предназначены для размещения промышленных объектов и складов. Установлены требования к экологии и санитарным нормам.
В состав производственных зон включаются:

Рисунок 6 – Производственные зоны
Зоны сельскохозяйственного использования могут быть организованы с целью эффективного ведения сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Они включают в себя различные типы территорий, предназначенные для разных видов сельскохозяйственной деятельности.
Основные типы зон сельскохозяйственного использования:

Рисунок 7 – Зоны сельскохозяйственного использования
Зоны рекреационного назначения представляют собой территории, предназначенные для отдыха, оздоровления и досуга населения. Они могут включать в себя различные типы объектов и пространств, предлагающих разнообразные возможности для активного и пассивного отдыха (например:парки, скверы,кемпинги, туристические базы и т.д.).
В состав территориальных зон могут включаться другие виды зон. К примеру: в состав общественно-деловой зоны могут входить зоны делового, общественного и коммерческого назначения или зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, также могут быть расположены зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
В общественно-деловых зонах могут размещаться объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объекты среднего профессионального и высшего образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, стоянки автомобильного транспорта, объекты делового, финансового назначения, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан. [3,7].
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, земельный участок может быть отнесен только к одной территориальной зоне. Поэтому границы таких зон устанавливаются по уже сложившимся ориентирам планировки территории. К примеру, это могут быть линии магистралей, улицы, проезды, красные линии, границы земельных участков, границы населенных пунктов, границы муниципальных образований, естественные границы природных объектов и иные границы.
Установленные границы территориальных зон при необходимости можно изменить, для этого нужно внести изменения в ПЗЗ. Сделать это можно по инициативе Федеральных органов и субъектов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также по инициативе физлиц и организаций.
Сведения о границах территориальных зон являются частью реестра границ и подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).Информация о территориальных зонах, внесенных в ЕГРН отображается на Публичной кадастровой карте (ПКК). Если на ПКК отсутствует информация о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования [1,9]..
5.Зонирование г. Ростов-на-Дону
Зонирование города Ростов-на Дону произведено в соответствии с принятыми 21.12.2018 года Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (далее – ПЗЗ), - документом градостроительного зонирования в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
ПЗЗ приняты с целью:
- Обеспечения устойчивого развития территории города, что включает сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия.
- Создания условий для эффективного планирования территорий, что помогает рационально использовать земельные ресурсы и развивать городскую инфраструктуру.
- Защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, включая владельцев земельных участков и объектов капитального строительства.
- Привлечения инвестиций путем предоставления возможностей для выбора наиболее эффективных видов использования земельных участков и строений.
ПЗЗ обязательны для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности в городе Ростове-на-Дону и направлены на регулирование землепользования и застройки через зонирование и установление градостроительных регламентов для различных территориальных зон.
В соответствии с градостроительными и земельными кодексами России, ПЗЗ регулируют использование земли и застройку города через зонирование: вся территория города делится на зоны с определенными регламентами использования для каждой из них. [2, 10].
Зоны градостроительного регулирования на территории города Ростова-на-Дону:

Рисунок 8 – Зоны градостроительного регулирования
Выводы
Территориальные зоны способствуют гармоничному развитию территорий, а также они направлены на комплексный и системный подход к пространственной организации территорий.
При этом подход должен способствовать устойчивому развитию территорий, то есть обеспечению безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Согласно действующему законодательству, территориальные зоны могут быть следующих видов: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные.
Зонирование в ПЗЗ города Ростов-на-Дону играет ключевую роль в эффективном регулировании градостроительства, обеспечивая баланс между интересами различных пользователей земельных ресурсов и развитием городской инфраструктуры. Реализация этих аспектов зонирования направлена на создание устойчивого и комфортного городского пространства для всех жителей.
Для каждой территориальной зоны градостроительные регламенты определяют параметры строительства и реконструкции объектов, определенные виды разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства. Неточности в описании границ территориальных зон, несоответствие типов разрешенного использования земельных участков существенно замедляют темпы развития градостроительства.
Внесение в реестр сведений о границах территориальных зон – важная часть работы по наполнению ЕГРН, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью создания Национальной системы пространственных данных.
Список источников
- Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://base.garant.ru/...
- Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/...
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.12.2022)
О кадастровой деятельности
[Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. –Режим доступа:https://www.consultant.ru...
- Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. –Режим доступа:
https://ivo.garant.ru/...
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О государственной кадастровой оценке" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) - [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://normativ.kontur.ru/...
- Свод правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820) (с изменениями и дополнениями)" [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://web.archive.org...
- Гильдия Кадастровых Инженеров Саморегулируемая организация кадастровых инженеров №011 в гос. реестре СРО от 31.10.2016 – ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМ [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://kadastrsro.ru/...
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. . – Режим доступа:
https://rosreestr.gov.ru/...
- О территориальных зонах[Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан.– Режим доступа:
https://ivo.garant.ru/...
- Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону[Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://rostov-gorod.ru/...