Назад в библиотеку

Порядок установления и внесения в ЕГРН границ территориальных зон на примере Р. П. Краснозерское Новосибирской области

Автор: Е.Г. Майоров, Е.С. Плахова, Н.О. Митрофанова
Источник: Журнал Интерэкспо Гео-Сибирь, г. Новосибирск, 2019 г. – с. 239-244.

Аннотация

Е.Г. Майоров, Е.С. Плахова, Н.О. Митрофанова Порядок установления и внесения в ЕГРН границ территориальных зон на примере Р. П. Краснозерское Новосибирской области рассматривает проблематику внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о границах территориальных зон и пути их решения.
В целях улучшения бизнес – среды на региональном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 № 147-р утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Согласно данному Распоряжению до 2021 года необходимо подготовить, согласовать и утвердить проект Правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) и внести в ЕГРН сведения о границах территориальных зон на всей территории страны.
Однако, данный процесс является технологически сложным из-за несовершенства нормативно-правовой базы и накопленных ошибок в сведениях ЕГРН.

Ключевые слова: территориальные зоны, земельные участки, кадастровые работы, государственный кадастровый учет, границы, населенные пункты, единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Введение

Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны – это зоны для которых установлены градостроительные регламенты и у которых определены границы [4].

Территориальные зоны устанавливаются с учетом документов территориального планирования, для установления градостроительных регламентов. Градостроительный регламент – это документ, который устанавливает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны.

Установление границ территориальных зон является одной из основных задач и обязанностей для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На территории Новосибирской области по состоянию на 1 июля 2018 года в ЕГРН были внесены сведения о 7% территориальных зон от их общего количества.

К началу 2020 года в ЕГРН должны быть внесены сведения о 60% территориальных зон, а к концу 2021 года данная работа должна быть завершена на 100% [3].

Наличие в ЕГРН сведений о территориальных зонах позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении государственного кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства, что повышает защищенность имущественных прав субъектов, юридических лиц и граждан, позволит сократить сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, будет способствовать росту качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов.

Актуальная информация о границах позволяет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами, а также увеличивает инвестиционную привлекательность Новосибирской области, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства [2].

Основная часть

Порядок установления и внесения в ЕГРН границ территориальных зон очень длительный и трудоемкий процесс, который занимает месяцы.

Технологическая схема подготовки координатного описания границ территориальных зон, их утверждения и внесения в ЕГРН, представлен на рис. 1.

Порядок утверждения в внесения в ЕГРН границ территориальных зон

Рисунок 1 – Порядок утверждения в внесения в ЕГРН границ территориальных зон

На практике кадастровые инженеры сталкиваются с двумя вариантами развития событий при выполнении координатного описания территориальных зон:

Первый вариант заключается в разработке ПЗЗ, установлении границ территориальных зон и последовательном внесении их в ЕГРН. При использовании данного варианта возникает не так много проблем с внесением сведений о границах территориальных зон в ЕГРН, так как работа выполняется сразу.

Второй вариант, предполагает, что между координатным описание границ территориальных зон и внесением их в ЕГРН проходят годы в связи с тем, что проект ПЗЗ подлежит длительному рассмотрению и утверждению.

Рассмотрим практический пример выполнения работ по установлению и внесению в ЕГРН границ территориальных зон на примере р.п. Краснозерское Новосибирской области. ПЗЗ р.п. Краснозерское были разработаны и утверждены в середине 2017 году. Работы по внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон планировались на середину 2018 года.

При просмотре исходных материалов для внесения в ЕГРН границ территориальных зон, возникли следующие проблемы:

  1. Параллельное выполнение работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон и границы населенного пункта р.п. Краснозерское;
    Работы по внесению границы населенного пункта р.п. Краснозерское и работы по внесению границ территориальных зон выполнялись разными Подрядчиками, что мешало как минимум одному из них выполнить свою работу в сроки, установленные контрактами.
  2. Разработка ПЗЗ и внесение в ЕГРН границ территориальных зон было запланировано на два этапа, с разницей времени в один год;

    Как уже было написано выше, ПЗЗ были утверждены в 2017 году, а сведения о границах территориальных зон не были сразу внесены в ЕГРН. В 2018 году при наложении Карты градостроительного зонирования (далее – КГЗ) на Кадастровые планы территории (далее – КПТ) было выявлено большое количество земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Данные земельные участки располагались в нескольких территориальных зонах. В связи с данной проблемой было принято решение о внесении изменений в ПЗЗ р.п. Краснозерское.
    На рис. 2 представлены исходная и обновленная карты градостроительного зонирования р.п. Красноозерское.

  3. В ЕГРН внесены земельные участки с реестровыми ошибками, которые мешают установлению территориальных зон;
    Данные земельные участки изначально были поставлены на учет не на своем месте. Работы по исправлению границ данных земельных участков не проводились, соответственно сведения о смежных земельных участках были внесены в соответствии с данными участками (рис. 3).
    На рис. 2 красным цветом выделены земельные участки, которые внесены в ЕГРН с реестровыми ошибками, а желтым цветом выделены земельные участки, которые внесены в ЕГРН в соответствии с участками с реестровыми ошибками.
  4. Отсутствует актуальный картографический материал на основе которого устанавливаются границы территориальных зон.
    В Новосибирской области в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, актуальный картографический материал был изготовлен в 2010 году.
Исходная и новая версии Карты градостроительного зонирования р.п. Краснозерское Новосибирской области

Рисунок 2 – Исходная и новая версии Карты градостроительного зонирования р.п. Краснозерское Новосибирской области

Земельные участки с реестровыми ошибками

Рисунок 3 – Земельные участки с реестровыми ошибками

Исходя из данных проблем, можно сделать вывод что целесообразно при выполнении работ по внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон необходимо:

  1. Постоянная актуализация картографического материала;
  2. Своевременное исправление реестровых ошибок в отношении земельных участков;
  3. Выполнение работ по разработке и внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон необходимо выполнять в один этап;
  4. Во время внесения в ЕГРН сведений о границах территориальных зон приостанавливать выполнение работ по внесению в ЕГРН границ земельных участков, дабы избежать спорных вопросов.

Выводы

Таким образом, в данной статье предложено усовершенствовать работу по внесению в ЕГРН сведений о границах территориальных зон. Сущность ее заключается в приостановке выполнения работ по внесению в ЕГРН границ земельных участков, на момент выполнения работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».https://www.consultant.ru/
2. Официальный сайт города Новосибирска. В Новосибирской области проводятся работы по установлению границ территориальных зон [Электронный ресурс] ? Режим доступа: https://novo-sibirsk.ru/
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/
5. Калюжин, В. А. О подходе уточнения границ муниципальных образований и населенных пунктов [Электронный ресурс] / В. А. Калюжин, Ф. В. Каравайцев. – Режим доступа :https://www.gisa.ru/
6. Калюжин, В. А. Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий [Текст] / В. А. Калюжин, В. Н. Одинцова // Вестник СГГА. – 2013. – Вып. 3 (23). – С. 82–87.
7. Калюжин, В. А. Опыт уточнения границ [Текст] / В. А. Калюжин, Ю. А. Новоселов, Ф. В. Каравайцев // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2013. – № 4/С. – С. 181–184.
8. Калюжин, В. А. Подход к усовершенствованию порядка изменения и уточнения границ муниципальных образований [Текст] / В. А. Калюжин, Ф. В. Каравайцев // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2016. – № 1. – С. 47–51.
9. Карпик, А. П. Информационное обеспечение геодезической пространственной информационной системы [Текст] / А. П. Карпик // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2013. – № 4/С. – С. 70–73.
10. Карпик, А. П. Методические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий: монография [Текст] / А. П. Карпик. – Новосибирск : СГГА, 2004. – 260 с.