Билан Е.В., студент

Научный руководитель: Романюк Н.В., к.э.н., доцент

ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»

lizerboy@gmail.com

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

 

Актуальность. Научная статья посвящена вопросу мотивации и стимулирования персонала на современном этапе. В настоящее время мотивация персонала является важной функцией менеджмента предприятия, организации. Именно от эффективно налаженного мотивационного механизма зависит результативность персонала, производительность труда, уменьшение текучести кадров, что, в свою очередь способствует увеличению прибыли, а также повышению конкурентоспособности предприятия.

Анализ последних исследований и публикаций. Мотивация и стимулирование сотрудников в организации описаны в работах Т.Л. Шкляр, Е.В. Яковлева; вопросы развития эмоционального интеллекта рассмотрены в научных работах таких авторов, как Д. Гоулман, Т.С Киселева; проблеме самомотивации персонала в современных условиях посвящены работы П.И. Огородникова [1-6].

Цель исследования. Целью данной статьи является изучение понятия эмоционального интеллекта, а также понятия самомотивации – одной из главных его составляющих.

Результаты исследования. В современных условиях наиболее важной составляющей любой организации являются человеческие ресурсы, менеджеры уделяют особое внимание формулированию эффективной системы мотивации персонала, потому как знают, что такая система будет гарантом качественного выполнения работы и, следовательно, поможет организации в достижении ее стратегических целей.

Следует отметить, что компетентный руководитель и сотрудник обладают такими качествами и умениями как гибкость, выстраивание межличностных отношений в социуме, навык правильного общения с коллегами и клиентами фирмы и т.п. Все вышеупомянутые навыки и качества напрямую зависят от эмоционального интеллекта каждого сотрудника.

В научной литературе существует множество определений термина «эмоциональный интеллект». В широком смысле под эмоциональным интеллектом (далее – ЭИ) понимается совокупность всех навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также умение управлять не только своими собственными эмоциями, но и эмоциями других людей в целях решения различных практических задач [1; 2].

Согласно Д. Гоулману, эмоциональный интеллект – это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [2]. Также Д. Гоулман разработал смешанную модель ЭИ. Согласно данной модели, ЭИ состоит из пяти компонентов (табл. 1).

Заслуга Д. Гоулмана заключается в том, что все научные труды писателя посвящены стимулированию людей к развитию личностных качеств, способствующих, в свою очередь, достижению успехов во всех сферах жизнедеятельности. По мнению читателей, научные труды Гоулмана способны повысить уровень ЭИ любого человека [3].

 

 

Таблица 1

Перечень компонентов ЭИ

Название компонента

Краткое описание компонента ЭИ

Самопознание

Способность личности идентифицировать свои эмоции при принятии каких-либо решений

Саморегуляция

Способность личности контролировать и управлять собственными эмоциями

Самомотивация

Способность личности стремиться к какой-либо цели

Эмпатия

Способность личности учитывать чувства других людей при принятии решений, а также умение сопереживать другим

Социальные навыки

Способность личности выстраивать отношения с другими людьми, а также подталкивать их в желаемом направлении

 

Как видно из табл. 1, самомотивация является одной из ключевых составляющих ЭИ. Это процесс создания и реализации собственных мотивов, способность людей в сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления [6].

В связи с этим, современным руководителям необходимо помочь своим подчиненным в развитии ЭИ и самомотивации, для развития которой существует ряд различных техник и приемов, описанных в частности Н.В. Пановой в своей научной работе «Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективности деятельности специалиста» [4].

Однако, следует помнить, что при внедрении какого-либо способа самомотивации в систему управления персоналом, необходимо учитывать тот факт, что один и тот же прием может оказывать абсолютно противоположный эффект на различные категории сотрудников, в зависимости от их субъективного восприятия реальности, поведенческих установок, ценностей, отношения к труду, личных целей и пр.

Также следует рассмотреть, какие препятствия могут встретиться менеджеру на пути развития самомотивации у сотрудников (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. «Тормоза» самомотивации личности [5]

 

Данные препятствия можно предотвратить, разработав ряд предупредительных мероприятий, которые помогут менеджеру внедрить эффективную систему самомотивации сотрудников.

Выводы. В данной статье изучено такое понятие, как эмоциональный интеллект, а также главные идеи смешанной модели эмоционального интеллекта, разработанной Д. Гоулманом. Рассмотрена одна из ключевых составляющих эмоционального интеллекта – самомотивация. Определены основные «тормоза» самомотивации индивида, отмечены роли менеджера в процессе формирования самомотивации подчиненного.

В заключение можно сделать вывод, что эффективная система мотивации и стимулирования сотрудников – это гарант высоких показателей производительности труда, качественного выполнения работы персоналом, благоприятного морально-психологического климата в рабочем коллективе.

Таким образом, можно рекомендовать руководителям организаций уделять необходимое внимание развитию самомотивации своих сотрудников, руководителям необходимо объединить в единую систему лучшие инновационные методики и практики профессионального и нравственного саморазвития. Ведь если сотрудник обладает внутренней самомотивацией, а также имеет высокий уровень эмоциональной осведомленности, эмпатии и управления не только своим эмоциями, но и эмоциями окружающих людей, то эффективность и предприимчивость такого работника будет в разы выше, нежели у сотрудника с низким эмоциональным интеллектом и фокусом на внешний источник мотивации. Данные процессы в конечном итоге приведут к повышению кадрового потенциала организации.

 

Список литературы:

 

1. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 4. – c. 45-49.

2. Гоулман Дэниел Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 544 c.

3. Сорокина Ю.В. Развитие профессиональных качеств у персонала // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-3 (28). – c. 1102-1104.

4. Панова Н.В. Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективной деятельности специалиста // Экономикс. Актуальные вопросы менеджмента и маркетинга. – 2018. – № 2. – c. 15-19.

5. Романюк, Н. В. Инновации в управлении персоналом на предприятиях Донецкой народной Республики / Н. В. Романюк, М. С. Грицай // Инновационные перспективы Донбасса : Материалы 8-й Международной научно-практической конференции, Донецк, 24–26 мая 2022 года. Том 5. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2022. – С. 199-202. – EDN INQOIO.

6. Цуприк, Б. С. Маркетинг персонала: факторы эффективной реализации / Б. С. Цуприк, А. К. Кулик // Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерации : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Уфа, 28 мая 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. – С. 194-196. – EDN JKIWQM.