УДК 330

 

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

О.Д. Чубарева1, О.Н. Шарнопольская2

1,2Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

 

Аннотация: в данном исследовании проведен краткий обзор современных глобальных тенденций развития устойчивой экономики. Среди выделенных тенденций отмечены следующие: преобладание экономических интересов государств над политическими разногласиями, становление многополярности мира, быстрые темпы роста технологизации и цифровизации, их сращивание со всеми сферами жизнедеятельности, стремительное развитие IТ-сферы, формирование новых энергетических трендов на фоне структурной трансформации энергетических балансов.

Ключевые слова: глобальные мировые тенденции, устойчивое развитие, технологизация, цифровизация, альтернативная энергетика.

 

MODERN GLOBAL TRENDS IN THE ECONOMY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

O.D. Chubareva1, O.N. Sharnopolskaya2

1,2Donetsk National Technical University, Donetsk

 

Abstract: this study provides a brief overview of current global trends in the development of a sustainable economy. Among the highlighted trends, the following are noted: the predominance of economic interests of states over political differences, the formation of a multipolarity of the world, the rapid growth of technologization and digitalization, their fusion with all spheres of life, the rapid development of the IT sphere, the formation of new energy trends against the background of structural transformation of energy balances.

Keywords: global trends, sustainable development, technologization and digitalization, alternative energy.

 

Постановка проблемы. Проблема современных глобальных тенденций экономики устойчивого развития состоит в том, что современная мировая экономика сталкивается с рядом вызовов, которые могут оказать негативное влияние на экологическую, социальную и экономическую обстановку в мире.

Анализ предыдущих исследований и публикаций. Многими учеными были проведены исследования в области экономического развития, так А. Смит считал, что главным фактором увеличения богатства страны, это: рост производительности труда, который может быть, достигнут за счет углубления его специализации; свободы торговли и расширения масштабов экономической системы. В дальнейшем развитие экономики связывалось с развитием инноваций (теория Шумпетера), техническим прогрессом (модель экономического роста Ромера), человеческим капиталом (модель Удзавы Лукаса), качеством институтов (теория экстрактивных и инклюзивных институтов Аджемоглоу и Робинсона) и пр. [1, с.7 1].

Цель исследования - определить основные современные тенденции развития экономики с учетом концепции устойчивого развития.

Основные результаты исследования. Парадигма устойчивости, отражающаяся в пакетах документов конференций ООН, являющихся ключевыми для общего будущего, была выработана и поддержана практически всеми мировыми державами еще в конце прошлого столетия. В настоящее время вектор устойчивого развития активно обсуждается международным сообществом, анализируются индикаторы устойчивого роста, их сопоставимость. Парадигма устойчивого развития, (так же называют «модель будущего цивилизации») сформировалась в конце прошлого столетия как симметричный ответ на возникшие угрозы, вследствие глобального ухудшения экологической обстановки. Данная концепция направленна на изменение отношения человечества к окружающей среде, а также повышения качества жизни в условиях экономического роста [2, с. 60]. Научный интерес представляет исследование тенденций устойчивого развития на различных уровнях экономических систем (микро и макро), а также выявление его возможных аспектов и факторов влияния, таких как: триаду экологических, социальных и экономических, к


которым добавляется информационные, технологические, правовые и др. Эти аспекты находятся в тесном взаимодействии, и имеют общую цель – повышение благосостояния человечества в контексте долгосрочного развития [3, с. 776].

Основным трендом развития современной цивилизации является преобладание экономических интересов над различными геополитическими противоречиями. В первую очередь, это связано, с экономическим ростом таких развивающихся стран, как Китай, Индия, Бразилия, которые до недавнего времени не могли претендовать на ведущую роль мировой экономики. Россия, развивая взаимное сотрудничество как в рамках БРИКС, так и другие многосторонние партнерства, имеет значительное влияние в мире. Многими специалистами отмечается невысокая степень региональной интеграции БРИКС, однако, эти страны обладают значительным потенциалом, который перерастет в ближайшем будущем в практическую реализацию [4, с. 34]. Россия, наряду с вышеуказанными государствами, несмотря на значительное внешнее давление, реализует масштабные проекты в различной хозяйственной деятельности, подтверждает свою значительную роль в мировом хозяйстве. Таким образом, в настоящее время преобладание экономических интересов над политическими, подтверждает значение вышеуказанного основного тренда развития экономики.

На фоне развития вышеуказанной тенденции, наблюдается становлении многополярного мира. Основные решения в рамках международных правовых вопросов экономики устойчивого развития принимаются Генеральной Ассамблеей ООН. В настоящее время по мнению экспертов [5, с. 29], авторитет ООН снижается на международной арене, неоднократно подвергались сомнению ключевые решения, принимаемые ООН со стороны ряда стран, а иногда даже игнорировались. Именно ряд развивающихся стран, может, на фоне возрастания своего веса в мировой экономике, стать своеобразным противовесом для стран

«Большой семерки», создавая как раз мировую многополярность, равновесие и устойчивое безопасное развитие.

Существенное влияние на устойчивое развитие оказывает тенденция технологизации – развитие «Индустрии 4.0». Нео индустриализация, как ее называют специалисты [6, с. 189], появилась на базе происходящих смен технологических укладов (ТУ), развивается быстрыми темпами и проникает во все области хозяйствования и жизнедеятельности. Во главе

«Индустрии 4.0» находятся человеческие ресурсы и интеллектуальный капитал, а также это инновационные сетевые и компьютерные технологии [7, с. 190]. Те государства, которые активно включились в процессы технологизации своих экономик, создавая и расширяя всевозможные формы инновационного сотрудничества в виде кластеров, технологических платформ и др., привлекая инвесторов, повышают производительность труда, свою деловую активность и в конечном итоге конкурентоспособность в мировой экономике. Однако наряду с этим появилась «Индустрия 5.0». Она представляет следующий этап развития, который объединяет силы робототехники и искусственного интеллекта с человеческим мастерством. Если сравнивать их, то можно выделить, что «Индустрия 4.0» - это фокус на изменения внутри организации:  автоматизация  и  оптимизация  бизнес-процессов,  сокращение  издержек.

«Индустрия 5.0» предлагает синтез человеческого мастерства с возможностями роботов и искусственного интеллекта.

Рост индустрия IТ-технологий, включающих передовые разработки по развитию искусственного интеллекта, аддитивных технологий и т.д. оказывает влияние на показатели устойчивости стран. Как отмечается аналитиками [8, с. 50], в ближайшее время промышленность будет претерпевать существенные изменения, это скажется на социально- эколого-экономических показателях стран. Глобальное влияние цифровизации, стремительно проникающей во все области экономики, создает новую платформу возможностей как для бизнеса, так и для жизнедеятельности населения [9, с. 30].

Уже сегодня понятно, что влияние цифровых технологий на повседневную жизнь это неоспоримая тенденция ближайшего будущего. На рынке наблюдается снижение стоимости услуг мобильной связи, самих мобильных устройств, а также расширение возможностей


использования интернет-технологий для всех потребителей во всех точках Планеты. Повсеместно происходит расширение цифровой инфраструктуры, растет качество и доступность сетей за счет внедрения технологий 5G, влекущее за собой рост охвата рынка. Специалистами прогнозируются различные положительные эффекты в контексте устойчивости от технологизации и цифровизации общества [10, с. 60]:

     рост уровня качества жизни населения;

     появление инновационных форм ведения бизнеса;

     возможности для ведения мониторинга деятельности за счет прозрачности и высокой скорости передачи данных;

     рост производительности труда;

     оптимизация затрат, связанная с упрощением процесса передачи информации и др.

Наряду с охарактеризованными тенденциями, можно отметить, что в мире наблюдается формирование новых энергетических трендов на фоне структурной трансформации энергетических балансов. Альтернативные технологии и источники энергетики (ВИЭ) сегодня выступают основными конкурентами традиционным углеводородным материалам. Повсеместно многими странами используются передовые технологии рециклинга, технологии «умных энергоэффективных сетей» и др. Большинство стран включены в Киотский протокол, нацеленный на применение различных стимулов для перехода к «зеленой» энергетике [11, с. 110].

Современные тенденции взаимодействия в энергетических трендах между Россией и азиатскими странами проявляются через различные формы сотрудничества в сфере энергетики.

Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в Азию. Строительство газопровода "Сила Сибири" и развитие транссибирской нефтяной магистрали позволяют России увеличить экспорт энергоресурсов в азиатские страны, такие как Китай, Япония, Южная Корея и др. [12, с. 50].

Так же активно сотрудничает с азиатскими странами в области разработки и строительства ядерных электростанций. Например, Россия продолжает строительство АЭС в Индии (Куданкулам) и Бангладеше (Руппур).

Технологическое сотрудничество Россия и азиатских стран включает в себя обмен опытом в области энергоэффективности, использование умных сетей и цифровых технологий в энергетике.

Эти тенденции свидетельствуют о том, что сотрудничество в энергетической сфере между Россией и азиатскими странами становится все более стратегическим и взаимовыгодным, удовлетворяя растущий спрос на энергоресурсы и содействуя устойчивому развитию обеих сторон.

Выводы. Основные современные тенденции развития экономики с учетом концепции устойчивого развития, заключаются в развитие «Индустрии 4.0» которая сфокусирована на изменения внутри организации: автоматизация и оптимизация бизнес-процессов, сокращение издержек, а также «Индустрия 5.0», которая сфокусирована - на человеке и искусственном интеллект.

Существенные изменения происходят в IТ-технологиях, формируются новые энергетические тренды на фоне структурной трансформации энергетических балансов. А также тенденции взаимодействия в энергетических трендах между Россией и азиатскими странами, которые проявляются в положительном в ключе для обеих стран.

 

Список литературы

 

1.      Сопилко, Н. Ю. Теоретические основы экономики устойчивого развития / Н. Ю. Сопилко, А. Ф. Орлова, С. М. Лисицкая. М.: Российский университет дружбы народов, 2020. - 165 с.

2.        Малинецкий, Г. Г. Цифровая экономика, искусственный интеллект, развитие электроники в контексте государственного управления / Г. Г. Малинецкий // Вестник РГГУ.


Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. - №4. - С. 59-72.

3. Жангирова, Р. Н. Актуальные вопросы и перспективные направления устойчивого развития экономики / Р. Н. Жангирова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020.

- №5. - С. 776-781.

4. Никоноров, С. М. Проблемы и перспективы достижения углеродной нейтральности в условиях устойчивого развития экономики Китая / С. М. Никоноров, И. П. Мамий, Чжоу Цайцюань // Инновации и инвестиции. - 2023. - № 1. - С. 26-32.

5.     Никоноров, С. М. Стратегия энергетического партнерства Кореи, Японии, Китая и России / С. М. Никоноров, Ен Юнг Мин // Энергия, экономика, техника, экология. - 2022. -

№7. - С. 27-34.

6.      Никоноров, С. М. Предпосылки трансформации системы управления розничных продуктовых компаний на основе принципов устойчивого развития / С. М. Никоноров, А. Н. Куликова // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2020. - № 2. - С. 189-196.

7. Мирошниченко, М. А. Концепция устойчивого развития с применением принципа ESG на примере банковского сектора / М. А. Мирошниченко, К. К. Сивинцева, М. Д. Шопенская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - 40(2). - С. 186-197.

8.       Зенкина, Е. В. Современные глобальные тенденции экономически устойчивого развития / Е. В. Зенкина, Н. В. Ивина // Инновации и инвестиции. - 2021. - №1. - С. 48-51.

9.       Голубева, В. А. Состояние и перспективы внедрения концепции устойчивого развития в банковский сектор российской федерации / В. А. Голубева, Н. Г. Викторова // Молодежная неделя института промышленного менеджмента, экономики и торговли. - 2022.

- №2. - С.30-32.

10.        Малинецкий, Г. Г. Цифровая экономика, искусственный интеллект, развитие электроники в контексте государственного управления / Г. Г. Малинецкий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2021. - №4. - С. 59-72.

11.  Манушенко, А. Р. Вопросы противоречий устойчивого развития в условиях неопределенности / А. Р. Манушенко, О. Н. Шарнопольская // Современная мировая экономика: вызовы и реальность : Материалы V Международной научно-практической конференции, Донецк, 06 декабря 2022 года / отв. редактор Г.А. Шавкун. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2022. – С. 109-114.

12.  Романюк, Н. В. Методологические подходы к управлению качеством в стратегической перспективе / Н. В. Романюк // Стратегия интеграционного антикризисного развития социально-экономических систем: теоретико-методический аспект. – Донецк : Донецкий национальный технический университет, 2020. – С. 50-60.