Тебекин А.В.,
д.т.н., д.э.н., профессор, профессор, Московский государственный институт
международных
отношений (Университет) МИД России (МГИМО), Москва,
профессор, Московский экономический институт
Сурат Л.И.,
к.э.н., доцент,
ректор, Московский институт психоанализа, Москва
Процессуальные теории мотивации и их место
в системе психологических аспектов развития
социотехнической среды
Ключевые слова: процессуальные теории мотивации, психологические аспекты,
развитие, социотехническая среда.
Procedural theories of motivation and
their place in the system of psychological aspects of
development of the socio-technical environment
Key words: procedural theories of motivation, psychological
aspects, development, sociotechnical environment.
В развитии социотехнической среды любой сферы деятельности успех зависит
от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. По
мере развития
научно-технического прогресса возрастает роль мотивации
деятельности персонала, который в определенном смысле по
мере развития творческой деятельности становится самодостаточной и
саморегулируемой подсистемой социотехнической среды.
Вопросам мотивации персонала посвящены многочисленные труды отечественных
и зарубежных ученых, в том
числе Акимовой О.Е.1
, Артамоновой Н.В., Фрумкина Л.П., Го1 Акимова О.Е. Мотивация
предпринимательского труда: теория и
практика. - Волгоград: ВолгГТУ, 2012. - 109 с.
454
ловцовой И.Г.1
, Волковицкой Г.А.2
, Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П.3
, Дорофеева В.Д., Шмелевой А.Н., Частухиной Ю.Ю.4
,
Кнорринга В.И.5
, Лукашевич В.В., Астаховой Н.И.6
, Поршнева
А.Г., Румянцевой З.П., Саломатиной Н.А.7
, Роббинза Стивена
П., Коултер М.8
, Тебекина А.В.9
и др.
Проведенные исследования показывают, что одной из центральных проблем в
управлении персоналом с точки зрения
развития социотехнической среды является выстраивание эффективного
механизма мотивации деятельности сотрудников.
Формирование механизма мотивации деятельности сотрудников предполагает
построение цепочки «потребностьмотив-стимул-цель-действие-результат»10
.
Обобщенная схема механизма мотивации деятельности
персонала в социотехнической среде приведена на рис. 111
.
1 Артамонова Н.В., Фрумкин Л.П., Головцова И.Г. Организационное
поведение.
Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 20101. - 52 с.
2 Волковицкая Г.А. Управление стимулированием труда. - Санкт-Петербург:
Книжный дом, 2010. - 125с.
3 Гапоненко А.Л. Теория управления. / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П.
Панкрухина. - М.: Наука. 2011. - 248 с.
4 Организационное поведение: Учеб. пособие. Дорофеев В. Д., Шмелева А.Н.,
Частухина Ю.Ю. - Пенза: Изд-во ун-та, 2011. - 142 с.
5 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И.
Кнорринг. - М.: ИНФРА-М. 2010. - 321 с.
6 Лукашевич В.В. Менеджмент: учебник / Под ред. В.В. Лукашевич, Н.И.
Астахова. - М.: Наука. 2011. - 255 с.
7 Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / А.Г. Поршнев, З.П.
Румянцева, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М. 2010. - 356с.
8 Роббинз Стивен П. Менеджмент. / П. Стивен, Роббинз, Мэри Коултер.-
М.: «Вильямс», 2011. - 1056 с.
9 Тебекин А.В. Управление персоналом. - Москва, 2017.
10 Тебекин А.В. Применение моделей мотивации персонала в деятельности
силовых структур. в сборнике: актуальные проблемы психологического
обеспечения практической деятельности силовых структур сборник
материалов Четвертой Всероссийской научно-практической конференции
специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с
международным участием. 2015. С. 417-432.
11 Тебекин А.В. Модели мотивации персонала организации. В сборнике:
Наука и практика: интеграция знаний материалы международной
научнопрактической конференции. НОУ ВО “Московский экономический
институт”. 2015. С. 132-138.
455
Рис. 1. Обобщенная схема механизма мотивации деятельности персонала
в социотехнической среде
Для определения варианта наиболее эффективного решения задачи управления
деятельностью организации как социотехнической среды необходимо
рассмотреть особенности
формирования социально-психологической цепочки событий «мотив стимул –
цель – действие», определяющей действия, как отдельных сотрудников, так и
групп (коллективов)
сотрудников в организации.
Первая группа теорий мотивации, определяющая звено «мотив стимул»,
именуемых содержательными теориями
мотивации (табл.1)1
, характеризует возможности определения
стимулов, мотивирующих человека работать на благо организации2
.
1 Тебекин А.В. Теория управления. Учебник – М.: Кнорус, 2017. — 342 с.
2 Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Влияние научной школы
человеческих отношений на развитие современного менеджмента. Журнал
исследований по
управлению. 2018. Т. 4. № 5. С. 1-8.
456
Согласно этой теории, уровень мотивации сотрудника зависит от его
представлений относительно своих способностей
к выполнению поставленных задач, возможностей получения
за это вознаграждения, ценности предлагаемого вознаграждения для
сотрудника, и может быть описан мультипликативной
моделью вида:
M = OB∙СД∙ЦВ , (1)
где М – ожидаемый уровень мотивации сотрудника,
ОВ оценка работником собственных возможностей достичь ожидаемых
результатов работы;
СД оценка степени доверия сотрудника к обещанию руководства получить
вознаграждение за проделанную работу;
ЦВ ценность для сотрудника вознаграждения, обещанного руководством за
своевременно и качественно выполненную работу.
С учетом нормирования значений каждой из переменных
в модели (1) в пределах от 0 до 1, максимальное значение уровня мотивации
М будет равно 1, а минимальное – 0.
Если исходить из логики модели (1), описывающей теорию
ожиданий В. Врума, то можно утверждать, что максимальный
уровень мотивации сотрудников будет достигнут:
А) при максимальной уверенности сотрудника в своих
силах;
Б) при максимальном уровне доверия сотрудника руководителю;
В) при максимальном уровне ценность для сотрудника
обещанного вознаграждения.
1 Виктор Врум. Труд и мотивация. — 1964. 331 с.
2 Edward E. Lawler, J. Lloyd Suttle. Expectancy eory and Job Behavior.
1972.
503 с.
3 Ken G. Smith, Michael A. Hitt. Great Minds in Management: e Process
of eory
Development. 2007.
461
Рис. 2. Авторское представление возможностей использования теория
ожиданий
В. Врума с точки зрения мотивации процессов развития социотехнической
среды