УДК 331.08:331.1

Кондаурова И. А.

к.э.н., доц.,

Штагер О. А.

ст. преп.

Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, ДНР, Россия

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

 

Управление поведением персонала является весомым инструментом стимулирования внутренней лояльности персонала, формирования положительного имиджа предприятия и его HR-репутации, роста экономических показателей, конкурентоспособности и устойчивого развития предприятия. Именно с этих позиций важной задачей предприятия является создание системы управления поведением персонала с на основе функций управления, роста производительности труда и обеспечения взаимодействия с внешней и внутренней средой предприятия.

Весомый вклад в исследование вопросов процессов управления поведением персонала предприятий внесли многие ученые, в их числе И. Ансофф, Г. С. Беккер, К. Дэвис, Ф. Лютенс, Д. Ньюстром, Дж. Уокер, Э. Шейн и др. [1–5].

Целью исследования является построение концептуальной модели управления поведением персонала предприятия на основе теоретического анализа развития категории.

Эволюция развития предпринимательской деятельности оказала объективное влияние на генезис теорий управления персонала, в частности, на феномен поведения людей в организациях. Первые попытки научно объяснить поведение человека, в частности, его трудовые аспекты, предприняты еще на заре современной цивилизации и продолжаются до сих пор. Корни науки о поведении уходят в античные времена. Вопросами поведения людей занимались Аристотель, Сократ и Платон, однако научно изучать поведение стало возможно с появлением идеи эволюционизма.

В результате эволюции научных взглядов постепенно изменялось отношение к человеку и его поведению в процессе взаимодействия: от трактовки его как объекта, состоящего из некачественных частиц, до тщательного изучения вопросов социального взаимодействия. В начале 1960-х гг. как отдельное научное направление возникло организационное поведение (поведение людей на рабочих местах). Это направление сформировалось на базе интеграции нескольких научных школ в менеджменте, которые акцентированно занимались пояснениями процессов, происходящих в организациях, как на уровне каждого рабочего места, так и в системе в целом.

Первым автором, который ввел термин «организационное поведение» в научный оборот, стал Ф. Лютенс в книге «Организационное поведение», где описал данное понятие как

«поведенческий подход к менеджменту», выделил следующие тенденции [3]:

   поведение в организации является предметом научных исследований, с помощью которого выявлено влияние на эффективность управления организацией в целом и человеческими ресурсами;

   имеет взаимосвязь с такими понятиями, как организационная культура, трудовой стресс, удовлетворенность трудом, рабочие группы, межличностные коммуникации, управленческие роли и лидерство, трудовые конфликты, организационная власть и политика, организационное развитие, поведенческое принятие решений;

   зависимость эффективности работы организации от управления организационным поведением.

Поворотным пунктом в истории управления персоналом стали знаменитые Готорнские эксперименты, проведенные в 1924–1932 гг. Э. Мэйо (1949) в рамках программы изучения жизни в США на заводах Westinghouse Electric. Готорнские исследования привели к следующим выводам:

   определено влияние социальных норм поведения на производительность труда;

   выявлена существенная роль социальных стимулов в поведении членов организации, которые в отдельных случаях блокируют действие экономических стимулов;

   выявлен приоритет групповых факторов поведения над личностными;

   показана важность неформального лидерства в деятельности группы [4].

Как правило, определение поведения человека толкуется в зависимости от контекста науки или рассматриваемой отрасли. Диапазон исследования этого понятия изменялся и в ходе развития разных наук. Термин имеет много направлений, представлений: действий, процессов, но все формы проявления поведения имеют смысловую связь только по отношению к целостному осознанию поведения и проявляются, как правило, в зависимости от той или иной ситуации в разных формах, то есть в целостной форме поведения в организации [1, 2].

По нашему мнению, поведение персонала — это процесс последовательных и соподчиненных действий, актов, операций, движений и др., основой которого является комплекс формальных установок и неформальных аспектов для индивидов, групп в процессе деятельности предприятия (организации), определяемый способностью изменяться под влиянием внутренних и внешних факторов.

Отметим, что поведение людей в организации — это сложный организм, в котором переплетаются и существуют интересы личности и групп, стимулы и ограничения, нормативные требования и неформальные отношения, дисциплина и творчество, деструктивные проявления и т. п., что оказывает влияние на развитие самой организации. При этом и сама организация это сложная динамическая система, которой присущи общие системные свойства, развивающиеся по объективно существующим законам.

На основе теоретического анализа нами предлагается авторское видение концептуального подхода к управлению поведением персонала предприятия (рис. 1).

 

Рисунок 1 Концептуальная модель управления поведением персонала предприятия

 


В научной литературе в качестве ключевых поведенческих модификаций на предприятии чаще всего выделяют следующие целевые формы поведения персонала: трудовое поведение, непосредственно касающееся выполнения конкретных трудовых функций на рабочем месте; организационное поведение, осуществляющее организационно-управленческое взаимодействие [3, 5].

Предлагаемая концептуальная модель освещает общий подход к видению сущности всех граней поведения персонала в общей системе управления предприятия. В авторской концептуальной модели, представленной на рис.1, логически соединены базовые принципы, функции, методы управления и механизмы воздействия на поведение персонала. На основе базовых функций управления (планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования) выделены следующие подфункции: планирование развития персонала; организация обучения и развития персонала; организация подбора персонала; мотивация творческой активности и креативности персонала; регулирование процессов управления поведением персонала и стабильностью.

Таким образом, в концептуальной модели управления поведением персонала важную роль играют функции, отражающие определенные действия, в зависимости от специфики объекта исследования. Поскольку поведение персонала в значительной степени зависит от его образовательно-квалификационного уровня, целесообразно среди конкретных функций выделять те, которые способствуют профессиональному росту, речь идет о планировании карьеры, обучении и развитии персонала.

 

Список источников

 

1.  Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / пер. с англ. С. Жильцовой. СПб. : Питер, 1999. 414 с.

2.   Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход / пер. с англ. Е. Батраковой, Р. Капелюшникова, Б. Максименко др.]. М. : ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

3.   Luthans F. Organizational Behavior: an evidence-based approach. 12th ed. New York : McGraw- Hill Irwin, 2011. 594 р.

4.   Mayo Е. The social problems of an industrial civilisation. Boston : Division of Research, Graduate school of business administration, Harvard university, 1945. 176 р. URL: https://archive.org/details/ socialproblemsof00mayo/page/n3/mode/2up.

5.   Newstrom J., John W. Organizational Behavior: Human Behavior at Work. Boston, Mass. : McGraw-Hill Companies, 1997. 648 р. URL: https://archive.org/details/organizationalbe0010news.