Назад в библиотеку

УДК 331.55:007:159.955

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА

Николенко С.К.
к.э.н., доцент Шабалина Л.В.
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»


Аннотация. В статье проведен анализ влияния цифровизации на мировой рынок труда на основе оценки изменения структуры занятости, а также перспектив его развития на базе экспертных оценок Всемирного экономического форума и Международной организации труда.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, мировой рынок труда, занятость, безработица.


На данном этапе в науке существует значительное количество определений цифровой экономики, однако общепризнанного понятия нет. В 1994 г. вышла книга «Цифровая экономика» Тапскотта Д., где ученый одним из первых дал определение цифровой экономики. К важнейшим последствиям цифровизации экономики ученый отнес резкое снижение трансакционных издержек, возникновение новых бизнес моделей и, как следствие, исключение посредников за счет прямого взаимодействия между потребителем и поставщиком. В тоже время в книге «Цифровое существование» ученый из Массачусетского технологического института Негропонте Н. описал концепцию электронной экономики. Так, по его мнению, в сравнении с традиционным рынком к преимуществам цифровизации необходимо отнести: отсутствие физического веса продукции, который можно заменить информационным объемом; наличие более низких издержек на производство электронных товаров; незначительная площадь, занимаемая электронными носителями; виртуальный характер хозяйственных связей, ведущий к снижению потребности в сырье; появление цифровых валют; мгновенное глобальное перемещение товаров и услуг через Интернет. Данные обстоятельства приведут к изменению структуры мировой экономики, что скажется существенным образом на рынке труда в виде появления новых форм занятости и исчезновению ряда профессий.

По мнению Кодачигова В. рынок труда «…является наиболее чувствительным индикатором изменений, происходящих в экономике, и подвергается существенному изменению под влиянием процессов цифровизации» [3, с.176]. Подтверждением данного мнения является пандемия COVID-19, которая повлияла как на социальную, так и на производственную сферу, отразившись на разрыве мировых производственных цепочек, сбое в выпуске и реализации продукции, использовании дистанционных форм занятости и обучения. Пандемия выступила в роли катализатора, спровоцировавшего применение цифровых технологий на глобальном уровне и ускорившего процесс цифровизации экономики в 10 раз [4]. С конца 2019 г. происходит стремительное перемещение коммуникаций в информационное пространство, что позволило не только не разрушить, но и укрепить международные экономические отношения, приводя к появлению новых профессий. Важно отметить, что в 2020 г. рабочие места во многих сферах стали виртуальными, поскольку большинство компаний предоставили сотрудникам возможность удаленной работы, позволив сохранить занятость части работающего населения мира.

В докладе «The Future of Jobs 2020» Всемирного экономического форума (ВЭФ) сделан прогноз развития рынка труда до 2025 г., где отмечена двоякая роль цифровизации на формирование занятости. Так, с одной стороны, она приведет к исчезновению ряда «устаревших» профессий, а с другой - к возникновению новых, отвечающих инновационным стандартам. По мнению экспертов ВЭФ в ближайшие пять лет возрастет спрос на аналитиков в сфере информационной безопасности, области программного обеспечения и разработки приложений, а также специалистов по комплексной цифровой трансформации. Следует отметить, что к исчезающим профессиям были отнесены профессии бухгалтеров, секретарей, заводских рабочих и механиков [6]. Отмечается, что ускоренная цифровизация вследствие кризиса 2019-2020 гг. позволила разделить работников компаний на три основные группы [1]: основной персонал, который работает на местах (медработники, сотрудники магазинов и т.д.); сотрудники, работающие дистанционно; временно или окончательно уволенные сотрудники, которые имеют устаревшую и невостребованную профессию.

Данные факты свидетельствуют о необходимости повышения квалификации или переобучения вышеперечисленных групп работников, поскольку удаленная работа для выполнения своих должностных обязанностей требует знания цифровых технологий. Так, по данным ВЭФ, число работодателей, которые предоставят сотрудникам возможность повышения квалификации, увеличится с 62% в 2020 г. до 73% к 2025 г. Данные опроса работодателей свидетельствуют об ожидаемом к 2025 г. в мировой экономике сокращении 85 млн. рабочих мест и переквалификации 97 млн. человек, что позволит сохранить рабочие места и приобрести актуальную специальность [2]. Говоря о структуре занятости, нельзя не упомянуть об уровне безработицы. По оценкам Международной организации труда (МОТ), кризис 2019-2020 гг. привел к изменению занятости 114 млн. человек мира, из которых 33 млн. стало безработными. Например, в 2020 г. мировой уровень безработицы составил 6,5%, что на 1,1% выше, чем в 2019 г., что стало причиной существенных потерь доходов работников, которые к концу 2020 г. составили 3,7 трлн. долл. США или 4,4% мирового валового внутреннего продукта. Наибольшие потери трудовых доходов (10,3%) понесли работники Северной и Южной Америки, наименьшие – трудящиеся Азиатско-Тихоокеанского региона (6,6%). Следует отметить, что по прогнозу МОТ в 2021 г. уровень безработицы составит 8,9% [2, с.1].

При рассмотрении перспектив восстановления и дальнейшего инновационного развития мировой экономики, эксперты МОТ свидетельствуют о том, что «…мировая экономика по-прежнему находится в состоянии значительной неопределенности и присутствия риска неравномерности восстановления». По мнению специалистов данной организации необходимо «…уделять повышенное внимание занятости, доходам и правам работников, а также социальному диалогу», то есть восстановлению, в первую очередь ориентированному на человека и во-вторых – на удовлетворение коммерческих потребностей на основе внедрения цифровых технологий [2, с.2-3].

Выводы. Проведенный анализ свидетельствует о том, что цифровизация, став в 2020 г. общемировым трендом, оказала двоякое воздействие на мировой рынок труда. С одной стороны, она выполнила санационную функцию, избавив его от ряда профессий, с другой - дала возможность для развития современных специальностей, при этом выявив неготовность трудовых ресурсов к использованию цифровых технологий, что в большинстве случаев вызвано незнанием инструментария информационно-коммуникационных технологий.

Список используемых источников:

  1. Анисимова С. Рецессия, пандемия и роботы — что ждет рынок труда в 2021 [Электронный ресурс] OOO «vc.ru» // Информационная платформа. - 2021. Режим доступа: https://vc.ru/future/213962-recessiya-pandemiya-i-roboty-chto-zhdet-rynok-truda-v-2021, свободный.
  2. COVID-19 и сфера труда. Обновленные оценки и анализ [Электронный ресурс] International Labour Organization // Вестник МОТ. - 2021. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_767671.pdf, свободный.
  3. Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 4. С. 166–181. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-166-180
  4. Кодачигов В. Коронавирус ускорил цифровизацию экономики. Рынок труда [Электронный ресурс] В. Кодачигов //АO «Бизнес Ньюс Медиа». - 2021. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2020/04/12/827841-koronavirus-uskoril-tsifrovizatsiyu-ekonomiki, свободный.
  5. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты) [Электронный ресурс] К. Л.Томашевский // Вестник Санкт Петербургского университета. Право 2: 398–413. Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.210, свободный.
  6. The Future of Jobs Report 2020 [Electronic resource] // World Economic Forum. - 2021. Access mode: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020, free.