УДК 331.55:007:159.955
студент Николенко С.К., Лахтин В.Л.
к.э.н., доцент Шабалина Л.В.
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г.Донецк, ДНР
Аннотация. В статье представлен анализ влияния искусственного интеллекта на мировой рынок труда, изучены различные интерпретации понятия «искусственный интеллект» и рассмотрены точки зрения исследователей на характер влияния искусственного интеллекта на трудовую сферу.
Ключевые слова: искусственный интеллект, мировой рынок труда, автоматизация, роботизация, безработица.
Nikolenko S.K., Lakhtin V.L.
Shabalina L.V.
"Donetsk National Technical University", Donetsk, DPR
Annotation. The article presents an analysis of the impact of artificial intelligence on the world labor market, examines various interpretations of the concept of "artificial intelligence" and examines the researchers' points of view on the nature of the impact of artificial intelligence on the labor sphere.
Keywords: artificial intelligence, global labor market, automation, robotization, unemployment.
Актуальность исследования связана с растущим в условиях трансформации современного мира развитием программы роботизации производства, разработки и внедрения технологий на основе искусственного интеллекта (далее ИИ), а также автоматизации ручного труда. Это становится причиной, с одной стороны, положительных изменений в трудовой сфере, таких как повышение производительности и качества производимой продукции, а с другой стороны - возникающих проблем в сфере занятости, проявляющихся в виде растущей безработицы в глобальном масштабе и перерождения ряда профессий вплоть до их полного исчезновения.
Анализ исследований и публикаций. Научную деятельность в рассматриваемой области знаний ведут такие исследователи, как Воронцова И.В., Луконина Ю.А. [2], Дускалиева Д.М. [4], Кегроуч С. [5], Доскач О.Е., Илющенко Е.В., Глотова Н.И. [11] и др. В своих трудах они поднимают тему стремительного распространения ИИ во многих прикладных сферах, особенно делая акцент на характере последствий данного процесса. Изучение их трудов стало причиной формирования двоякого мнения на предмет вопроса о результатах развития ИИ в контексте трудовой сферы, что в свою очередь требует конкретизации и более глубокого анализа.
Целью исследвания является изучение понятия ИИ с точки зрения трудового аспекта, анализ концепций влияния ИИ на структуру рынка труда и распространение глобальных процессов безработицы в контексте технологических изменений, а также формирование нескольких групп методов регулирования социальных последствий данного феномена на различных уровнях.
Содержание исследования. Между рынком труда и технологическим аспектом исторически всегда прослеживалась тесная взаимосвязь, ведь изменения технологического уклада находили отражение в изменениях, происходящих в сфере труда. Развитие ИИ в современном мире в условиях настигающего мир нового технологического уклада, называемого «Индустрия 4.0», становится причиной различных социально-экономических явлений, сопровождающихся коренными переменами в характере и формах труда, требованиях к профессиональным качествам работников и в системе трудовых отношений.
На данном этапе развития науки, общепринятого понятия ИИ не существует. Большинство авторов понимают ИИ как технологический процесс или же как направление научной деятельности, опирающееся на исследования в области компьютерных технологий и их взаимосвязи с человеческим мозгом. Так, понятие искусственного интеллекта впервые было представлено Дж. Маккарти в 1956 году на конференции Дартмутского университета. Он определял ИИ как науку о создании интеллектуальных машин и компьютерных программ [1]. Более широкое определение ИИ было дано в начале 1980-х годов исследователями Дж. Барром и Э. Файгенбаумом, понимавшими его как область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, обладающих возможностями человеческого разума [2, с.3]. Однако с точки зрения влияния ИИ на рынок труда, данное понятие целесообразно трактовать как способность цифрового компьютерного алгоритма выполнять определенные поставленные задачи, связанные с жизнедеятельностью человека, без его непосредственного участия в них.
Распространение ИИ во многих сферах человеческой жизнедеятельности привело к возникновению терминов «автоматизация» и «роботизация», которые представляют собой процессы замены ручных или интеллектуальных действий операциями, выполняющимися при помощи программного обеспечения, роботов с применением ИИ. Именно данные процессы и наделяют ИИ двумя важными характеристиками: его возможность автоматизировать любые операции, ранее выполнявшиеся с помощью ручного труда, и «умение» анализировать огромные массивы информации, решая задачи с большим количеством переменных и делая прогнозы на основе имеющихся данных. Особенным фактором, которым обладает ИИ по сравнению с человеческими ресурсами, является отсутствие чувствительности и эмоциональности, что непосредственно влияет на эффективность и результативность выполняемой работы.
Анализ влияния данных процессов на сферу труда стлал основой деятельности многих исследователей, которых условно можно разделить на две группы в зависимости от их интерпретации последствий процессов автоматизации и роботизации.
Приверженцы мнения о положительном влиянии ИИ на трудовую сферу отмечают, что применение технологий с использованием элементов ИИ должно привести к увеличению производительности труда в отраслях народного хозяйства и сфере услуг до 40%. По их мнению, данные инновационные технологии будут способствовать оптимальному использованию человеческих ресурсов, появлению новых рабочих мест на микро- и макроэкономическом уровнях, стимулировать развитие экономики и рост ВВП [4; 5]. Действительно, необходимо выделить ряд преимуществ внедрения ИИ в производственную деятельность: повышение качества производимой продукции (предоставляемых услуг), минимизация возможности возникновения бракованных изделий, увеличение спроса на инженерные профессии, сокращение издержек производства за счет выполнения автоматизированными механизмами нескольких задач, возможность прогнозирования колебаний на рынках отдельных товаров и услуг при помощи алгоритмов ИИ, возникновение новых высокотехнологичных специальностей (например, оператор или контролер роботов).
Так, по оценкам McKinsey Global Institute (MGI), рост доходов и потребления, реформы в основных сферах жизнедеятельности станут причиной появления к 2030 году от 300 до 365 млн. новых рабочих мест в сферах досуга, финансов, образования, здравоохранения и телекоммуникаций. На это во многом повлияет высвобождение ряда работников в результате процессов роботизации. Эксперты института делают особый акцент на том, что в ближайшем будущем процессы роботизации затронут интересы 1,2 млрд человек, совокупная заработная плата которых будет равняться 14,6 трлн долларов США. Большинство таких людей являются жителями четырех стран: Китая, Индии, США, Японии. В таких странах Европы, как Германия, Великобритания, Франция, Италия и др., ИИ может заменить 62,6 млн рабочих мест. По предварительным данным, в Российской Федерации из сферы труда произойдет высвобождение 35,4 млн человек (табл. 1) [6].
Таблица 1 - Численность занятого населения, высвобождающегося в результате развития ИИ в ближайшие годы.
![]() |
Примечательно то, что в 2014 г. Агентство стратегических инициатив РФ выпустило Атлас новых профессий, в котором было упомянуто 186 специальностей, актуальных на тот момент для российской экономики и мирового рынка труда. В новой редакции от 2021 года их количество - более 350, включая профессии, непосредственно связанные с ИИ: биоэтик, сити-фермер, менеджер космотуризма, проектировщик нейроинтерфейсов для управления роботами и т.д. [3].
Таким образом, с точки зрения «положительного подхода», произойдет уравновешивание положения на рынке труда за счет одновременного возникновения новых высокотехнологичных специальностей и упразднения тех, что потеряли свою актуальность.
Немаловажен факт положительного влияния ИИ на сферу образования, что находит отражение в необходимости качественных изменений в образовательной системе. Уже сейчас происходит активное совершенствование всех ступеней системы образования, которое вызывает появление новых отраслей знания с более глубоким изучением вопросов, имеющих взаимосвязь с ИИ, гравитационным взаимодействием объектов, пространственно-временными парадоксами. Это, в свою очередь, даёт толчок к разработке и тестированию на практике новых и совершенствования уже имеющихся методов обучения, базирующихся на применении современных IT-технологий таких, как, например, онлайн-обучение на основе применения LMS (Learning Management System). Данная система дистанционного обучения (СДО), функционирующая благодаря технологиям ИИ, без особого труда адаптируется под запросы обучающихся, автоматически определяя те аспекты знания, которые отвечают потребностям пользователей. Также технологическая образовательная реформа затронет и самих преподавателей, которые не смогут предоставлять профессиональные услуги без повышения квалификации.
Так, в 2020 году международная компания Intel запустила в России образовательную программу Intel AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого», которая реализуется в учебных заведениях среднего, высшего образовательного звена, а также в учреждениях дополнительного образования 11 стран мира, включая Южную Корею, Польшу, Германию, Индию и Сингапур. Цель программы – обучение азам работы с технологиями ИИ работников образовательной сферы различных поколений и их учеников, дабы сократить «цифровую пропасть», которая проявляется как в коллективе, так и на уровне их взаимодействия с учащимися. Для учеников список предметных областей программы состоит из науки о данных, машинного обучения, компьютерного зрения (заключается в распознавании и анализе объектов), обработки естественных языков (голосовые команды и понимание человеческой речи), программирования на языке Python. Главными принципами программы являются вариативность, ориентация на современные технологии и проектный подход в совокупности с социальной направленностью. Стартовав на 9 площадках в 2020 году, программа получила широкую известность и уже сейчас, в 2021 году, реализуется на 52 площадках РФ [10].
Вторая группа научных деятелей ведет исследования в сфере отрицательного влияния внедрения ИИ в отрасли народного хозяйства, в частности – на структуру и количественную сторону занятости. По мнению И. Р. Исмагилова, исследования и открытия в области машинного обучения, робототехники и ИИ будут неизбежно способствовать автоматизации производства, изменению структуры спроса на труд и ликвидации ряда профессий. При этом, автор отмечает, что процесс автоматизации затронет не только сферу ручного труда, неприемлемые для человека с точки зрения безопасности и монотонные операции, но и интеллектуальные и аналитические виды работ, основа которых - рутинные стандартизированные операции, в частности в сферах транспорта, услуг и офисных работ [4, с.13].
По данным доклада WEF Jobs of Tomorrow, к 2022 году более 75 млн людей в мире рискуют остаться без работы из-за роботизации и автоматизации, если не предпримут попыток переквалификации.
В докладе MGI «Jobs lost, jobs gained», помимо упомянутых выше положительных сторон влияния ИИ на занятость, также говорится и о негативных факторах данного процесса. Эксперты дают неутешительный прогноз на предмет воздействия автоматизации на трудовую сферу в мировом масштабе, говоря о том, что к 2030 г. рабочее место потеряют уже 400 млн человек (15 % от всех рабочих мест в мире), и особенно делая акцент на гендерном аспекте данного вопроса, так же, как и эксперты WEF [7].
По данным исследовательской аудиторской и консалтинговой компании PwC, развивающаяся до 2030 года роботизация станет причиной растущей безработицы, при чем в большей степени влиянию подвержены США: сокращение рабочих мест в стране составит 38%. Автоматизация также затронет и рынки труда Великобритании (сокращение рабочих мест – 30%), Японии (21%) и Германии (35%), но в меньшей мере (рис.1) [8]:
![]() |
|
Интересно то, что наиболее подвержена такому исходу именно карьера женщин, ведь им тяжелее дается решение задач, для которых требуются аналитические и коммуникативные навыки, поэтому их работа чаще всего состоит из рутинных действий, не требующих дополнительного обучения. В то же время, труд мужчин чаще всего имеет физическую составляющую, и остается востребованным в независимости от технологических нововведений [6; 7].
Говоря о видах профессий, подверженных сокращению вследствие развития ИИ, важно отметить, что в докладе MGI приводится список сфер труда, которые в ближайшее время «потеряют» значительное количество рабочих мест. Так, подобным изменениям подвержены банковская, страховая сферы, энергетическая и добывающая отрасли, а также сфера производства. Процесс ускорения роботизации в банковском деле и в сфере страхования, с одной стороны, увеличит степень безопасности производимых операций, однако с другой стороны, приведет к сокращению рабочих мест на 20%. Так же двояко автоматизация отразится и на добывающих отраслях: нефтегазовую отрасль ожидает внедрение технологий добычи и транспортировки ресурсов, не требующих вмешательства человека, что повлечет за собой сокращение 30% рабочих мест [6].
Ключевым фактором развития ИИ в мировом масштабе является его неравномерность: далеко не все страны обладают возможностью финансирования современных технологий, во-первых, ввиду отсутствия денежных средств, а во-вторых, ввиду несоответствующего современности технологического уклада. Также немаловажную роль в рассматриваемом вопросе играет вектор государственной политики. Например, уже сегодня на 10 тыс. человек в Южной Корее приходится 531 робот, что является лидирующим значением данного показателя во всём мире. В США этот показатель достигает 171 робот на человека, в то время как в России — только два робота.
В качестве дополнения важно сделать акцент на отрицательных психологических факторах, возникающих вследствие замены человека ИИ и разрушающих систему трудовых отношений посредством влияния на самооценку персонала в контексте рабочей среды. Такие факторы усугубляют ситуацию в сфере занятости, приводя к еще большему росту безработицы и социальной напряженности в обществе. Таким образом, ценность человеческого труда находится в обратно пропорциональной зависимости от роста автоматизации, роботизации и использования ИИ, т.е. при дальнейшем сохранении тренда развития данных технологических процессов человеческий труд (в особенности физический) будет терять свою актуальность.
Вопрос безопасности ИИ для человечества в целом также волнует многих исследователей. Доскач О.Е., Илющенко Е.В., Глотова Н.И. в публикации «Робот или человек: влияние искусственного интеллекта на рынок труда» поднимают данную тему, говоря о возможных катастрофических последствиях применения ИИ в виде так называемого «противостояния» человека и продукта его же деятельности. Авторы отмечают, что непрерывное совершенствование основы ИИ – логических цепочек – может стать причиной обособления ИИ от человечества, которое впоследствии перерастет в ожесточенную борьбу. Говоря об ИИ как о глобальной машине, исследователи сравнивают его с целым государством, способным в своих интересах воздействовать на социально-экономическую стабильность других государств. Действительно, человек, создавая себе разумного технологического помощника и проводя непрерывный поиск сфер для его применения, во многом рискует превратить ИИ в своего же врага [11, с.40].
Для того, чтобы минимизировать социальные последствия влияния ИИ на занятость, целесообразно использовать два метода, дифференцируемые в зависимости от масштаба сферы приложения: регулирование на уровне государства и на уровне конкретного предприятия (компании). На государственном уровне оптимальным решением данного вопроса будут такие меры, как законодательное регулирование в области применения ИИ, увеличение инвестиций в сферу исследований и разработки технологий ИИ, совершенствование системы образования и подготовки высококвалифицированных работников актуальных на данном этапе развития сферы труда, реформирование нормативно-правовых аспектов государственной поддержки в области безработицы и сохранения стабильной социальной обстановки в обществе. На уровне предприятия такими мерами могут стать: создание программ профессиональной переподготовки без принудительного прекращения рабочего процесса, внедрение программ самостоятельного обучения новейшим технологиям с использованием AI (Artificial Intelligence) на предприятиях различного уровня и области функционирования (государственных, муниципальных; предприятиях среднего и крупного бизнеса) [9, с.89].
Выводы. Таким образом, влияние ИИ на рынок труда в национальном и мировом масштабе довольно противоречиво: с одной стороны ИИ представляет собой своеобразную угрозу для существования некоторых профессий, однако в то же время на рынке рабочей силы в долгосрочной перспективе ожидается значительное увеличение спроса на специалистов, обладающих высокотехнологичными знаниями и навыками. Если рассматривать потенциал ИИ в качестве расширения человеческих возможностей, дополнения и повышения качества результатов труда, то в контексте повышения эффективности производственного процесса ИИ не будет равных. Однако при рассмотрении технологий ИИ как полной замены человеческого труда, возникает опасность того, что ИИ станет причиной возникновения серьезных изменений в экономических, правовых и этических основах современного общества.
Список используемых источников: