ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АФРИКЕ
Автор: В.В. Шпинёва, А.В.Малышко
Источник: Интеграционные процессы в Африке
// Актуальные вопросы мировой экономики: материалы II-й Научно-практической
конференции, г. Донецк, 18 марта 2020 г. / отв. ред. Г.А. Шавкун / ГОУВПО
«ДОННТУ». – Донецк : ДОННТУ, 2020. – с. 169-173.
Аннотация. Дано определение экономической интеграции и примеры её
реализации в Африке. Очерчены вопросы нового африканского регионализма, сделан
вывод о неприменимости западных рецептов интеграции в Африке.
Постановка проблемы. Для начала необходимо
понять, что же такое экономическая интеграция. Экономическая интеграция -
стандартизация экономической политики между различными странами через частичную
или полную отмену тарифных и нетарифных ограничений в торговле, происходящую среди
них до их интеграции [1].
Уже с рубежа 1950-1960-х гг. появляется стремление к сплочению африканских
стран, когда после провозглашения политической независимости создается первые
интеграционные объединения. Тогда экономическая интеграция представлялась как
инструмент преодоления экономических проблем, раздробленности и увеличения
значимости континента в мировой экономике. Однако на реализацию поставленных
задач негативное влияние оказали разрыв в уровнях ресурсного обеспечения,
этническая пестрота, наличие государств как островных, так и не имеющих выхода
к морю, что вело к межгосударственным разногласиям в интересах и к акценту на
политике уважения суверенитета и территориальной целостности.
Существенное значение в формировании интеграционных соглашений в
африканском регионе имеет Экономическая комиссия ООН для Африки. В результате,
которой страны начали проводить политику импортозамещения с целью сокращения
зависимости от остального мира и ускорения экономического развития.
Первым интеграционным объединением считается Южноафриканский таможенный
союз, САКУ. В него входили английские колонии – Южная Африка, Ботсвана,
Свазиленд и Лесото. Однако после достижение самостоятельности появилась
необходимость подписания нового договора, что произошло в 1969 г. Позднее к ним
присоединилась Намибия. В рамках пяти
стран-участниц осуществляется свободная торговля товарами, действует общий
таможенный тариф, проводится общая торговая политика по отношению к третьим
странам и свободный транзит грузов.
Однако в 1960-70-х гг. на континенте из-за преобладания дезинтегрирующих
факторов, таких как низкая ступень экономического развития, монокультурность, отличия между странами по
макроэкономическим показателям, маленький объем налоговых поступлений, даже
начальный уровень экономической интеграции – «зона свободной торговли» – не был
достигнут. Хороший пример такой неудачи – создание в 1967, распад в 1977 и
воссоздание в 2000 году Восточноафриканского сообщества из Кении, Танзании
и Уганды [2]. Это является проблемой.
Поэтому цель исследования состоит в том, чтобы на основе
примеров
африканскойэкономической интеграции показать вопросы, которые надо
решить для успешной экономической интеграции на этом континенте в будущем.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Последующий этап интеграционных процессов охватывает период 1980-х гг.,
характеризуется созданием новых объединений с огромным количеством
стран-участниц или активизация интеграционных процессов в ранее созданных
объединениях. Впервые появляется Сообщество развития Юга Африки (САДК),
Межправительственная организация по развитию, Союз арабских стран Магриба и
другие. Тогда полагали, что запуск интеграционных процессов на субрегиональной
основе – это гораздо более легкий путь расширения прав и свобод граждан в
регионе через торговое и инвестиционное сотрудничество.
В 1991 г. африканские государства заключили договор Абуджа, заложивший
основу для создания по истечении 34 лет
Панафриканского экономического сообщества. В его основу леглареализация следующих целей [4]:
1. Ввод единого таможенного тарифа в пределах таможенного союза.
2. Повышение благосостояния общества.
3. Осуществление свободного перемещения товаров и факторов
производства для общего рынка.
4. Формирование экономического союза или сообщества.
Вначале 2000-х гг. новым африканским планом экономического развития
становится «Новое партнерство для развития Африки» - НЕПАД,
созданное для взаимопомощи торгово-инвестиционным связям, на контроль над
национальной экономической политикой. Состоит НЕПАД из двух программ: План
Омега и также Программа партнерства по оживлению экономического развития Африки
в новом столетии. Если задача первой состоит в первую очередь в развития
сельского хозяйства, образования, инфраструктуры, то вторая нацелена на решение
межгосударственных конфликтов, оказание финансовой помощи, разрешение проблем
внешнего долга и привлечении инвестиций.
Соединение двух данных программ послужило причиной реализации общей
программы - Новая Африканская Инициатива, которую ратифицировали
22 июля 2001 года на саммитеглав стран-участниц «Организации африканского
единства». К 2015 году было решено осуществить последующие установки:
− построение траекторий выхода из бедности более половины населения;
− обучение детей, достигших школьного возраста;
− установление равенства между полами для получения среднего и начального
образования;
− снижение показателя детской смертности на 2/3;
− реализация национальных стратегий развития с учетом сохранения
экологических ресурсов и экосистем.
Для воплощения в жизнь намеченных целей обязателен темп экономического
роста как минимум 7% каждый год в течение 15 лет. Тем более, нужно
применять такие меры как сохранение мира на всем континенте,
развитие человеческих ресурсов, сельского хозяйства, привлечение зарубежного
капитала, получение доступа на мировые рынки и уменьшение разницы в уровнях
развития инфраструктуры.
Уже в 2000-х гг. все африканские группировки достигли начального уровня
экономической интеграции – зоны свободной торговли – в полной мере, хотя
по плану эта цель должна была быть достигнута только к 2017 году.
Мы можем заметить, как за регионализмом в Африке закрепляется новое
значение, но существуют конкурирующие представления о целях и структуре
региональных интеграционных механизмов.
С одной стороны, есть те, кто утверждает, что из-за плохой истории
региональной экономической интеграции африканские страны должны забыть
теоретические схемы панафриканского типа или неоколониальный тип. Надо заменять
их более простыми, дешевыми, более производительными и более экономичными
моделями интеграции через проекты - выбор приоритетных секторов для
развития и определение конкретных проектов в каждом секторе, которые должны
осуществляться на общинной основе при возможной финансовой поддержке извне.
С другой стороны, среди сторонников определенного регионализма есть
скептики, которые нацелены на содействие торговле, активное
участие частного сектора в рамках «легких» институциональных структур.
Наконец, существует традиционная модель африканского регионализма
«сверху-вниз», поддерживаемая Организацией Африканского Единства и одобренная
главами африканских государств, которая имеет прочную основу и в значительной
степени политическое значение [4].
Всё это идёт на фоне переориентирования Африки на активное экономическое
взаимодействие с Китаем и Индией при изменении характера и масштабов её связей
с традиционными партнерами – государствами Европейского Союза и США. Как
отмечает известный российский африканист Л.Л. Фитуни,
«Африка превратилась в приоритетную территорию геостратегического соперничества
Китая и США», а бывшие метрополии (Франция, ЕС в целом и особенно
Великобритания) стремятся «отвоевать несколько утерянные позиции» в Африке [5].
Основные результаты исследования. Чтобы новые региональные группировки в Африке могли играть определенную
роль в решении проблемы продовольственной безопасности, их необходимо поставить
на более прочную основу. В рамках нового регионализма должны быть рассмотрены
следующие вопросы, которые частично объясняются плохим прошлым:
1. Пересекающийся членский состав конкурирующих групп с тем,
чтобы обеспечить четкую политическую приверженность конкретным группам стран.
2. Для того чтобы общий рынок мог функционировать своими
членами, по крайней мере, необходимо быть в состоянии мира. Войны и конфликты в
ряде африканских регионов, которые разрушили транспортные сети, связь и другую
базовую инфраструктуру, необходимо урегулировать мирным путем.
3. Необходимо найти пути вовлечения частного сектора в процесс
интеграции. Неследует ожидать, что все группы частного сектора будут
выступать за региональную интеграцию. В некоторых странах фермеры могут
опасаться ценовой конкуренции со стороны других стран региона и могут занять
протекционистскую позицию.
1. С учетом различий в экономической важности,
существующих между членами некоторых группировок, необходимо найти новые
инструменты политики для устранения опасений экономической поляризации,
например, многосегментные механизмы
(позволяющие более слабым членам проводить либерализацию), компенсационные
схемы, региональные инвестиционные банки или фонды.
2. Необходимо укреплять механизмы урегулирования споров и
изыскивать пути обеспечения доверия к политике. Инвесторы должны быть уверены в
том, что меры по интеграции не будут отменены и что барьеры на региональных
рынках не будут восстановлены одновременно.
Выводы. Подводя итог вышесказанному,
можно сделать вывод, что африканская интеграция появилась в первую очередь как
результат обретения независимости от метрополий. Из-за данной
ситуации основные экономические проблемы так и не были решены. Более того,
экономическая интеграция в своем изначальном виде также не была
достигнута, так как главная цель - передача части функций руководителя другим
управляющим для достижения конкретных целей организации - не была достигнута.
Использование на практике западных концепций не было возможным в силу их
непригодности для условий континента. Однако с 1980-х гг. стали
осуществляться «исконные» африканские теории экономической интеграции, которые
имели бóльший успех.
Список литературы
1. Костюнина Г.М. Интеграционные группировки в
Африке/Международная экономическая интеграция: учеб. пособие под ред. Н.Н.
Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006. – 420 с.
2. Долгов К.Д. Причины неудачи региональной интеграции в
Восточной Африке в 1970-х годах ХХ столетия // Конфликтология / nota bene. – 2017. – № 3. –
С. 50 - 66 Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23908 (дата
обращения: 15.02.2020).
3. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л.
Экономика Африки в условиях надвигающейся второй волны экономического
кризиса [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2012. - №4. -
С. 105–112 Режим доступа: http://www.m- economy.ru/art.php?nArtId=4302
(дата обращения: 01.03.2020).
4. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап
// Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 4. - С. 34-50.
5. Морозенская Е.В. «Новый
регионализм» в Африке: форма приспособления к глобализации или попытка
противодействия современному неоколониализму? // Контуры глобальных
трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. - Т.12. - №4. - С. 209–227.