Авторы: Яковченко A.A., Портнова Г.А.
Источник: Финансы, учет, банки. Тезисы докладов и выступлений V международной научно-практической конференции молодых ученых (6-7 декабря 2023 года) / общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Егорова П. В. – Донецк: ДонГУ, 2023. – С. 60-64.
Многообразие и сложность социально-экономических процессов требуют разработки подходов к управлению ими в условиях современных трансформаций, противостояния экономических систем государств. Теория и практика управления социально-экономическими процессами исследованы в работах ученых-экономистов А. А. Воробьева, А. Л. Гапоненко, М. В. Кангро, А. М. Киселевой, С. Н. Котенковой, Е. Д. Копытовой, В. Н. Лавриненко, Л. М. Путиловой, Б. А. Райзберга, М. В. Рыбкиной, М. В. Савельевой и др. Вместе с тем, формирование финансово-кредитного механизма управления социально-экономическими процессами требует углубления и совершенствования.
Под социально-экономическими процессами понимаются сложные, постоянно изменяющиеся, непрерывные процессы создания и функционирования социально-экономической системы, ее отдельных секторов [1]. Управление социально-экономическими процессами представляет собой систематическое целенаправленное воздействие государства на эти процессы с целью обеспечения желательных изменений в экономике и социальной сфере [2]. Общие и специфические функции управления социально-экономическими процессами представлены на рис. 1.
Рис. 1. Функции управления социально-экономическими процессами
На начальном этапе на основе статистических данных за предшествующие периоды выполняется анализ социально-экономических процессов, дается их оценка. Прогнозирование тенденций развития социально-экономических процессов позволяет предвидеть перспективы и разработать научно обоснованные стратегические планы и программы. Их реализацию возможно обеспечить с помощью организации экономического регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. Реализация на практике принятых управленческих решений позволяет на конечном этапе осуществлять контроль, что является основанием для реализации следующего витка непрерывной спирали управления.
В целом, управление социально-экономическими процессами в стране осуществляется с помощью реализации государственной экономической политики [3], основные составляющие которой представлены в табл. 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Важное место среди них занимает финансово-кредитная политика, проводимая государством, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе действующего законодательства, а также привлечением кредитных ресурсов, их вложением в разные секторы экономики [4]. Финансово-кредитная политика включает в себя: бюджетно-налоговую политику; таможенную политику; денежно-кредитную политику, валютную политику; страховую политику; политику финансирования социальной сферы; политику управления государственным долгом.
При этом финансово-кредитная политика рассматривается как самостоятельная составляющая экономической политики государства, а также является средством реализации государственной политики во многих областях общественной жизни: социальной сфере, экономике, международных отношениях, военной реформе. Она должна быть направлена на формирование максимального объема финансовых ресурсов, так как они являются материальной базой развития социально-экономических процессов, и ориентирована на обеспечение финансово-экономической безопасности государства [5].
Финансово-кредитная политика осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма (рис. 2), представляющего собой совокупность установленных государством видов, форм и методов организации финансово-кредитных отношений [6]. К функциональным подсистемам финансово-кредитного механизма относятся: финансовые методы, финансовые инструменты, способы финансового обеспечения. Финансовые методы включают: финансовый учет, финансовый анализ; финансовое прогнозирование; финансовое планирование; финансовое регулирование, финансовый контроль. Способы финансового обеспечения включают различные источники финансовых ресурсов для выполнения поставленных целей (собственные, заемные, бюджетные средства, лизинг, факторинг и др.).
Рис. 2. Финансово-кредитный механизм управления социально-экономическими процессами
Финансовые рычаги - это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты, ставки. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций - пени, штрафы и т.д.
Реализация финансово-кредитного механизма осуществляется через воздействие функциональных и обеспечивающих подсистем, а также финансовых рычагов на формирование финансово-кредитных отношений в реальном, непроизводственном и финансовом секторах экономики, и направлено, в конечном счете, на достижение требуемых изменений в социально-экономических процессах.
Таким образом, управление социально-экономическими процессами предполагает выполнение общих и специфических функций, требует разработки и реализации разных составляющих государственной экономической политики, задействования соответствующих механизмов, важнейшим из которых является финансово-кредитный, имеющий в своем арсенале значительное количество действенных методов, рычагов, инструментов.
1. Управление социально-экономическими процессами : учебное пособие / сост. : М. В. Рыбкина, М. В. Кангро. – Ульяновск : УлГТУ, 2023. – 190 с.
2. Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015 – 336 с.
3. Хамалинская, В. В. Государственная политика в области управления социально-экономическими процессами в современной России / В. В. Хамалинская, Н. А. Гузь // Сибирская финансовая школа. – 2023. – № 1(149). – С. 115-120. – DOI 10.34020/1993-4386-2023-1-115-120. – EDN RSMONE.
4. Нешитой, А. С. Финансово-кредитная политика - основная составляющая экономической политики / А. С. Нешитой // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2015. – Т. 191, № 2. – С. 137-143. – EDN LZOMUH.
5. Кайтмазов, В. А. Угрозы финансово-кредитной и налоговой политики в системе угроз национальной экономической безопасности / В. А. Кайтмазов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 3. – С. 155-157. – DOI 10.56539/20733305_2022_3_155. – EDN AMWZGC.
6. Шаталов, М. А. Формирование финансово-кредитного механизма регионального развития в условиях политики импортозамещения / М. А. Шаталов // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 2(69). – С. 124-132. – EDN YGCQND.