Аноприенко А.Я.

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ


С 6 по 7 февраля в институте прошла очередная научно-методическая конференция “Компьютерные технологии обучения и управления вузом”. Как на пленарном заседании, так и на секционных (автор присутствовал на секции “Компьютерная графика и САПР”) было сделано много безусловно интересных и информативных докладов, диапазон тем которых простирался от студенческих разработок и насущных кафедральных проблем до почти фантастических перспектив использования в обучении “мультимедиа” и “киберпространств”.

Основные впечатления следующие: во-первых, в институте имеется достаточно серьезный научный потенциал для перехода в ближайшем будущем на качественно новый уровень компьютеризации, во-вторых, этот научный потенциал основательно подкреплен энтузиазмом очень многих сотрудников и студентов в деле освоения тех колоссальных новых возможностей, которые предоставляют пользователю современные персональные компьютеры, и в третьих, становится очевидной необходимость в основательных качественных изменениях процесса компьютеризации в нашем вузе. Последнее требует пояснения.

Что мы имеем в институте сегодня? Вычислительный центр, основу парка которого составляют ЕС ЭВМ, довольно исправно функционирующие благодаря усилиям инженеров ВЦ, но воплощающие собой идеи и технологию вычислительной техники многолетней (причем, в некоторых случаях под “много” следует понимать 10 и гораздо более лет) давности. К тому же суммарная вычислительная мощность всех установленных ЭВМ не превышает нескольких миллионов операций в секунду. Для сравнения: практически каждый крупный технический вуз в США и Западной Европе имеет в своем ВЦ вычислительные мощности порядка миллиардов и десятков миллиардов операций в секунду, т.е. разница в тысячи и десятки тысяч раз. При всех всех наших проблемах сегодня это по-видимому своего рода рекорд отставания. Далее, в ДПИ установлено в общей сложности примерно 600 персональных ЭВМ, из которых только 250 являются ИБМ-совместимыми. Опять же для сравнения: в мировом парке ПЭВМ доля ИБМ-совместимых машин составляет почти 80 процентов, в связи с чем именно этот тип ЭВМ наиболее полно обеспечен программно, порой на много порядков лучше, чем другие. И последнее, интеграция средств ВТ в институте, т.е. объединение их в единые сетевые комплексы и использование их коммуникационных возможностей, находится на самом низком уровне. Применительно к современным компьютерным технологиям это равносильно непризнанию телефона как средства человеческого общения и довольствованию голубиной почтой. Можно и дальше было бы продолжить в таком же духе, но достаточно. Такие сравнения и сетования у нас уже изрядно всем надоели.

Что же можно и нужно сделать практически, чтобы заметно изменить наблюдаемую сегодня ситуацию к лучшему?

Во-первых, учитывая нашу нынешнюю жесткую ограниченность в средствах, необходимо добиваться максимально возможной унификации используемых аппаратных и программных средств. На первом этапе ориентироваться следует на ИБМ-совместимые ПЭВМ (они, как правило, дороже других, но лучше иметь числом поменее, а качеством получше, да и всем известно, что скупой платит дважды) и программные средства для среды МС ДОС. Это с одной стороны откроет доступ к тысячам уже разработанных программных продуктов, а с другой - обеспечит потенциальный интерес к разрабатываемым Вами программам со стороны сотен тысяч счастливых владельцев подобных ЭВМ. На следующем этапе надо готовиться к обязательной встрече с многооконными графическими средами и операционной системой Юникс, которые в 90-х годах постепенно станут стандартами для всех типов ЭВМ и вычислительных сетей (что, правда, не исключает их мирного сосуществования с МС ДОС).

Во-вторых, необходимо приложить существенные усилия для качественного повышения уровня информационной культуры в институте с целью создания условий для эффективного использования в ближайшем будущем сетевых возможностей вычислительной техники. Имеется в виду прежде всего следующее: создание уже сегодня разнообразных баз данных и электронных библиотек, которые могут стать информационной основой будущей институтской сети и заинтересуют в ее развитии как можно большее количество сотрудников. Такими базами данных могут быть, например, следующие: аннотированный каталог институтской библиотеки, аннотированный каталог учебных курсов и научных разработок, библиотека свободно распространяемых программ, библиотека электронных публикаций и программной документации и т.д.

В-третьих, требуется создание соответствующей технической и организационной инфраструктуры. Технические вопросы охватывают как закупку соответствующих технических средств (сетевых контроллеров, модемов и т.п.), так и прокладку соответствующих коммуникаций. Организационных вопросов, возможно, даже больше: здесь можно назвать организацию институтского фонда программ и информации на машинных носителях, организацию рабочих групп по подготовке баз данных и решению организационных и технических вопросов по подключению к региональным, общегосударственным и международным сетям и банкам данных, сюда же можно отнести обучение сотрудников использованию современных программных средств и прочее.

Естественно, для этих целей потребуется и поиск дополнительных источников финансирования, и широкое привлечение студентов для выполнения вспомогательных работ. Но так или иначе, рано или поздно решать все эти вопросы придется. Лучше раньше, ибо это все связано с престижем института, а престиж в условиях рынка связан в конечном счете с выживанием.


Аноприенко А.Я. Размышления после конференции. // Донецкий политехник. - Февраль 1992. 

 

© Аноприенко А.Я.Первая инсталляция страницы: декабрь 1997 г. Основные модификации: март 1999 г., октябрь 1999 г.