А.Я. Аноприенко, доцент кафедры ЭВМ ДонГТУ

ДонГТУ в Интернет: Как создать свои страницы в WWW


Понятия Интернет и WWW (World Wide Web - "всемирная паутина") сегодня стали уже не просто модной темой для разговоров, но и реальностью, которая заставляет множество людей и организаций во всем мире менять не только свои взгляды на информационную реальность, но и методы своей работы. Все идет к тому, что через несколько лет те фирмы, университеты и специалисты, которые не представлены достойно в Интернет, будут иметь от этого ощутимый ущерб и для цивилизованного сообщества как бы перестанут существовать. Более того, если линейно экстраполировать нынешние тенденции в будущее, то примерно к 2007 году бумажные носители информации сойдут на нет, полностью уступив место электронной форме представления информации.

Учитывая значение и актуальность технологии WWW для такого университета как ДонГТУ, этой публикацией мы открываем серию статей ознакомительного и методического характера по основным вопросам использования и развития компьютерной информационной инфраструктуры Интернет.
Так как освоение пассивного просмотра информации в Интернет у большинства преподавателей и студентов особых проблем не вызывает и является в конечном итоге личным делом каждого, то данную серию статей решено начать с вопросов активного использования возможностей Интернет, т.е. с подготовки Web-страниц. Ведь именно от этих знаний и навыков будет в ближайшем будущем зависеть "информационное лицо" нашего университета.
Что такое Web-страница
Web-страница - это иллюстрированный текст со специальной разметкой, который называется HTML документом и может быть размещен на каком-либо сервере Интернет для непосредственного просмотра с помощью специальных программ, которые называются броузерами (т.е. в буквальном переводе "просмотрщиками"). Файл, содержащий HTML д или .html. Вас ни в коем случае не должно удивлять, что за скромным названием Web-страница могут скрываться не только действительно небольшие информационные странички, но и колоссальные информационные массивы взаимосвязанных HTML документов.

Что необходимо, чтобы создать свои Web-страницы

Вопреки расхожему заблуждению для создания Web-страниц совершенно не обязательно иметь доступ к сети. Все известные программы просмотра могут открыть файл с документом, находящийся на жестком диске вашего компьютера (в Netscape, например, для этого из меню "File" надо выбрать пункт "open File"). Поэтому, даже если вы не планируете в ближайшее время установку своих Web-страниц в Интернет, вы все равно можете начать формирование своей страницы на своем автономном компьютере, рассматривая ее прежде всего как удобную персональную информационную систему. А как только появится возможность или созреет необходимость, вы можете быстро установить созданную страницу или ее фрагменты на каком-либо сервере WWW для всеобщего обозрения.
На сегодня можно выделить три основных способа создания гиперстекстовых страниц для размещения на WWW.

Первый способ предполагает знание языка HTML (HyperText Markup Language), который является не языком программирования, как некоторые ошибочно полагают, а всего лишь языком разметки текста, позволяющим из обычного текстового файла получить гипертекстовую Web-страницу. Поэтому в последнее время чаще говорят не о языке, а о формате HTML, как специальной форме представления информации для WWW. Для компоновки Web-страничек в этом случае можно использовать любой текстовый редактор, сохраняющий "только текст", т.е. текст без символов форматирования, установки шрифтов и т.д. Например редактор Norton Commander в DOS или Notepad в Windows, редактор vi в UNIX. Несколько лет назад этот способ создания Web-страниц был практически единственным, что предполагало участие в этом процессе преимущественно профессионалов, освоивших все тонкости HTML. На сегодня ситуация к счастью изменилась, и создание Web-страниц при использовании средств, описанных далее, стало доступным для всех пользователей персональных ЭВМ.

Второй способ предполагает использование программных продуктов такой всемирно известной фирмы как Microsoft. Этот путь для непрофессионала является, пожалуй, наиболее естественным, так как с вероятностью 99 % на вашем компьютере стоит операционная система и другие программы фирмы Microsoft. Последняя версия популярного текстового редактора Word этой фирмы, входящая в комплект Office'97, позволяет при сохранении любого файла просто выбрать формат HTML и получить желаемую Web-страницу, которую с помощью специального меню в этом редакторе можно насытить необходимыми ссылками и элементами оформления. В случае, когда возможности Word'97 покажутся недостаточными для реализации всех ваших замыслов, можно воспользоваться специальным редактором от Microsoft, который называется FrontPage Editor и позволяет сделать для WWW практически все, что можно вообразить. Единственным недостатком упомянутых редакторов является, пожалуй, лишь некоторая недоработанность в них функций, связанных с созданием Web-страниц, что выражается в первую очередь в определенной громоздскости создаваемых файлов и в опасности различных непредсказуемых проявлений при просмотре полученных файлов с использованием программных продуктов других фирм. Поэтому на ближайшее время можно рекомендовать проверку и доработку полученных таким образом Web-страниц с помощью продуктов фирмы Netscape, остающейся признанным лидером и авторитетом во всех вопросах, связанных с WWW.

Третий способ является на сегодня наиболее простым и надежным. Он предполагает использование программы Netscape Navigator в вариантах Gold или Composer. Эти версии знаменитой программы просмотра Web-страниц имеет также возможности редактирования HTML-файлов. К основным преимуществам данного редактора можно отнести следующие: он содержит только самое необходимое и поэтому чрезвычайно прост в освоении и удобен в работе, все функции выполняются быстро и надежно, результирующие файлы имеют минимальный объем и не таят в себе никаких неожиданностей.
 

Как оформлять свои Web-страницы

Самой общей рекомендацией здесь может быть банальное: "скромно, но со вкусом". Желательно помнить следующие моменты.

Во-первых, современные программные средства представляют богатейшие средства по оформлению своих материалов, включая различные шрифты, цвет, фоновые текстуры, разнообразные графические элементы. Но, используя этот богатейший спектр возможностей, всегда необходимо знать меру. Очень часто хитроумные графические элементы оформления, на которые потрачена масса времени, не только не украшают страницу, но и портят ее своей аляповатостью.

Во-вторых, хорошим способом является оформление своей страницы по некоторому понравившемуся образцу. Образцы эти можно найти как в приложениях к используемым вами программным продуктам (например, много прекрасно оформленных примеров прилагается к программе MS FrontPage Editor), так и непосредственно в необъятном пространстве Интернет. В последнем случае надо быть осторожным с соблюдением авторских прав. Этот момент пока не стал актуальным для Украины, но в "прозрачном информационном пространстве" лучше с самого начала вести себя цивилизованно.

В-третьих, ваша начальная страница должна быть максимально информативной и оформляться наиболее тщательным образом, но быть при этом максимально компактной и простой, желательно объемом не более 10-15 Кбайт, иначе у большинства обычных пользователей Интернет просто не хватит терпения дождаться окончания ее загрузки при нынешнем состоянии линий связи. Хорошим тоном является многоязычность начальной страницы, максимально расширяющая круг потенциальных ее читателей. В наших условиях речь может идти о трехязычии: украинском (как атрибуте государственной принадлежности), русском, на порядок увеличивающем читательскую аудиторию, и английском, расширяющем круг потенциальных читателей еще на порядок.

Практически стандартным атрибутом начальной страницы уже стала и фотография автора или владельца страницы (если речь идет о персональных страницах), существенно "оживляющая" материал, и, как показывает практика, значительно повышающая доверие и интерес к представленному материалу.
Картинки и другие нетекстовые компоненты не вставляются в документ непосредственно и хранятся отдельно. Вместо этого в текст вставляется ссылка, указывающая программе просмотра имя файла, содержащего картинку. Об этом необходимо помнить и в том случае, когда приходится что-то копировать из просматриваемых чужих Web-страниц себе в компьютер. Стандартно поддерживаются только форматы картинок GIF и JPEG. Причем первый из этих двух форматов используется в тех случаях, когда недопустима какая-либо потеря информации при кодировании изображений, например, при представлении схем и черно-белых факсимиле. В случае же цветных фотографий предпочтительным является формат JPEG, обеспечивающий чрезвычайно высокую степень сжатия за счет устранения избыточности в кодируемых изображениях. Учитывая пока еще низкую пропускную способность наших каналов связи, изображения, размер которых превышает 10 Кбайт, рекомендуется вставлять в свои страницы только в случае крайней необходимости, а размеры файлов свыше 100 Кбайт следует вообще пока считать недопустимыми для Интернет. В последнем случае тексты необходимо разбивать на отдельные небольшие файлы, а для фотографий - увеличивать степень сжатия при представлении их в формате JPEG.
Что может быть размещено на Web-страницах

Так сложилось, что именно в информационной культуре наших университетов наиболее заметно их отставание от западных (если, конечно, не принимать во внимание нашу нынешнюю материальную нищету, но она трагична для всех, а вот недостаток информационной культуры трагичен в первую очередь именно для университетов). Одной из основных причин этого в недавнем прошлом являлась информационная специфика советского общества с его относительной закрытостью, монополярностью, политикой Главлита, слабостью полиграфической базы и вечным дефицитом бумаги. Поэтому развитая культура различных справочных и информационных изданий, а также "политика открытых дверей", характерная для любого западного университета, претендующего на достойное место в научно-образовательном сообществе, пока с трудом приживаются в нашем высшем образовании. Но именно инфраструктура Интернет и должна резко ускорить эти процессы, так как благодаря ей наши информационные возможности во многом приближаются практически вплотную к возможностям университетов наиболее развитых стран.

Когда-то, еще в прошлом веке, знаменитый "железный канцлер" Горчаков доказывал соотечественникам, что Европа - громадный резервуар знаний, но моральное право черпать из него все новое и полезное для нашей жизни мы можем получить только в том случае, если сами будем сливать в него наши достижения мысли и науки. В эпоху Интернет актуальность этих слов возрастает многократно. Грубо говоря, мы только тогда можем рассчитывать на уважение в мировом научно-образовательном сообществе, если будем вступать туда не только "активными читателями", но и "активными писателями". Можно вспомнить и известную присказку о том, что обменявшись яблоками, мы будем иметь по-прежнему по одному яблоку, а обменявшись идеями мы уже будем иметь по две идеи.

Главный вывод из всех этих рассуждений состоит в том, что на открытых для всеобщего обозрения страницах можно и нужно размещать все, что не составляет государственной, коммерческой или врачебной тайны, не нарушает чьи-либо права и моральные нормы общества. Но при этом надо конечно не забывать, что в случае Интернет "дурь каждого" видна как никогда ранее.

Прочие же ограничения, привычные для эры бумажной информации, касающиеся объема, формы и вариантов представления материалов, практически снимаются.

Особо следует акцентировать внимание на том, что лицо любого солидного западного университета определяет не только и не столько официальные страницы его факультетов и других подразделений, сколько персональные страницы его преподавателей и студентов, так как именно в университете - "кузнице кадров" - как нигде в другом месте "кадры решают все"!

К информационному минимуму персональной информации относятся фото и краткие биографические сведения, составленные не по принципу "когда родился и женился", а по принципу "где учился и чем занимался". В этот же минимум входит, как правило, и информация о публикациях, проектах и читаемых учебных курсах.

Но наибольший интерес, как показывает практика, составляет то, что преподаватель, специалист или студент размещает сверх информационного минимума. Это могут быть различные учебные материалы, тексты публикаций, коллекции адресов WWW, разнообразные информационные подборки из необъятного океана Internet. В некоторых профессорских страницах приходилось встречать уже и полные тексты монографий в нескольких вариантах со всеми черновыми материалами, и тематические коллекции текстов и изображений с тысячами единиц хранения.



© Аноприенко А.Я., 1997. Публикация готовилась для расширенного варианта "Донецкого политехника"...


© Аноприенко А.Я.Первая инсталляция страницы: декабрь 1997 г. Основные модификации: март 1999 г., октябрь 1999 г.