О вентиляции подземных каналов систем теплоснабжения
Автор:Марченко А.В., Шарапов В.И.
Источник: Сборник научных трудов научно-исследовательской лаборатории «Теплоэнергетические системы и установки», УлГТУ:2009
Автор:Марченко А.В., Шарапов В.И.
Источник: Сборник научных трудов научно-исследовательской лаборатории «Теплоэнергетические системы и установки», УлГТУ:2009
А.В. Марченко, В.И. Шарапов.О вентиляции подземных каналов систем теплоснабжения.Раскрывается проблема возникновения коррозии в трубопроводах теплоснабжения. Предложены мероприятия по ее устранению.
Одной из основных причин, снижающих сроки службы трубопроводов систем теплоснабжения, является электрохимическая коррозия. Для протекания коррозионного процесса необходим контакт металлической поверхности трубопроводов с водой в присутствии кислорода воздуха. Для тепловых сетей наиболее характерны следующие виды коррозии: атмосферная - коррозия металла во влажной атмосфере тепловых каналов, почвенная - коррозия трубопроводов под слоем теплоизоляции, электрокоррозия - коррозия металлов вследствие воздействия блуждающих токов. Ввиду того, что большинство теплотрасс имеет канальную прокладку, то атмосферная и почвенная коррозии являются преобладающими. Это подтверждено результатами инженерной диагностики, проводимой на предприятиях «Мостеплоэнерго» в 1996 г.
Скорость коррозионных процессов при атмосферной и почвенной коррозии зависит от степени увлажнения поверхности металла, и определяется температурой и влажностью воздуха. Замеры температуры и влажности в тепловых камерах и каналах показали, что средний интервал температур находится в пределах 28 - 34°С, а относительной влажности 65 - 80%. Наихудшие условия наблюдаются в холодный период года во время таяния снегового покрова над теплотрассами. Влага при этом попадает в каналы тепловых сетей. На всех обследованных объектах величина влагосодержания теплоизоляции составила 20 - 30%, что увеличило теплопотери в 2 - 2,5 раза [1].
Непроветриваемая атмосфера в каналах тепловых систем приводит к тому, что в воздухе присутствуют газы, образующиеся от распада орга¬нических веществ, что еще больше увеличивает скорость коррозии. Намокание стен и перекрытий тепловых каналов может вызвать их разрушение. Состояние микроклимата в каналах оказывает влияние не только на скорость коррозии тепловых сетей, но и на величину их теплопотерь.
Одним из способов снижения температуры и влажности воздуха в подземных каналах систем теплоснабжения является их вентиляция. В соответствие со СНиП 41-01-2003 «Тепловые сети» в каналах теплотрасс необходимо предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию. Вентиляция должна обеспечивать как в зимнее, так и летнее время температуру воздуха в каналах не выше 40°С, а на время производства ремонтных работ - не выше 33°С
В научно-исследовательской лаборатории «Теплоэнергетические системы и установки» УлГТУ авторами разработаны и запатентованы решения, позволяющие использовать для вентиляции каналов тепловых сетей дутьевые вентиляторы котлов тепловых электростанций или промышленно-отопительных котельных.
На рис. 1 представлена схема вентиляции подземных каналов систем теплоснабжения с помощью дутьевых вентиляторов котлов ТЭЦ [3, 4]. Она работает следующим образом. Атмосферный воздух с проезжей части городских улиц 1 через воздухозаборные окна 2 вентиляционных камер 3 забирается в подземный канал теплотрассы 4. Далее воздушные потоки способствуют интенсивному тепломассообмену и переносу теплоты и влаги по длине канала 4 и через всасывающий воздуховод 5 подаются дутьевым вентилятором 6 в котлоагрегат 7, где используются в качестве окислителя в процессах горения топлива. По мере вентилирования снижается влагосодержание и температура воздуха в каналах, что позволяет увеличить срок службы теплопроводов.
1 - проезжая часть городских улиц; 2 - воздухозаборные окна; 3 - вентиляционные камеры; 4 - подземный канал теплотрассы; 5 - всасывающий воздуховод вентилятора; 6 - дутьевой вентилятор; 7 - котлоагрегат
При реализации решения, представленного на рис. 1, вентиляционные камеры используются в качестве приточных шахт, а дутьевые вентиляторы котлов - в качестве вытяжных вентиляторов. Таки образом, дос¬тигаются требования СНиП 41-01-2003 [2] к устройству приточно-вытяжной вентиляции в каналах систем теплоснабжения.
Применение разработанных решений позволит решить вопросы с вентиляцией каналов тепловых сетей, оздоровить воздушную среду в городах за счет удаления значительного количества воздуха и его термического обезвреживания в топках котлоагрегатов, а также регенерировать в топках котлов теплоту воздуха, полученную им от теплопроводов при транспортировке через каналы теплотрассы.
При оценке целесообразности использования дутьевых вентиляторов котлов для вентиляции каналов тепловых сетей необходимо выполнить аэродинамический расчет в следующей последовательности:
где ξ1 и ξ2 - коэффициенты местных сопротивлений на входе и выходе воздухозаборной камеры; ρн - плотность наружного воздуха при температуре tн кг/м3; Vвк - скорость забора воздуха в камеру, м/с.
где X - коэффициент трения; l - длина участка канала до следующей воздухозаборной камеры, м; ρв - плотность воздуха в канале при температуре tкан, кг/м3; Vкан - скорость перемещаемого по каналу воздуха, м/с.
где ξ3, ξ4 - коэффициенты местных сопротивлений на входе и выходе вытяжной шахты; Vвдв - скорость забора из шахты воздуха дутьевыми вентиляторами котлов, м/с.
Испытания по определению коэффициентов местных сопротивлений на входе и выходе вентиляционных камер показывают, что ξ1 = 0,72, ξ2 = 1, ξ3 = 1, ξ4 = 0,92 [1]
Расход воздуха, необходимый для вентилирования каналов теплотрасс, L, м3/ч, определяют по формуле
где V - средняя скорость перемещения воздуха в канале и вентиляционных шахтах, м/с; F - площадь поперечного сечения канала, свободного для прохода воздуха, м2, равна
где Fк- площадь поперечного сечения канала, м2; Fm- площадь поперечного сечения канала, занятого теплопроводами и паропроводами, м2
Количество удаляемой из канала вместе с воздухом влаги ΔG, г/ч, можно определить по формуле
где dв, dн - влагосодержания воздуха в канале при температуре 1кан и наружного (поступающего в воздухозаборную камеру) воздуха при температуре 1н соответственно, г/м3.
Наиболее эффективно процессы снижения влажности в каналах будут происходить холодный период года вследствие того, что значение влагосодержания наружного воздуха очень мало. Так, в этот период года средняя температура воздуха для г. Ульяновска составляет -8,9 °С, влажность - 82% [5], что соответствует влагосодержанию 1,65 г/кг. При средней температуре в канале 30 °С и влажности 70 % влагосодержание составляет 19,2 г/кг. Таким образом, при вентилировании каналов тепловых сетей наружный воздух нагревается и насыщается влагой, осушая их поверхности.
После определения общих потерь давления в системе вентиляции подземных каналов теплотрасс необходимо найти дополнительную мощность дутьевых вентиляторов котлов Nдв, кВт, требуемую для преодоления аэродинамического сопротивления каналов и вентиляционных шахт. Она определяется по формуле
где ηв - эксплутационный КПД дутьевого вентилятора; ηпер - КПД передачи; ηп - КПД подшипников.
Найденную по формуле (8) дополнительную мощность нужно сравнить с имеющимся запасом мощности электродвигателей дутьевых вентиляторов котлоагрегатов. Как правило, запас мощности значителен. К примеру, запас мощности двигателя одного дутьевого вентилятора ВДН-26-ИУ котла ТГМ-96Б Ульяновской ТЭЦ-1 при работе на номинальной нагрузке составляет 30 кВт (каждый парогенератор ТГМ-96Б обслуживают два дутьевых вентилятора).
В ряде случаев расход вентиляционного воздуха, забираемый из каналов тепловых сетей, меньше расхода воздуха, необходимого для горения топлива в топках котлов. Для восполнения расхода воздуха до требуемого значения по условиям полного сжигания топлива, можно увеличить количество воздухозаборных камер. Но это мероприятие может привести к повышению значений теплопотерь от трубопроводов тепловых сетей. Поэтому в этом случае рекомендуется оставить у дутьевых вентиляторов воздуховоды забора атмосферного воздуха.
При утилизации в топках котлов ТЭЦ теплоты вентиляционного воздуха годовая экономия условного топлива составляет более 3000 т [6].Таким образом, реализация разработанных решений в системах теплоснабжения позволит снизить температуру и влажность воздуха в каналах тепловых сетей, снизить влагосодержание тепловой изоляции, а также снизить топливопотребление котлами ТЭЦ или производственных котельных.
1. Воронин С.М. К вопросу о вентиляции камер и каналов тепловых сетей // Новости теплоснабжения. 2001. № 8 (12). С. 19-24.
2. СНиП 41-01-2003. Тепловые сети (взамен СНиП 2.04.07-86) - М.: Госстрой России.
2003. 67 с.
3. Патент № 2175745 (RU) МПК7 F 24D 1/00. Способ работы системы теплоснабжения / В.И. Шарапов, В.М. Николаев, В.В. Курьянова - Бюллетень изобретений. 2001.
№ 31.
4. Патент № 2297576 (RU) МПК7 F 23L 15/00. Теплогенерирующая установка / В.И. Шарапов, А.В. Марченко - Бюллетень изобретений. 2007. № 11.
5. СНиП 23-01-99. Строительная климатология (взамен СНиП 2.01.01-82). - М.: Госстрой России. 2000. 66 с.
6. Шарапов В.И., Марченко А.В. Оценка энергетической эффективности технологий утилизации автотранспортных выбросов в топках котлов тепловых электростанций // Теплоэнергетика и теплоснабжение: сб. науч. тр. науч.-исслед. лаб. «Теплоэнерэнергетические системы и установки» УлГТУ. Выпуск 5; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ. 2008. С. 119-128.
. 1999. № 4. С. 72-78.