Персональная страница магистранта кафедры "Менеджмента и хозяйственного права" ДонГТУ 2001г. Эдуарда Савченко:

Виртуальная экономика Украины

Есть три разновидности лжи: ложь,
гнусная ложь и статистика.

Сегодня на страницах многих изданий публикуются различные взгляды на те вещи, которые происходят в современной экономике Украины. Одни из них несколько поверхностны, другие более менее затрагивают глубинные уровни. Цель данной статьи заключается попытаться представить на приемлемом уровне еще один злободневный аспекта экономики Украины. Модель, предложенная ниже, помогает объяснить причины многих современных проблем, которые несмотря ни на какие административные меры, существуют и воспроизводятся во все возрастающем объеме: бартер, неплатежи, многомесячные задолженности по заработным платам и пенсиям, минимальное количество банкротств в стране и т. п. В основе этой модели лежит оригинальная идея американских ученых, согласно которой Украина, впрочем, как и большинство остальных посткоммунистических государств, имеют совершенно уникальный тип экономических систем: их экономики виртуальны. Основой виртуальной экономики является обманчивое представление, согласно которому положение дел намного лучше, чем оно есть на самом деле. Параметры, по которым действует виртуальная экономика, иллюзорны: номинальные цены, объемы продаж, зарплаты, налоги и бюджет не имеют ничего общего с реальностью. Так, по оценкам Гарвардского института международного развития, реальный ВВП Украины составляет примерно 60-65% от декларируемого. Движущим фактором виртуальной экономики является активное стремление избегать денежных платежей, поскольку они выявляют обман и нежизнеспособность системы. Сразу надо сделать оговорку, что виртуальная экономика это не то же самое, что и теневая экономика, поскольку последняя хоть и упрятана от посторонних глаз, но существует реально.

Наглядный способ понять суть виртуальной экономики виртуальной экономики - проанализировать упрощенную модель, включающую четыре сектора: 1) население (Население), поставляющее трудовые ресурсы; 2) государственный сектор (Государство), собирающий налоги и выплачивающий пенсии; 3) конкурентоспособный сектор (Фирма), создающий положительную добавочную стоимость; 4) неконкурентоспособный сектор (Завод), создающий продукцию, затраты на которую выше общественно необходимых либо вообще никому не нужную продукцию. Предположим, что Завод потребляет рабочую силу на 100 грн. от Населения и ресурсы на 100 грн. от Фирмы и выпускает продукт, рыночная стоимость которого равна 100 грн. Таким образом, Завод сокращает стоимость на 100 грн. - однако делает вид, что добавляет стоимость на 100 грн. Для этого он устанавливает цену равную не 100, а 300 грн. Все вокруг принимают этот обман, так как завышенную цену на продукцию можно выгодно использовать при бартерных расчетах и выплате налогов.

Завод оплачивает поставку сырья Фирме, отдавая ей треть готовой продукции и заявляя, что стоимость равна 100 грн. ( На самом деле рыночная стоимость составляет 33 1/3 грн.). Предположим для простоты, что НДС составляет 100%, тогда Фирма просто передает продукт далее государству в счет выполнения своих налоговых обязательств. Завод также выполняет свои обязательства и также в натуральной форме, поскольку оно не согласно на натуральную форму расчета и желает получить за свой труд не менее 100 грн. Но денежная остаточная стоимость продукта Завода всего 33 1/3 грн. Отсюда возникает задолженность по зарплатам. Аналогичная ситуация и с госбюджетом, номинально составляющим 200 грн., а в реальности - 67 грн. Теперь становится понятным, откуда берется задолженность по пенсиям и зарплатам.

С помощью сравнительной таблицы ниже посмотрим, что будет с экономикой, если все вдруг перестанут притворяться.

 

Таблица1.

Сравнение показателей виртуальной и реальной экономик. 

  Виртуальная

Экономика 

 
Реальная

экономика 

 
Объем продаж  400  200 
Прибыль  200 
Норма прибыли  50 
Добавленная стоимость  300  100 
Промышленная продукция  400  200 
Бюджет  200  100 
Доходы населения:   
    Начисленные  300  200 
    Выплаченные  100  100 
Задолженность:  200   200 
    По зарплате  67  50 
    по расчетам с предприятиями  Нет  50 
    по налогам  Нет  50 
    Бюджета  133  50 

Итак, из таблицы видно, что по всем показателям эффективность виртуальной экономики кажется лучше, чем она есть на самом деле. Из этого следует очень важный вывод: виртуальная экономика скрывает нежизнеспособность предприятий, сокращающих стоимость. В этих условиях Завод якобы создает добавочную стоимость в 100 грн., но на самом деле очевидна его убыточность.

Получается, что никто из участников виртуальной экономики не получает никакой видимой выгоды от ее исчезновения. В терминах выше описанной четырехсекторной модели можно сформулировать следующие аргументы. Во-первых, эта идея будет крайне не популярна среди населения. Главная причина этого - непонимание сути экономических процессов и пребывание в плену популистских идей. "Как, опять хотите нас, и без того нищих, обокрасть" - скажет оно в ответ на предложения снизить зарплаты и пенсии до реального уровня. Во-вторых, в штыки идея девертуализации экономики будет воспринята и со стороны предприятий, приносящих положительную добавочную стоимость, так как в их интересах и в дальнейшем занимать то исключительное по влиянию на экономику и политику место, что занимают они сейчас. В-третьих, в сохранении виртуальной экономики заинтересован госаппарат, ибо это позволяет его содержать в недопустимо огромных масштабах. С другой стороны, поскольку роль государства в такой экономике особая (государство - арбитр в распределении стоимости), то это создает благоприятные возможности для злоупотребления чиновниками распределения бюджетных средств. В-четвертых, и это главная причина, в уничтожении виртуальной экономики крайне не заинтересован сектор убыточных предприятий в лице не только работников, но и прежде всего директорского корпуса. По мнению многих специалистов именно последние два субъекта виртуальной экономики с их интересами и делают ее столь распространенным и живучим явлением.

Откуда берутся корни виртуальной экономики? На наш взгляд ее появление обусловлено существованием командно-административной экономики, характеризовавшейся огромными диспропорциями и неэффективностью. Одномоментная либерализация сразу вскрыла связанные с этим проблемы, но не дала инструментов для столь же быстрого их разрешения. В итоге - всеобщая виртуализация экономики. Таким образом, виртуальная экономика - это способ существования прежнего производственного комплекса, доставшегося нам со времен СССР и по существу ни чуть не реформированного, в новых условиях. То есть виртуальная экономика - это результат поспешности и однобокости преобразований, отсутствия в ходе их проведения системности и последовательности.

На основе всего вышесказанного можно сделать определенные выводы. Виртуальная экономика вносит в экономическую жизнь страны огромный негатив. Она меняет саму природу товарно-денежных отношений, поскольку в виртуальной экономике расчеты происходят в неденежных формах. Спрос и соответственно стоимостной поток возникают не там, где это целесообразно, а там, где это можно и легче сделать. Поэтому рынок утрачивает способность к эффективному распределению товаров и аллокации ресурсов. Соответственно полезность общества резко уменьшается. Аналогичная ситуация происходит и на бюджетном уровне. Бюджет есть план государственных расходов, которые показывают приоритеты общества. Это возможно в случае, если бюджет обслуживается денежными средствами. Уплата налогов натурой подрывает это бюджетное качество. Но основное негативное воздействие виртуальной экономики заключается в следующем. Все предприятия в виртуальной системе, могут существовать, не проводя активной маркетинговой и инвестиционной деятельности, не меняя устаревшего оборудования, не внедряя современные элементы менеджмента, не понижая издержки производства, не выпуская новые виды продукции. В итоге получается, что спад в устаревших отраслях и сферах слишком затягивается, а новые отрасли задыхаются от нехватки ресурсов.

Но весь парадокс виртуальной экономики в том, что наряду с негативными сторонами есть один положительный момент. Виртуальная экономика - это предохранительный клапан социально-экономической системы. Виртуальная система возникла как ответ на огромную брешь в нашей экономической политике, начавшейся с всеобщей либерализации. То, к чему, например, Венгрия шла с 1968 г. мы хотели прийти за несколько лет, ограничившись несколькими примитивными мерами. Именно виртуальная экономика не позволила нашей экономике сократится еще больше (и это несмотря на то, что нынешние цифры спада нас просто шокируют). Поначалу эту функцию выполняла сверхэмиссия и гиперинфляция, а затем бартер и неплатежи. Таким образом, виртуальная экономика - это основа стабильности нашего современного общества, но последняя имеет свои пределы, поскольку виртуальная экономика возникла стихийно, она не является элементом целенаправленной политики, она является лишь затягиванием конца, логика ее развития не приведет к появлению нормальной рыночной системы.

Что же остается делать в этих условиях нашей правящей элите? На наш взгляд сейчас особое внимание необходимо обратить в сторону институционально-структурной политики, которая была бы направлена на формирование субъектов хозяйствования с действительно рыночной мотивацией. Прежде всего имеется в виду активизация, рационализация и стабилизация во времени законотворческой деятельности, принятия простых и регламентирующих все стороны деятельности нормативных актов; пресечение коррупции и бюрократизма через административную реформу и общее усиление государства посредством демократизации общества.


Автор: Савченко Эдуард Алексеевич

магистрант кафедры "Менеджмента и хозяйственного права" ДонГТУ 2001г.

Эта статья была опробована на I международной студенческой научной конференции "Экономика и маркетинг XXI в." в ДонГТУ, которая проходила 23 апреля 2000 г.


Назад к библиотеке                    Назад к главной странице