на главную |аннотированные ссылки | электронная библиотека

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Головнева Елена Евгеньевна

«Усовершенствование организационных и нормативных документов в условиях реструктуризации угольной промышленности Украины».

Специальность: «Шахтное и подземное строительство».

Автореферат магистерской выпускной работы.

Руководитель работы: акад. Шевцов Н. Р.

Донецк 2002


Общая характеристика работы.

Актуальность темы

Стабилизация и вывод из кризисного состояния угольной промышленности Украины в значительной мере могут быть достигнуты путем планомерного закрытия отработавших запасы и убыточных (с особо низкими технико-экономическими показателями) шахт. Закрытие выработавших свой срок шахт является необходимым процессом для оздоровления угольной промышленности, действующий во всех горнодобывающих странах мира. Причем этот процесс должен проходить обоснованно, поэтому необходимо создавать новую нормативную базу реструктуризации угольной промышленности Украины. Это будет производиться путем систематизации и нововведений в новый обобщающий нормативно-технический документ по закрытию шахт, разрабатываемый в данное время. Приоритетными являются те предложения для нового документа, которые были разработаны на основании математических расчетов, особенно в части распределения бюджетных средств на финансирование отдельных направлений реструктуризации.

Цель работы

Поэтому целью исследования является разработка предложений для нового нормативно-технического документа по реструктуризации угольной промышленности по поводу рационального распределения бюджетного финансирования и сокращения затрат на закрытие шахт, особенно учитывая напряженность в социальной сфере.

Новизна работы

Предложения будут сделаны на основании результатов решения оптимизационной задачи по построенной экономико-математической модели реструктуризации. Данная модель отличается от уже существующих, тем, что позволяет распределить средства на закрытие шахты по направлениям (погашение выработок, проектирование, экология, социальная защита уволенных работников) наиболее эффективно, с учетом сроков закрытия и бюджетных возможностей.

Практическая ценность

Практическая ценность работы состоит в том, что, используя разработанную модель, можно будет рассчитать затраты на закрытие конкретной шахты: расходы на создание проекта закрытия, физическое закрытие, ликвидацию негативных экологических, социальных и других последствий закрытия.

Методы исследования

Исследование проводилось с помощью методов инженерного, статистического анализа, методов линейного программирования.


на главную |аннотированные ссылки | электронная библиотека

Содержание работы.

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ.

Стабилизация и вывод из кризисного состояния угольной промышленности Украины в значительной мере могут быть достигнуты путем планомерного закрытия отработавших запасы и убыточных (с особо низкими технико-экономическими показателями ) шахт. Отметим, что 98 шахт введены в эксплуатацию в довоенные годы, а 50 - на рубеже 19-20 ст.; 90% ныне действующих угледобывающих предприятий работают без реконструкции и существенной модернизации свыше 30 лет, в то время как обновление в данной отрасли должно происходить максимум через каждые 15 лет. К тому же донецкий уголь залегает на большой глубине. Это самые глубокие и тяжелые разработки в мире, специалисты относят их к категории "С". Во всех странах подземная добыча угля нерентабельна.

Закрытие выработавших свой срок шахт является необходимым процессом для оздоровления угольной промышленности, действующий во всех горнодобывающих странах мира. Например, в г. Бохуме (Германия) - побратиме г. Донецка о бывших шахтах напоминают лишь шкивы с копров, выставленные на специальных пьедесталах с надписями, повествующими, что на этом месте когда-то была такая-то шахта. Однако по многим причинам мероприятия по закрытию шахт в Украине многие десятилетия не практически не проводились. Ликвидация этого упущения вызвала необходимость разработки специальной программы, определяющей меры по поддержке действующих и подлежащих закрытию неперспективных угледобывающих предприятий, которая была утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины № 280 от 28 марта 1997 г. В Донецке была создана Украинская государственная компания по реструктуризации предприятий угольной промышленности "Укруглереструктуризация" (УГКР) , на которую возложена вся организационная работа по подготовке и ликвидации убыточных, бесперспективных закрывающихся шахт.

По состоянию на 01.03.01 в составе закрываемых числилось 76 шахт. Из указанного числа закрыты полностью 52 шахты, выполнена физическая их ликвидация с засыпкой стволов и скважин, разборкой зданий и сооружений технологического комплекса поверхности. Среди закрытых одна из старейших шахт Донбасса - шахта им. Ильича (г. Стаханов), построенная в 1896 г., а также шахты, отметившие свое 100-летие - "Кочегарка" (г. Горловка), "Красногвардейская" (г. Макеевка) и др.

Закрытие шахт связано с решением сложных социальных, технических, экономических и организационных проблем. Рассмотрим их подробнее.

Физическое закрытие шахт предусматривает демонтаж оборудования, линий электропередачи и связи; засыпка стволов и шурфов; обеспечение водоотлива; выполнение мероприятий по ликвидации непригодных строений на поверхности; погашение горных выработок и др.

Среди многих технических задач, которые необходимо решать при закрытии шахт, являются задачи по предотвращению затопления в результате перетоков шахтной воды и метана на поверхность. Значительные масштабы этих явлений обусловлены тем, что в настоящее время шахты Донбасса имеют между собой аэродинамическую и гидравлическую связь, т.е. по существу представляют собой единую систему - Донбасс является одной из крупнейших техногенно-геологических систем. Последствия этого могут быть серьезные. Например, в связи с самоизливом воды на поверхность из шахты им. Тюленина произошло подтопление около 18 га территории г. Краснодона. Аналогичная ситуация складывается по шахтам "Замковская", "Брянковская", им. Ильича, "Центральная-Ирминина", которые имеют между собой гидравлическую связь. Вырывающийся на поверхность после закрытия шахты газ метан начинает добираться до подвалов жилых помещений, в строящиеся и эксплуатируемые подземные сооружения, где создает опасные ситуации возможности взрыва метано-воздушной смеси.

Главным техническим направлением решения этой проблемы является организация передачи общего водопритока ликвидируемой шахты на соседние действующие. Иногда таких шахт несколько, что требует коренной реконструкции водоотлива на действующей шахте. Поэтому физическая ликвидация некоторых шахт приостановлена из-за отсутствия капитальных вложений для реализации проектов по усилению или реконструкции водоотливов на соседних шахтах.

Второй общей проблемой закрывающихся шахт является трудность в извлечении и выдаче на поверхность горного оборудования и средств шахтного транспорта, водоотливных ставов и установок, электросилового хозяйства, рельсового пути, старой металлокрепи. Затраты, связанные с содержанием шахты на период выполнения этих работ, как правило, не покрываются доходом от реализации извлеченного и выданного на поверхность горного оборудования и материалов. К тому же сроки, отводимые на ликвидацию шахт, имеют тенденцию к сокращению.

Третья проблема связана с ликвидацией зданий и сооружений технологического комплекса поверхности. По данным УГКР, объем работ на разборку зданий и сооружений равен 176 235 тыс. грн., что составляет 17,4% от объема затрат на физическую ликвидацию шахт.

Объем зданий и сооружений, подлежащих разборке на каждой из закрываемых шахт, зависит, как правило, от года строительства шахты и последующей ее реконструкции. Например, проектами ликвидации шахты "Ремовская" объем работ по разборке зданий и сооружений поверхности составил 23,1 тыс. м3 , шахты им. Батова - 15,7 тыс. м3, шахты "Панфиловская" -99,2 тыс. м3, шахтоуправления им. газеты "Правда" - 175,9 тыс. м3 , шахты № 6 "Красная Звезда" - 37,0 тыс. м3. Наиболее трудоемкими по разборке являются здания погрузочных угольных бункеров, надшахтные здания, здания вентиляторов главного проветривания, а также здания подъемных машин и котельных с объемными монолитными железобетонными фундаментами. Причем, здания и сооружения, их фундаменты, как и фундаменты под оборудованием, в соответствии с общими требованиями проектов должны быть разрушены до отметки минус 0,3 м от уровня земной поверхности. Разборка отбойными молотками таких элементов, а также с помощью драглайнов (механическое разрушение), как правило, мало эффективна, т.к. требует значительных затрат ручного труда, расхода горюче-смазочных материалов на механизмы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что еще на стадии проектирования и строительства шахты должны быть определены характер и степень воздействия горных работ на окружающую среду (атмосферу, воду, недра, почву, флору и фауну) не только при нормальной ситуации, но и при аварийной ситуации, после физического закрытия. Например, после ликвидации шахт необходимо производить рекультивацию земель, ликвидацию ставков-отстойников, тушение и разработку породных отвалов, или их озеленение. Необходимо устанавливать остаточные воздействия и методы их контроля, дать количественную оценку ущерба окружающей среды в результате работы и последующей ликвидации шахты. Решение этой проблемы лежит в применении природосберегающих технологий.

Блок социально-экономических проблем является наиболее важным среди задач решаемых при реструктуризации угольной промышленности, так как проведение программ по ликвидации горных предприятий происходит очень болезненно, особенно в социальной сфере. Среди экономических проблем, в первую очередь необходимо выделить вопрос поиска достаточного и полноценного финансирования мероприятий по закрытию шахт. Сейчас ощущается острый недостаток бюджетных средств на ликвидацию нерентабельных предприятий и оплату социальных расходов, особенно в так называемых "городах-шахтах", в которых практически нет других рабочих мест. С другой стороны выделяемые средства необходимо максимально эффективно использовать. Для этого следует определить все возможные затраты, возникающие в процессе ликвидации горного предприятия, и минимизировать их. Причем фактические затраты должны по возможности соответствовать проектным, или же превышать их не значительно.

Одним из решений таких проблем может быть организация самоокупаемости части затрат. Например, при извлечении горношахтного оборудования затраты на его демонтаж, подъем, ремонт или какие-либо другие затраты, связанные с этим процессом, должны покрываться (полностью или частично) доходами от возможной реализации этого оборудования по остаточной стоимости.

В условиях экономического кризиса, с учетом распределения производительных сил в Донецком регионе, вопрос закрытия горных предприятий вызывает сильнейшую напряженность в социальной сфере. Решение о ликвидации какой-либо шахты должно приниматься взвешенно, с учетом влияния на социальную сферу.

Говоря о социальной сфере, к проблемам в ней, решаемым в процессе реструктуризации отрасли, следует отнести такие:

  1. обеспечение трудоустройства высвобождающихся работников на других предприятиях в отрасли;
  2. организация выплат пособий и других денежных компенсаций экономически активному населению, которое лишилось основных доходов в результате ликвидации предприятий;
  3. переобучение работников и обеспечение рабочими местами в других отраслях производственной и непроизводственной сферы;
  4. создание независимой эффективно действующей государственной инфраструктуры, которая будет решать вышеприведенные задачи;
  5. финансовая поддержка социальных объектов, находящихся в составе ликвидируемых угольных предприятий, путем передачи их в муниципальную собственность;
  6. осуществление капитальных вложений на социальное строительство, в том числе на новое жилье.

2 ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ.

Приказом Минуглепрома от 13 марта 1996 г. в Донецке была создана Украинская государственная компания по реструктуризации предприятий угольной промышленности "Укруглереструктуризация" (УГКР), на которую возложена вся организация работ по подготовке и ликвидации убыточных, бесперспективных, закрывающихся шахт. Эта компания приняла на себя от производственных объединений по добыче угля функции по ликвидации шахт, подлежащих закрытию, и организовала финансирование этих работ, как основной заказчик по ликвидации шахт и предприятий отрасли.

На основании данных этой компании была сформулирована задача оптимизации распределения средств на закрытие шахт. При ликвидации горного предприятия можно выделить следующие направления возникающих затрат:

    -физическая ликвидация;

     -затраты на экологию; 

    -проектные работы;

    -переброс воды на другие шахты;

    -ликвидация негативных социальных последствий.

По этим направлениям проводится ряд мероприятий, которые имеют свою сметную стоимость- ее необходимо минимизировать. Также возникает выгода от ликвидации убыточных шахт, выраженная в виде сэкономленных государственных дотаций и отсутствующих убытков шахты- ее необходимо максимизировать. Разработана задача:

3 ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Одним из новых прогрессивных путей решения проблем реструктуризации в социально-экономической сфере является выбор оптимального налогово-дотационного режима взаимных выплат между бюджетом и нерентабельными, но еще работающими угольными предприятиями, которые подлежат закрытию в ближайшем будущем.

Критерий эффективности функционирования таких предприятий состоит в максимизации чистых бюджетных доходов, образуемых за счет налогов и приравненных к ним платежей за вычетом государственного финансирования капитальных вложений, дотаций социального, производственного, экологического и другого характера. В соответствии с приведенным выше критерием эффективности государственного финансирования субсидии работающим шахтам будут целесообразны, если дадут гарантированное увеличение налоговых платежей за счет роста производства в предстоящей перспективе, причем сумма дисконтированных ежегодных дополнительных налогов окажется больше суммы дисконтированных ежегодных субсидий. Если в качестве нормы дисконтирования берется прогноз средней ставки банковского процента или средней нормы прибыли, то, субсидирование дает не меньший эффект, чем размещение таких же средств, в банках под прогнозируемую среднюю ставку банковского процента.

С другой стороны, для обоснованного решения о закрытии конкретного предприятия следует дать оценку сравнительной эффективности его сохранения в течение периода, необходимого для компенсирующего наращивания добычи за счет рентабельного внутреннего производства.

Таким образом, внедрение налогово-дотационного режима работы горного предприятия позволит аккумулировать средства необходимые для его последующей ликвидации. При этом обеспечив:

  1. максимизация чистых (приведенных) бюджетных доходов;
  2. приемлемая норма прибыли для рентабельных предприятий или, по крайней мере, режим самоокупаемости для продолжающих определенное время работу, а впоследствии закрываемых предприятий;
  3. приемлемый уровень оплаты труда работников;
  4. покрытие всех социальных и других ликвидационных расходов в случае закрытия предприятия.

При этом согласуются интересы государства, предприятия и отдельных его работников. Государственные интересы реализуются путем получения налоговых поступлений. Что касается интересов предприятия, то естественной можно считать их заинтересованность в продолжении работы действующих производств, по крайней мере, в режиме самоокупаемости. Интересы работников (при прочих равных условиях) заключаются в стабильном получении несокращающейся заработной платы в предстоящей перспективе (при продолжении работы предприятия). В случае же закрытия предприятия они заинтересованы в компенсации всех издержек по трудоустройству, а также возможных расходов по перемене места жительства.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Дорохов В. А., Шевцов Н. Р., Фам Ван Лам. Современное состояние с закрытием шахт в угольной отрасли Украины /Сборник трудов кафедры СШ и ПС, ДонНТУ - Донецк, 2001
  2. Шевцов Н. Р. Современное состояние и перспективы развития проблемы закрытия шахт /Сборник трудов кафедры СШ и ПС, ДонНТУ - Донецк, 2001
  3. Крушевский А. В. Справочник по экономико-математическим моделям и методам. - Киев: Техника,1982. - 208 с.
  4. Магистерская работа Гишмулата Р.С. Страница магистра выпуска 2001 Гишмулата Р. С.

на главную |аннотированные ссылки | электронная библиотека