Главная страница

УДК 550.83:622.7

Новые подходы к оценке техногенно-экологической безопасности эксплуатации водо-, шламо- и хвостохранилищ с использованием результатов геолого-геофизических исследований

Канд. техн. наук Соболев Е.Г. (ОАО "УкрНТЭК")

The new approach used for emergency situations detection is based on the results of geological and geophysical survey of dikes which is performed using methods of ecological geophysics such as magnetodynamic introskopy,electric detection at the frequencies of 4.88Hz and 2.8 MHz,radiometry and gas survey.

The efficiency of this approach is proved on various facilities in Donbas,Krivbas,Western Ukrain,Uzbekistan and Russia.

 

Существующие подходы к оценкам аварийной опасности эксплуатации дамб (плотин) грунтовых гидротехнических сооружений (ГТС) оговорены в “Правилах безопасности” [1] и в многочисленных ведомственных инструкциях, правилах и т.п.

Согласно требованиям [1] служба эксплуатации ГТС обязана: проводить ППР всего оборудования; ежегодно составлять ПЛА; содержать в исправном состоянии КИА; фиксировать видимые деформации провалов грунтов на гребнях, откосах, ярусах, основаниях; производить ряд других операций.

Однако, анализ проводимых многочисленных операций, согласно правилам [1], на различных ГТС стран СНГ показывает следующее:

    1. по результатам геотехнического контроля ГТС, особенно контроля состояния насыпных грунтов, не выясняется истинная причина происходящих процессов деформаций и просадок (провалов); при этом объективно оценивается только состояние технических средств и устройств (насосные станции, трубопроводы, дренажные колодцы и т.п.).
    2. ПЛА составляются ежегодно без уточнения, в большинстве случаев, даже без знания фактических местоположений аварийно-опасных участков дамб (плотин);
    3. Предрасположенность того или иного участка дамбы (плотины) к авариям объясняется тогда, когда аварийная ситуация наступила и проходит свою последнюю стадию развития (суффозия грунтов на элементах дамбы (плотины), зияющие трещины, промоины);
    4. Возникающие скоротечные аварии на дамбах (плотинах) ГТС, как правило, относят к категории “внезапных”, а причиной свершившейся аварии, в основном, считают нарушение технологии складирования хвостов (шламов), переполнение ёмкостей и т.д., но только не состояние горного массива основания ГТС;
    5. Возможность возникновения экологической катастрофы, согласно [1], рассматривается только на случай разрыва тела плотины, расположенной в овражно-балочной части рельефа; в то же время всем известно, что загрязнённые воды подземными путями могут распространяться на десятки километров от ГТС даже при сохранении целостности дамбы (плотины);
    6. техногенная безопасность эксплуатации ГТС временно обеспечивается путём производства пригрузки откосов первичных дамб (плотин), ярусов из камненабросных материалов, причём размеры пригрузки превышают размеры проектной ширины дамбы (плотины) иногда в несколько раз, например на хвостохранилищах ГОКов Кривбасса. Производство пригрузки не устраняет фильтрации загрязнённых вод подземными путями, т.е. сохраняется экологическая опасность эксплуатации ГТС.

Возросшие требования к экологической безопасности эксплуатации, как правило, требуют новых подходов к оценке техногенно-экологической безопасности эксплуатации дамб (плотин), основанной на результатах геолого-геофизических исследований.

Геолого-геофизические методы должны быть основаны на последних достижениях геологии, геомеханики, геодинамики и геофизики, отличаться мобильностью, повторяемостью, всепогодностью.

Предлагаемые новые подходы к оценке техногенно-экологической безопасности эксплуатации дамб (плотин) водо-, шламо и хвостохранилищ основаны на следующих положениях, подтверждённых многочисленными примерами успешного прогноза скрытой фазы развития аварийных ситуаций на дамбах (плотинах) в различных странах СНГ:

  1. целостность и экологическая безопасность эксплуатации дамб (плотин) и всего ГТС в целом определяется, главным образом, состоянием горного массива основания сооружения [2,3];
  2. современное состояние горного массива определяется составом (веществом), тектоническим строением (структурой), геодинамическими процессами;
  3. горный массив имеет блочное строение, повсеместно блоки стыкуются между собой геодинамическими зонами, которые могут быть представлены складками, разрывами, участками с повышенной трещиноватостью, с аномально-напряжённым состоянием коренных пород (растяжение, сжатие);
  4. на состояние дамб (плотин) ГТС влияют геодинамические зоны (особенно узлы их пересечений); как правило, геодинамические зоны (кроме тектонических нарушений) не выявляются как на стадиях инженерно-геологических изысканий при выборе площадей под строительство, так и на стадиях проектирования и эксплуатации водо-, шламо- и хвостохранилищ [3];
  5. при оценке техногенно-экологической безопасности изучается система [4,5,6]: горный массив в основании сооружения, его тектоническое строение и напряжённо-деформированное состояние; влияние геодинамического состояния горного массива основания ГТС на возникновение и развитие в насыпных грунтах ослабленных и аварийно-опасных участков и возможность свершения аварий; анализ последствий возможных аварий для природной окружающей среды; разработка рекомендаций по предотвращению аварий.

Для решения задач по оценке техногенно-экологической безопасности эксплуатации водо-, шламо- и хвостохранилищ обследуются дамбы (плотины) комплексным подходом: выявление геодинамических зон (линеаментов) по материалам аэрокосмических исследований и геоморфологического анализа топооснов участка поверхности основания ГТС; проведение полевых геофизических исследований с учётом геодинамических зон для определения степени их влияния на насыпные грунты дамб (плотин);

  1. оценка влияния геодинамических зон на состояние дамб (плотин) на возникновение и развитие аварийно-опасных участков на основе многочисленных исследований в различных горно-геологических условиях стран СНГ основывается на следующих закономерностях [2,3]:

Эффективность новых подходов к оценке техногенно-экологической безопасности эксплуатации водо-, шламо- и звостохранилищ обеспечивается использованием результатов комплекса специально разработанных геолого-геофизических методов исследований [2,3]:

Краткая характеристика и назначение геолого-геофизических методов исследований.

Методами геоморфологического (линеаментного) анализа топографической основы рельефа местности выявляются геодинамические зоны (узлы пересечения геодинамических зон) в породах основания. При этом учитывается, что геодинамические процессы в породах основания трансформируются насыпными грунтами дамб (плотин).

Методами магнитодинамической двухвысотной съёмки по продольным и поперечным (относительно продольной оси ГТС) профилям уточняются: местоположение геодинамических зон; степень разуплотнения и обводнения грунтов. Используются протонные и квантовые магнитометры ММП-203, М-33, М-60 [8].

Радиометрической съёмкой по тем же профилям определяется [3]: геодинамическая активность участков сжатия (растяжения) насыпных грунтов и пород основания ГТС; уточняется положение в плане путей фильтрации техногенных вод. Используется аппаратура – эманометр “Радон”, радиоконцентрометр РКП-305 (“Карат”), радиометр РГА-01П с модифицированнм, накладываемым на любую поверхность, датчиком для улавливания альфа-частиц – продуктов распада радона [5,9].

По результатам вертикальных электрозондирований (ВЭЗ) по продольным и поперечным профилям строятся геоэлектрические разрезы по элементам дамбы (гребень, ярусы, основание), где уточняется местоположение и конфигурация разуплотнённых и фильтрующих зон в насыпных грунтах и породах основания, а также уровень техногенных вод [7,10]. Используется комплект электроразведочной аппаратуры “Эра-89”.

По комплексу показателей всех способов геолого-геофизических исследований выявляется и исследуется аварийно-опасная ситуация на ранней стадии возникновения и развития, прогнозируется объём возможных оползней насыпных грунтов, рассчитывается объём фильтрационных потерь техногенных вод в окружающую подземную среду.

Результаты таких исследований позволяют: быстро и эффективно найти средства защиты от загрязнений подземной гидросферы и близлежащих водозаборов; разработать и провести мероприятия по укреплению аварийно-опасных участков дамб (плотин); исключить случаи “внезапных” аварий, тем более с экологическими катастрофами [6].

С использованием новых подходов за последние пять лет оценена техногенно-экологическая безопасность дальнейшей эксплуатации следующих объектов: Объединённое хвостохранилище Алмалыкского горно-металлургического комбината (Узбекистан, Таджикистан), “Белые моря” ОАО “Лиссода” (г. Лисичанск, Украина), хвостохранилища концерна “Ориана” (г. Калуш, Ивано-Франковская обл., Украина), пруд-накопитель ш. Красноармейская-Западная №1 (г. Красноармейск, Украина), шламонакопители Дзержинского фенольного завода (г. Дзержинск, Украинна), шламонакопители Енакиевского металлургического и коксохимического заводов (г. Енакиево, Украина).

Практика дальнейшей эксплуатации полностью подтвердила выводы о техногенно-экологической опасности эксплуатации названных ГТС.

В настоящее время ведётся разработка новых строительных норм Украины “Хвостохранилища” (головная организация УкрНИИВодгео). Соисполнителем ОАО “УкрНТЭКразрабатывается методика применения комплекса геолого-геофизических методов на стадиях выбора площадей под строительство и эксплуатации водо-, шламо- и хвостохранилищ.

В разрабатываемые новые паспорта водо-, шламо- и хвостохранилищ планируется вводить информацию, полученную по результатам геолого-геофизических исследований: о геодинамическом состоянии пород основания; наличие и местоположение аварийно-опасных участков; объём неучтённых подземных фильтрационных потерь.

Выводы и предложения. Необходимо расширять объемы обследований водо-, шламо- и хвостохранилищ комплексом геолого-геофизических методов. Инспекторским проверкам должны предшествовать геолого-геофизические исследования. Паспорта рекомендуется обновлять каждые 4-5 лет. После утверждения руководящих документов по применению геолого-геофизических методов исследований на стадиях поиска площадей под строительство ГТС и при их эксплуатации целесообразно создать региональные специальные подразделения. Эти подразделения с учётом показаний известных КИА и результатов геолого-геофизических исследований проводят оценку техногенно-экологической безопасности водо-, шламо- и хвостохранилищ.

Библиографический список

  1. Правила безопасности при эксплуатации хвостовых и шламовых хозяйств горнорудных и нерудных предприятий /Редкол.: А.М. Ильин и др.// Утв. Госгортехнадзором СССР 22.12.87г. – М.: Недра, 1989.
  2. Соболев Е.Г. Влияние овражно-балочной системы на развитие аварийных ситуаций на грунтовых дамбах (плотинах) водо-, шламо- и хвостохранилищ // Тез. докл. международной научно-технической конференции "Экология химических производств", Северодонецк, "Физ-интер", 1994, с.51-54.
  3. Соболев Е.Г., Воевода Б.И., Савченко О.В. и др. Влияние геодинамических процессов на возникновение и развитие аварийно-опасных участков на дамбах (плотинах) водо-, шламо- и хвостохранилищ //Тез. докл. YI междунар. научн.-техн. конф."Экология промышленного региона", -г. Донецк, 1995, с.79-81.
  4. Соболев Е.Г., Воевода Б.И., Кривенко В.А. Комплекс новых геофизических методов по оценке экологической безопасности эксплуатации водо-, шламо- и хвостохранилищ. //Тез. докл. международной научно-технической конференции "Экология химических производств", Северодонецк, "Физ-интер", 1994, с.52-53.
  5. Соболев Е.Г., Кульченко В.В., Воевода Б.И. и др. Комплекс геофизических и аэрокосмических исследований геологических предпосылок развития глубинных фильтраций загрязненных вод из водо-, шламо- и хвостохранилищ. //Тез. докл. международной научно-технической конференции "Экологические аспекты загрязнения окружающей среды", Киев, 1996, с.100-101.
  6. Соболев Е.Г., Кульченко В.В., Кривенко В.А., Белоус А.Н. Использование результатов геолого-геофизических исследований для ОВОС проекта и эксплуатации водо-, шламо- и хвостохранилищ. //Тез. докл. международной научно-технической конференции "Экологические аспекты загрязнения окружающей среды", Киев, 1996, , с.102-103.
  7. Соболев Е.Г., Кривенко В.А., Сетая Л.Д. др. Опыт применения комплекса геофизических методов для выявления путей фильтрации шламовых вод // Горный журнал, вып.4, М, Недра, 1989, с.57-60.
  8. Патент на винахід (Україна) № 17905А, G01R 33/02, E21C 39/00. Магнітодинамічний спосіб визначення змінювання напруженого стану дамби (греблі). Соболєв Є.Г. - № 95052443, Заявл. 22.05.95. Опубл. 03.06.97.
  9. Патент на винахід (Україна) № 24699 А, G01V 3/00. Спосіб виявлення та дослідження ділянок змінення напруженного стану грунтових дамб (гребень). Соболєв Є.Г., Воєвода Б.І., Савченко О.В. та інші. - 97073786, Заявл. (22) 02.12.97 Опубл. (47) 04.08.98.
  10. Патент на винахід (Україна) № 42050, G01V 3/08, G01V 5/00. Радіометричний спосіб і пристрій реєстрації та дослідження геодинамічних процесів у приповерхневих шарах Землі. Соболєв Є.Г., Воєвода Б.І., Савченко О.В. та ін. - 97074046, Заявл. (22) 30.07.97 Опубл. (46) 15.10.2001. Бюл. №9.

 

Сведения об авторе

Соболев Евгений Григорьевич, 1935г. рождения,

заведующий лабораторией

“Геофизические исследования гидрогеологоэкологических процессов”,

ОАО “Украинский научный центр технической экологии” (ОАО “УкрНТЭК).

 

Тел. (0622) 95-30-21

Факс (062) 345-00-43

e-mail sobolev@ukrntec.com