ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА В ЭКСПЕРТНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ

В. А. Кудинов

Экспертные обучающие системы играют значительную роль в проблемном обучении, которое позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, заставляет их находить нестандартные решения различных задач и проблем.
 
Экспертные обучающие системы должны работать в интерактивном режиме, т.е. обмениваться информацией и выводами с обучаемым в форме диалога. При этом система должна принимать вводимые данные в свободной форме - в виде простых предложений, то есть вести диалог на естественном языке. Это сложная проблема. Очень трудно заставить машину понимать не ограниченную никакими условиями речь на естественном языке. Однако с учетом того, что каждая экспертная система создается для использования в узкой области знаний, подобная технология может быть реализована.
 
Если определить изучаемые темы, ограничить обмен данными только простыми предложениями и ограничить структуру таких предложений до нескольких несложных конструкций, задача окажется сравнительно легко реализуемой.
 
Способность восприятия информации на естественном языке не является необходимой для процессов рассуждения. В тоже время, чтобы машинный диалог был интеллектуальным, он должен обладать некоторыми другими свойствами. Например, когда экспертная система вовлекает обучаемого в диалог для получения базовой информации, задаваемые ему вопросы должны соответствовать скорее ситуации, чем одному из вариантов вопроса из проверочного списка.
 
Кроме того, система должна обеспечивать возможность объяснения своего поведения, чем будет внушать большее доверие обучаемым. Обычно есть два вопроса, которые обучаемый хотел бы для себя прояснить во время работы с системой. Когда система задает какой - либо вопрос, обучаемый может поинтересоваться: "Почему задан этот вопрос? Когда же система приходит к некоторому заключению, обучаемому, как правило, хочется узнать: "Как получено такое решение?"
 
Система должна быть способна ответить на подобные вопросы таким образом, чтобы создавалось впечатление интеллектуального характера рассуждений. В зависимости от того насколько хорошо справится система со своей задачей, обучаемый поверит или не поверит приведенному объяснению.
 
Имеется различие и во времени постановки вопросов. Вопрос "почему" задается в начале, а затем в непредсказуемых местах в процессе рассуждения Вопрос "как" обычно задают в конце, когда рассуждение закончено и система сообщает о результатах. Таким образом, можно выделить следующие три характерные черты интеллектуального диалога
 
1) способность программы понимать предложения на естественном языке, заданные в свободной форме;
 
2) способность программы задавать вопросы, соответствующие ситуации;
 
3) способность программы по запросу объяснять свои заключения.