Главная страница

Электронная библиотека

Перечень ссылок

Результаты поиска в интернете

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





МАГИСТР ГНИТЬКО АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ




"Синтез и исследование систем транспортирования стружки напорными струями СОТС."






Специальность - "Технология машиностроения"






Категория: Автореферат магистерской работы






Руководитель: Нечепаев В. Г.






Донецк - 2002


E-MAIL: gnitko@ukrtop.com

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Одной из актуальных задач современного автоматизированного механообрабатывающего производства является своевременная эвакуация металлической и неметаллической стружки из зоны резания. Отсутствие эффективных средств решения этой задачи во многих случаях определяет значительное снижение потенциальной производительности и точности обработки заготовок.

Значительную актуальность имеет вопрос эвакуации стружки при фрезеровании пазов, фигурных лабиринтов и т.д. Так как отделённая стружка может иметь твёрдость, значительно большую по сравнению с твёрдостью обрабатываемого материала вследствие наклёпа и закалки, то при затягивании её в зону резания в результате циркуляции появляется высокая вероятность затупливания и разрушения режущих кромок лезвий фрезы. Это приводит к потере работоспособности инструмента, снижению его ресурса, точности обработки, повышению шероховатости и увеличению затрат энергии. Решение проблемы обеспечивается своевременной эвакуацией стружки из зоны резания.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Несмотря на наличие значительного числа фундаментальных работ в области триботехники [1] и др., закономерности влияния параметров технологических систем (параметра шероховатости, давления в перемещаемом объёме стружки и влажности) на сопротивление перемещению стружки практически не установлены (в наименьшей мере исследовано совместное влияние этих параметров).

Изложенное определяет необходимость проведения специальных исследований, направленных на определение коэффициента трения стружки в области возможного изменения параметров (режимных и состояние поверхностного слоя рабочих элементов) механо-гидродинамических и гидродинамических систем транспортирования стружки и установление закономерностей его изменения методами регрессионного анализа. (Поскольку механизм процессов, протекающих в зоне контактирования металлической стружки с рабочими поверхностями и её перемещении, исследован недостаточно, в дальнейшем будем говорить о коэффициенте сопротивления движению стружки).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА:

Вопросами в области удаления стружки высоконапорными струями СОТС, исследованиями коэффициента перемещения стружки никто до этого не занимался. Новизна вопросов делает исследования более интересными.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ:

На практике важными вопросами являются качество и себестоимость изделия. Предлагаются также новые направления использования в автоматизированном производстве СОТС, подаваемой в рабочую зону в виде напорных струй:

- принудительное удаление стружки из зоны резания с целью предотвращения ее повторного попадания в рабочую зону. Особую актуальность этот вопрос имеет при фрезеровании глубоких и профильных пазов, фрезеровании лабиринтов и т.д.;

- очистка режущего инструмента от налипшей стружки (метчиков, пазовых и червячных фрез и др.) с целью исключения ее попадания в зону резания;

- очистка инструмента при обработке вязких материалов;

- очистка поверхностей шлифовальных кругов;

- защита от шаржирования поверхностей обрабатываемых заготовок;

- удаление стружки из труднодоступных полостей деталей при сборке;

- транспортирование мелких деталей к месту сборки;

- относительная ориентация и сборка деталей в струйных сборочных автоматах. Преимуществом такого варианта ориентации и сборки является отсутствие жесткого кинематического замыкания между ориентируемой деталью и ориентирующим устройством.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:

Установка для удаления стружки, жёстко связанная с движущимся инструментом станка и располагающаяся вблизи зоны резания, является результатом работы. Другими результатами являются: математическая модель для процесса перемещения стружки вдоль Т-образного паза, экспериментальные исследования коэффициента сопротивления перемещению стружки, определение параметров гидравлической установки (давление и расход).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Методы исследования – математический аппарат, экспериментальные исследования.

ПУБЛИКАЦИИ:

Первоначальные исследования, их ход, результаты неоднократно публиковались в виде статей. Несколько раз участвовал в конференциях с докладами, связанными с темой магистерской работы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Основными пунктами магистерской работы являются:

1.Моделирование процесса транспортирования стружки напорными струями СОТС;

2.Задачи экспериментальных исследований, методика и техника их проведения;

3.Результаты экспериментальных исследований;

4.Общие итоги работы, основные выводы и рекомендации.

Структурная и параметрическая оптимизации рассматриваемых технологических систем предполагает использование зависимостей, отражающих связь между параметрами (состояния поверхностного слоя, режимными и др.) и коэффициентом сопротивления перемещению стружки. Наиболее удобной для практического использования формой представления такой связи являются зависимости вида

, (1)

где - коэффициент сопротивления перемещению стружки;

- параметр шероховатости;

- давление стружки на рабочие поверхности транспортирующих устройств;

- влажность транспортируемого сыпучего материала.

Необходимое давление струи на преграду в виде насыпного массива стружки можно определить из выражения

(2)

где - сумма сил, препятствующих перемещению стружки в пазу; - площадь поперечного сечения паза.

(3)

где - соответственно нижняя, боковая и верхняя составляющие силы сопротивления перемещению стружки в пазу.

(4)

где - диаметр фрезы; - высота фрезы.

В уравнениях для определения нижней, боковых и верхней составляющих силы сопротивления перемещению стружки вдоль паза присутствует коэффициент трения. Он имеет существенное значение при расчете параметров струеформирующих механизмов, зависит от наличия и типа СОТС.

Каждая из составляющих в разной степени влияет на значение коэффициента трения. Наибольшее влияние оказывает параметр шероховатости, меньшее – нормальная составляющая силы давления и наименьшее – скорость перемещения материала.

Рис.1 Схема установки образцов на машине трения (по А.Г. Суслову): 1- индентор; 2 - образец

Для установления зависимости между этими параметрами Сусловым А.Г. [2] были проведены экспериментальные исследования влияния шероховатости на процесс граничного трения при различных скоростях трения и нагрузках. Исследования проводили на специальной машине трения по схеме шаровой индентор–плоский образец (рис.1). Такая схема нагружения позволяет исключить влияния волнистости и макроотклонения на процесс трения

При проведении исследований осуществлялось бесступенчатое изменение нагрузки и скорости скольжения. Шаровые инденторы (d = 15,8 мм) и образцы были изготовлены из прототипа стали ШХ15, термообработанной до HRC 60-62. Поверхность шаровых инденторов была доведена до Rz = 0,08 мкм. Поверхности трения образцов обрабатывали шлифованием или полированием с разными параметрами шероховатости. Эксперименты на трение проводили с непрерывной подачей парафинного масла (вязкость h = 2× 10-3 Н× с/м2 при 37 ° С) в зону трения при фиксированных скоростях (v = 0,3; 0,8; 1,2; 1,5 м/с) и плавно изменяющейся нагрузки от 0 до 500 Н, со скоростью изменения dN/dt = 84 Н/мин.

В результате эксперимента получена зависимость для трения скольжения пары сталь - сталь имеет вид

.(5)

Анализ полученных результатов показывает, что шероховатость поверхности трения оказывает значительное влияние на коэффициент трения. Так, изменение шероховатости в 30 раз приводит к изменению коэффициента трения в 2 раза, в то же время изменение условий трения в 100 раз приводит к изменению коэффициента трения в 1,6 раза. Причем наибольшее влияние на процесс трения шероховатость оказывает при больших скоростях и малых нагрузках. Уменьшение шероховатости во всем диапазоне изменения скорости скольжения и нагрузки приводит к снижению коэффициента трения.

Однако возможности такой установки достаточно ограничены – она предназначена для решения конкретных локальных задач. Поэтому для определения зависимости коэффициента трения от параметра шероховатости, нагрузки в зоне контакта и скорости скольжения при транспортировании стружки напорной струей СОТС, т.е. для пары стружка – сталь, схема проведения эксперимента и самой установки должны быть изменены (см. рис.2).

На токарном станке 1 изменяется частота вращения патрона 2 (n=var) с закрепленным в нем барабаном 3. На барабан наматывается трос 4, соединенный с ящиком 8, в котором находится стружка 14. Ящик имеет боковые стенки, и не имеет дна и крышки. Он прижимается плитой 9 с грузом 10 (P=var).

При вращении патрона трос наматывается на барабан и перемещает ящик 8 по сменной плите 7 (закрепленной на опорной плите 6), значение тяговой силы измеряется тензометрическим динамометром 5. От тензометрического динамометра сигнал передается на тензоусилитель 11, затем на осциллограф 12 для документирования результатов эксперимента, а также одновременно на ЭВМ 13 для обработки.

Рис. 2 Схема установки для проведения экспериментальных исследований: 1 - токарный станок; 2 - патрон; 3 - барабан; 4 - трос; 5 - тензометрический динамометр; 6 - опорная плита; 7 - сменная плита (Ra=var); 8 - ящик; 9 - прижимная плита; 10 - груз (P=var); 11 - тензоусилитель; 12 - осциллограф; 13 - ЭВМ; 14 - стружка различных типов

Проведение эксперимента на представленной установке позволит установить зависимость коэффициента трения от параметра шероховатости, нагрузки в зоне контакта и скорости скольжения при транспортировании стружки напорной струей СОТС в виде (1) и (5). Полученные зависимости будут использованы для оптимального проектирования напорных установок удаления стружки.

При проведении экспериментальных исследований варьированию подвергаются:

    а). шероховатость сменной плиты (Ra=var);

    б). скорость перемещения подвижного ящика (V=var);

    в). масса груза (P=var);

    г). тип стружки и ее основные характеристики (материал, размеры и др.);

    д). отсутствие и наличие СОТС.

Из анализа результатов следует:

1. Тип стружки не оказывает существенного влияния на значение коэффициента сопротивления. Так, при варьировании давления в исследованном диапазоне изменения параметров (без смачивания), значение , соответственно для стали, алюминия и чугуна, составляют: при =0.0025 МПа – 0.82, 0.73, 0.91; при =0.0055 МПа – 0.64, 0.5, 0.64; при =0.0075 МПа – 0.6, 0.47, 0.6; при =0.00975 МПа – 0.51, 0.41, 0.51. При изменении параметра шероховатости в исследованном диапазоне изменения параметров (без смачивания) значения , соответственно для стали, алюминия и чугуна, составляют: при =1 мкм – 0.32, 0.32, 0.363; при =25 мкм – 0.64, 0.5, 0.64; при =100 мкм – 0.82, 0.68, 0.82; при =300 мкм – 0.685, 0.64, 0.75; при =500 мкм – 1.0, 0.73, 0.91;

2.Увеличение параметра шероховатости (при=const=0.0055МПа) приводит к росту значения коэффициента сопротивления. Так, при изменении , в исследованном диапазоне = 1…500 мкм, значения изменяются в пределах: 0.32…1.0 (для стали), 0.32…0.73 (для алюминия), 0.363…0.91 (для чугуна);

3. Увеличение давления в перемещаемом объеме стружки приводит к уменьшению значения коэффициента сопротивления (примерно в 1.8 раза). Так значения изменяются в пределах: 0.82…0.51 (для стали), 0.73…0.41 (для алюминия), 0.91…0.51 (для чугуна);

4. Избыточное смачивание стружки приводит к увеличению значения коэффициента сопротивления для всех типов стружки. При этом значения (соответственно для стали, алюминия и чугуна) равны: при =0.0025 МПа – 1.0, 1.09, 1.18; при =0.0055 МПа – 0.82, 0.82, 0.91; при =0.0075 МПа – 0.8, 0.8, 0.83; при =0.00975 МПа – 0.75, 0.67, 0.74.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Исследованные параметры (, p и ) оказывают существенное влияние на значение коэффициента сопротивления. Наибольшее влияние на коэффициент сопротивления оказывает варьирование параметра шероховатости (увеличение примерно в 3 раза), меньшее - изменение давления в перемещаемом объеме стружки (уменьшение примерно в 1.8 раза), наименьшее - смачивание (увеличение примерно в 1.5 раза);

2. Максимальное изменение значений в исследованном диапазоне варьирования параметров составляет: 0.23…1.36, то есть 6 раз.

Список литературы: 1. Крагельский И.В. Трение и износ.- М.: Машиностроение, 1968.- 480 с. 2. Суслов А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей.- М: Машиностроение, 1987. – 208 с. 3. Власов А.Ф. Удаление пыли и стружки от режущих инструментов. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982.-240 с. 4. Куприн А.И. Гидротранспорт стружки с импульсной подачей жидкости //Станки и инструмент. – 1975. - № 12. - С.11. 5. Прогрессивные технологии и системы машиностроения: Международный сб. научных трудов. – Донецк: ДонГТУ, 2001. Вып. 17. –270 с.

При проведении исследований широко использовались ресурсы интернета.