Автореферат

На главную

АВТОМАТИЗАЦИЯ НА ПЭВМ РАСЧЁТОВ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ И САМОЗАПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЙ

Костин Александр Владимирович

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Kostin_eltf@ukrtop.com

Abstract: A topicality of problem the automation on computer calculation short circuit current and self-loading asynchronous motor is considered. The make state of problem in different branch of industry. The results of using different programmer products on electrical industry. The speciality calculation of short circuit current in voltage under and upper on 1 kV are given. The propose method solving are base on using mathematical MathCAD2000 and graphical AutoCAD2000 software package due to development on modern lines user interface and using inside language programming.


    Согласно нормативным документам расчёты токов короткого замыкания и самозапуск асинхронных двигателей необходимо выполнять как при проектировании, так и в процессе эксплуатации электроэнергетических объектов, например, токи короткого замыкания и проверку оборудования на напряжении 6 и 0.4 кВ необходимо производить ежегодно. Определение токов короткого замыкания необходимо для выбора электрических аппаратов и токопроводов, расчёта релейной защиты элементов схемы электрических соединений электростанции и расчёта ЗУ.
     В настоящее время накоплен огромный опыт расчёта токов короткого замыкания и самозапуска асинхронных двигателей. Разработан ряд программ расчёта указанных режимов для промышленных предприятий, то есть развитие идёт по пути программной реализации математической модели. Организации, занимающихся в этой области используют разные методы пограммной реализации: на DOS, C++, Visual Fortran. Как показал анализ исследований, в России, в большинстве случаев программные продукты пользуются экономическим успехом в связи с внедрением на энергетические объекты. Но обладая большой стоимостью (от 6 до 10 тыс. руб.) их использование украинскими энергетическими предприятиями затруднительно, не говоря о внедрении их в учебный процесс.
    В данной статье рассмотрен способ использования двух программных пакетов для решения поставленной задачи: графический - AutoCAD2000 и язык программирования, способный читать текстовые файлы, в данном случае это Visual Fortran.
     Методом исследования является создание программной реализации математической модели.
    Порядок расчёта токов короткого замыкания в электроустановках следующий: составляется расчётная схема, намечаются места расположения расчётных точек короткого замыкания, определяются расчётные виды и расчётное время короткого замыкания, производится непосредственно расчёт токов короткого замыкания.
    В расчётную схему вводятся все источники токов короткого замыкания (ЭДС), все связи между ними и элементы, за которыми также необходимо найти значения токов короткого замыкания. Схема должна учитывать перспективу развития сетей и генерирующих источников. На расчётной схеме указываются точки КЗ, для которых определяются токи КЗ. Если в расчётной схеме имеются замкнутые контуры, то токи КЗ расчитываются и для режима разомкнутого контура, так как именно в таком режиме через некоторые аппараты и токопроводы могут протекать наибольшие токи КЗ.
    В электрических сетях напряжением 3 - 35 кВ вычисляются токи трёхфазного КЗ, а в сетях напряжением 110 кВ и выше - токи трёхфазного и однофазного КЗ. Токи двухфазного КЗ определяются для проверки гибких токопроводов на схлёстывание и на термическую стойкость аппаратов и токопроводов на генераторном напряжении.
    В зависимости от цели расчёта определяется расчётное время. Электродинамическая стойкость аппаратов и токопроводов оценивается при расчётном времени, равном 0.01 с. Для проверки высоковольтных выключателей по коммутационной способности расчётное время складывается из времени действия быстродействующей релейной защиты, равной 0.01 с, и собственного времени отключения выключателя. Термическая стойкость требует проверки за расчётное время, равное времени отключения и состоящее из времени действия основной релейной защиты (с учётом действия АПВ) и полного времени отключения выключателя (включая время горения дуги).
    По расчётной схеме электроустановки составляется схема замещения. Источники тока КЗ вводятся в схему сверхпереходными ЭДС. Элементы схемы учитываются индуктивными сопротивлениями. ЭДС и сопротивления схемы замещения приводятся к предварительно выбранному напряжению или базисной мощности и представляются соответственно в именованных или относительных единицах. Вычисление токов двухфазного и однофазного КЗ ведётся с использованием метода симметричных составляющих. Требуется знание суммарных сопротивлений обратной и нулевой последовательностей в расчётных точках КЗ схемы электроустановки. Сопротивления определяются путём преобразования соответственно схемы замещения обратной и нулевой последовательностей расчётной схемы.
    Особенности расчёта токов КЗ в системе собственных нужд электростанций напряжением до 1 кВ состоят в необходимости учёта активного сопротивления элементов цепи КЗ, влияния дуги в месте замыкания и токов подпитки от электродвигателей напряжением 0.4 (0.66) кВ механизмов собственных нужд. Учитываются индуктивные и активные сопротивления питающей электрической сети, трансформаторов, реакторов, кабелей, шинопроводов, трансформаторов тока, катушек автоматических выключателей и электродвигателей. Расчёт ведётся в комплексных числах и в именованных величинах (кВ, кА, мОм, кВА, кВт). Ток КЗ в системе собственных нужд состоит из двух составляющих: тока КЗ от системы и тока КЗ от электродвигателей механизмов собственных нужд. От системы определяются токи трёх-, двух-, и однофазного КЗ (за исключением напряжения 0.66 кВ). Токи КЗ от электродвигателей собственных нужд вычисляются при трёхфазном КЗ.
    ПУЭ допускают вести расчёт токов КЗ для начального момента времени. Возможны два способа расчёта токов короткого замыкания: ручной по аналитическим выражениям (на калькуляторе), и машинный (при помощи ЭВМ) на основе математической модели. Способ немашинного расчёта, обладая большой трудоёмкостью, либо даёт большую погрешность расчётов, либо не исключает ошибок, которые могут быть допущены оператором.
    На кафедре "Электрические станции" разработаны и используются в учебном процессе программные продукты как преподавателей, так и студентов, выполненные в среде MathCAD2000 и AutoCAD2000. Математический пакет MathCAD2000 характеризуется отсутствием трудоёмкой реализации различных вычислительных методов, что не только ускоряет работу, но и позволяет легко использовать при решении целый набор стандартных математических методов и функций, уже встроенных в пакет. Отличительной особенностью среды программирования MathCAD2000 является необычайная лёгкость при построении математических схем моделей и, что особенно важно, наглядное представление протекающих потоков информации.
    Графический пакет AutoCAD2000 позволяет выполнять расчёты во встроенный в пакет язык программирования AutoLisp, то есть рассматриваемые процессы можно сопровождать графическо-математической информацией. Отсутствие возможности работы с комплексными числами в AutoLisp не реализовывает необходимые для расчётов возможности. При поисках был найден альтернативный вариант, который заключается в использовании для написания программ других языков программирования, таких как C++, Visual Fortran, и другие. От AutoCAD2000 в данном случае требуется только передать необходимые данные для расчётов в текстовый файл, то есть графический пакет является своеобразным буфером. Анализ вариантов диалога человек-компьютер, при расчёте вышеуказанных режимов, позволил найти четыре способа передачи паспортных данных оборудования в программу AutoCAD2000, связанную с выполнением расчётов:
    - гиперссылки к записи СБД с выборкой данных из записи с помощью SQL запросов во время выполнения расчётов;
    - занесение данных, выбранных из СБД в виде расширенных данных графических элементов;
    - занесение данных, выбранных из СБД в виде атрибутов блоков;
    - использование штатного интерфейса AutoCAD2000 с СБД с последующей выборкой и корректировкой данных при необходимости.
    Первые три метода обладают в различной степени необходимостью ввода данных с клавиатуры, на что требуется определённое время. Последний вариант позволяет в максимальной степени автоматизировать ввод данных. Пользователю предоставляется воспользоваться всеми возможностями AutoCAD2000 для графического изображения электрической схемы. Выделяя поэлементно графические объекты схемы для дальнейших расчётов необходимо связать их с паспортными данными, которые, в результате проведенной работы, можно не вводить с клавиатуры, а связав графическую интерпретацию схемы с базой данных Access и выделив соответствующую строку базы данных, нажать правую кнопку мыши, тем самым осуществив связь (рис.1).
    Найденная возможность использования штатного интерфейса также предполагает передачу информации об оборудовании в текстовый файл двумя способами: а) comma-delimited format при котором переданные данные будут отображены разделёнными запятой; б) space-delimited format при котором данные будут разделены пробелами (рис. 2).

Рисунок 1

Рисунок 1 - Графическое изображение электрической схемы и выполненная связь с базой данных.


    Штатный интерфейс предполагает обработку данных (с последующим получением результата), полученных в программе AutoCAD2000 как математическим пакетом MathCAD2000, так и языками программирования высокого уровня, в состав которых входят C++, Visual Fortran и другие. В этом случае обязательным является способность языка читать текстовые файлы (расширение *.txt, рис.3).
    Теория самозапуска в настоящее время разработана до уровня, позволяющего решать задачи, предъявляемые практикой. Под самозапуском понимают процесс автоматического восстановления нормального режима работы электродвигателей механизмов собственных нужд после кратковременного нарушения электроснабжения, вызванного исчезновением или глубоким снижением питающего напряжения. Кратковременный перерыв питания электродвигателей наблюдается при отключении рабочего питания и переходе на резервный источник. Кратковременное глубокое снижение напряжения возникает при близких КЗ в системе собственных нужд электростанций.
    После отключения питания или глубокой посадки напряжения происходит снижение частоты вращения электродвигателей под действием момента сопротивления механизмов. В первый момент исчезновения напряжения наблюдается групповой выбег агрегатов собственных нужд, при котором из-за их взаимного влияния частота вращения снижается с одинаковой скоростью. В дальнейшем в соответствии с механическими характеристиками происходит индивидуальный выбег агрегатов собственных нужд.

Рисунок2

Рисунок 2 - Передача данных в текстовый файл.

    При подаче питания осуществляется режим собственно самозапуска электродвигателей собственных нужд, когда частота вращения возрастает. Самозапуск будет успешным, если агрегаты собственных нужд, участвующие в этом режиме, развернутся до рабочей частоты вращения за допустимое время. Успешность самозапуска зависит от времени перерыва питания, параметров питающей цепи, суммарной мощности неотключённых электродвигателей и их загрузки, механических характеристик механизмов и других факторов.
    Самозапуск считается выполненным, если после восстановления напряжения агрегат разогнался до нормальной угловой скорости и продолжает длительно работать с нормальной производительностью приводимого механизма и нагрузкой электродвигателя. Самозапуск электродвигателей позволяет наиболее полно использовать средства автоматизации систем электроснабжения Если повреждение, вызвавшее прекращение питания или глубокое снижение напряжения, бысро ликвидировано действием релейной защиты и устройств автоматики, то при выполненном самозапуске это не является аварией или браком в работе системы электроснабжения. Ущерба практически не возникает. Если же самозапуск не выполняется, двигатели останавливаются, и хотя устройства автоматики сработали, ущерб может быть значительным, особенно при расстройстве сложного технологического цикла (например в химической промышленности).

Рисунок 3

Рисунок 3 - Результаты передачи данных в текстовый файл.

    Самозапуск может происходить после кратковременного глубокого снижения напряжения, вследствие близкого короткого замыкания, отключаемого релейной защитой. При этом в самозапуске будут одновременно участвовать те двигатели, у которых напряжение снизилось до значения вызвавшего снижение угловой скорости. Двигатели всё время остаются подключенными к источникам питания.
    Другим случаем является самозапуск после кратковременного перерыва электроснабжения при срабатывании устройств автоматического ввода резерва (АРВ) или автоматического повторного включения (АПВ). Здесь в самозапуске участвуют одновременно все двигатели, которые при исчезновении напряжения отключались от источников питания и были вновь подключены к ним после действия автоматики.
    Выключатели электродвигателей напряжением выше 1000 В, подлежащих самозапуску, в большинстве случаев во время перерыва электроснабжения остаются включёнными. Двигатели, самозапуск которых не может быть выполнен или не требуется по условиям производства, должны до восстановления напряжения отключиться от сети своими выключателями с помощью минимального реле напряжения, частотных реле и т.д.
    Двигатели напряжением до 1000 В, включенные через магнитные пускатели либо контакторы, в самозапуске не участвуют. Если самозапуск таких двигателей необходим, применяются устройства АПВ контактора (магнитного пускателя), действующие при восстановлении напряжения, либо различного рода задержки, сохраняющие включенное положение контактора.
    Самозапуск асинхронных и синхронных электродвигателей начал применяться на тепловых электростанциях и в настоящее время для всех основных механизмов собственных нужд электростанций различного типа. В настоящее время он получил широкое распространение во многих отраслях промышленности, особенно со сложными непрерывными технологическими процессами (производство аммиака, азотных удобрений, органического синтеза, основной химии, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и др.). Обоснованное применение самозапуска в сочетании со средствами автоматики всегда приводит к повышению надёжности электроснабжения и уменьшению простоев механизмов. В некоторых случаях, кроме того, выполняется снижение эксплуатационных расходов (за счёт уменьшения персонала, снижения потерь электроэнергии и др.) и капитальных затрат. Например, применение самозапуска электродвигателей насосных агрегатов, питающих водой доменные и сталеплавильные печи, позволяет отказаться от сооружения резервного привода (паротурбинного, газотурбинного и др.) и многообъёмных резервных баков (конечно при наличии системы электроснабжения с требуемой надёжностью).
    Самозапуск двигателей постоянного тока в настоящее время не получил широкого распространения, применяется лишь в некоторых частных случаях. Привод постоянного тока, как правило, выполняется регулируемым. При восстановлении напряжения после кратковременного нарушения электроснабжения система регулирования без каких-либо трудностей выполняет разгон двигателя до рабочей угловой скорости при значении тока, не превышающем допустимого.
    Выполнение самозапуска требует комплексного решения вопросов, связанных с работой электродвигателя и его системы управления, электрической сети, а также самого приводимого механизма. В некоторых случаях самозапуск может быть запрещён по условиям техники безопасности или технологии производства. Например, самозапуск может оказаться недопустимым для компрессорных установок, работающими со взрывоопасными агентами. Нецелесообразен самозапуск крановых механизмов и т.д. В тех случаях, когда в самозапуске нет необходимости, но он также и опасен для персонала, могут применяться специальные устройства для его запрета.
    Во всех случаях осуществление самозапуска должно быть обоснованным. Его следует применять только для тех механизмов, для которых он действительно необходим. Главная задача самозапуска - сохранить работоспособность технологической линии или агрегата при кратковременном нарушении электроснабжения. Нужно учитывать, что нередко восстановление питания после его аврийного прекращения происходит в условиях сниженной суммарной мощности источника питания (например, при аварийном отключении одного из двух вводов цеховой подстанции и автоматическом переводе всей нагрузки на другой ввод). Неоправданное увеличение суммарной мощности электродвигателей, участвующих в самозапуске, может в этих условиях привести к отрицательным результатам. В большинстве химических производств на время нарушения электроснабжения бывает достаточно сохранить циркуляцию раствора, необходимую температуру и давление компонентов, чтобы предотвратить кристаллизацию или другие необратимые изменения.
    Если мощность системы электроснабжения достаточна, в одновременном самозапуске могут участвовать все электродвигатели, для которых он необходим. Если же ограниченная мощность системы электроснабжения этого не допускает, то предусматривается несколько ступеней самозапуска, то есть поочерёдный самозапуск нескольких групп двигателей. При этом возникает также вопрос взаимного влияния системы электроснабжения и двигателей, участвующих в самозапуске.
    В зависимости от длительности перерыва электроснабжения возможны два основных случая самозапуска: либо двигатель имеет какую-то остаточную угловую скорость к моменту восстановления напряжения, либо он успевает остановится. Во втором случае необходимо выполнить после нарушения электроснабжения автоматическое отключение выключателя с выдержкой времени при полной остановке двигателя или невозможность приближения персонала к механизму (с помощью ограждений и блокировок), если двигатель не отключён от сети. Указанная выдержка времени должна быть больше, чем время действия всех устройств автоматики.
    Самозапуск электродвигателей имеет следующие основные отличия от пуска:
    1) в момент восстановления напряжения все двигатели или их значительная часть вращаются. Наличие угловой скорости, как правило, обеспечивает повышенный момент вращения двигателя в начале самозапуска по сравнению с пуском (при том же напряжении);
    2) при отключении от сети один или группа двигателей развивают на шинах подстанции остаточную ЭДС Eд. Ток включения двигателя может превышать пусковой ток более чем в 2 раза;
    3) самозапуск происходит, как правило, при нагруженных механизмах, что может приводить к увеличению длительности разгона и повышению температуры обмоток двигателей, обусловленному увеличением тока по сравнению с его номинальными значениями;
    4) в самозапуске, как правило, участвует одновременно группа двигателей, в результате чего в элементах сети растут токи, снижается напряжение на зажимах двигателей и соответственно уменьшается вращающий момент.
    Весь процесс самозапуска можно разделить на два этапа.
    Первый этап - выбег электродвигателей (одиночный или групповой). Одиночным называется выбег, при котором один электродвигатель оказывается отсоединённым от сети и от других двигателей, либо такой, когда другие двигатели, электрически связанные с ним, не оказывают заметного влияния на процесс выбега. Обычно это происходит, если между рассматриваемыми и другими двигателями включен реактор или трансформатор. Выбег одного двигателя, отключённого от сети, называется свободным. Если взаимное влияние отсоединённых от источников питания двигателей велико, такой выбег называется групповым. В основном процесс выбега определяется механическими характеристиками агрегатов. При подпитке двигателями близкого короткого замыкания выбег происходит по более крутой характеристике за счёт возникновения дополнительного тормозного момента.
    Всякий двигатель, отключённый от источника питания, развивает при выбеге ЭДС в обмотке статора. У асинхронных двигателей ЭДС невелика, у синхронных значительна. Чем больше ЭДС, тем больше ток включения при восстановлении напряжения (при неблагоприятной фазе включения). С этой точки зрения желательно иметь достаточно большой промежуток времени до восстановления напряжения, то есть увеличить время действия АРВ или АПВ, с тем, чтобы обеспечить достаточное снижение Eд.
    Второй этап - разгон и восстановление рабочего режима. Разгон происходит при сниженном напряжении, значение которого зависит от параметров сети, разгоняющихся двигателей и прочей присоединённой нагрузки.
    Асинхронный момент, развиваемый двигателями в процессе разгона, пропорционален квадрату напряжения. Самозапуск можно считать выполненным, если при пониженном напряжении избыточный момент двигателя достаточен для доведения механизма до номинальной угловой скорости и если за время разгона температура нагрева обмоток не превысит допустимого значения. С этой точки зрения время перерыва электроснабжения должно быть как можно меньшим.
    Синхронный двигатель в конце второго этапа должен войти в синхронизм. Процесс вхождения в синхронизм зависит в первую очередь от системы возбуждения и значения напряжения, так как синхронизирующий момент пропорционален ЭДС двигателя и напряжению сети. В некоторых случаях синхронный двигатель переходит в асинхронный режим после перерыва питания и тогда не требуется специальных средств для ресинхронизации. В зависимости от конкретных условий различают два основных способа самозапуска: с нагруженным механизмом и с временной разгрузкой механизма.
    Самозапуск асинхронного двигателя с фазным ротором может осуществляться с введеним пускового активного сопротивления в цепь ротора или с замкнутыми кольцами. Поскольку такие двигатели обычно имеют ослабленное крепление лобовых частей обмоток ротора и статора, самозапуск с замкнутыми кольцами может быть применён очень редко и, как правило требует дополнительного усиления этих креплений.
    Для синхронного двигателя различают следующие разновидности самозапуска с нагруженным механизмом:
    а) с глухим подключением возбудителя с форсировкой или без форсировки возбуждения;
    б) с глухим подключением коллекторного электромашинного возбудителя с введением в начале выбега в цепь возбуждения возбудителя сопротивления для гашения поля и снижения тока включения, с последующим шунтированием этого сопротивления в начале разгона;
    в) с введением на время разгона разрядного сопротивления, шунтируемого после достижения подсинхронной частоты вращения;
    г) с реверсированием тиристорного возбудителя в начале выбега с целью ускорения гашения поля и снижения тока включения с последующей форсировкой возбуждения.
    Самозапуск с временной разгрузкой механизма применяется лишь в крайнем случае и только по схеме с введением разрядного сопротивления.
    В проектах электростанций при расчётах режима самозапуска электродвигателей механизмов собственных нужд используются конкретные данные и реальные режимы проектируемого оборудования.
    Время перерыва питания собственных нужд выбирается, как правило, равным 0.7 с при отключении рабочего источника питания действием быстродействующей релейной защиты или в случае ошибочного отключения его эксплуатационным персоналом; 1.5 с при отключении рабочего источника питания действием его максимальной токовой защиты; 2.0 с при отключении трансформатора собственных нужд, имеющего на стороне НН две и более обмоток, действием максимальной токовой защиты, установленной на стороне ВН; 3.5 с при отключении выключателя рабочего источника питания на электростанциях с поперечными связями по пару действием защиты минимального напряжения. Нормами технологического проектирования электростанций рекомендуется время перерыва питания собственных нужд на ТЭС принимать равным 2.5 с.
    Продолжительность самозапуска, как правило, не должна превышать следующих значений: 35 с для электростанций среднего давления, то есть станций с поперечными связями по пару и питательной воде и турбогенераторами мощностью до 110 МВт, исходя из условия предельного нагрева обмоток электродвигателей;25 с для электростанций высокого давления с поперечными связями по пару, исходя из условия устойчивого режима работы котельных агрегатов; 20 с для блочных электростанций с турбогенераторами мощностью 160 МВт и выше по условию сохранения технологического режима блока.
    Невозможность выполнения самозапуска механизмов собственных нужд сопровождается срабатыванием технологических защит из-за снижения от нормируемых значений следующих технологических параметров: расхода воды в корпусе котла, уровня воды в барабане котла, давления в ПН, расхода циркуляционной воды в конденсаторах турбины, давления масла в системах смазки турбины, генератора и ПН и так далее.
    В проектах электростанций выявление успешности режима самозапуска электродвигателей собственных нужд напряжением 6 (10) кВ осуществляется по методу, связанному с определением начального напряжения на выводах электродвигателей в первый момент собственно режима самозапуска. Принимается, что самозапуск будет успешным, если начальное напряжение на электродвигателях после включения резервного источника питания составляет не менее 0.55 номинального для электростанций среднего давления, 0.6 номинального для электростанций высокого давления, 0.65 номинального для электростанций, на которых в качестве привода ПН применяются электродвигатели типов АВ-4000, АВ-5000, АТД-4000, АТД-5000, имеющие значение пускового момента менее 80% номинального.
    На шинах РУ собственных нужд напряжением 0.4 кВ минимально допустимое напряжение в начальный момент самозапуска электродвигателей принято равным 0.55 номинального напряжения.
    Если в результате расчёта оказалось, что начальное напряжение ниже минимально допустимого, то необходимо провести расчёт успешности самозапуска на ЭВМ с применением более точных методов, которые используют численные способы решения систем дифференциальных уравнений.
    Для повышения успешности самозапуска электродвигателей собственных нужд рекомендуется отключать электродвигатели неответственных механизмов собственных нужд, выбирать повышенное напряжение на НН ТСН (1.1 номинального), принимать наименьшее значение напряжения КЗ ТСН и использовать устройство форсировки напряжения на период самозапуска.
    Самозапуск электродвигателей собственных нужд должен обеспечиваться в расчётных режимах, зависящих от типа электростанции и её главной электрической схемы. Для ТЭЦ с поперечными связями самозапуск должен обеспечиваться при подхвате резервным источником питания, не имеющим предварительной нагрузки, всех ответственных электродвигателей, которые потеряли питание в результате отключения рабочих источников питания (трансформаторов или реакторов собственных нужд), присоединённых к одной секции ГРУ. Это требование связано с необходимостью обеспечения работы котла и сохранения в мобильном состоянии турбогенераторов при аварийном отключении какой-либо секции шин ГРУ, к которой подключены рабочие источники собственных нужд.
    На КЭС с блоками 320 МВт и выше, не имеющими генераторных выключателей, самозапуск должен обеспечиваться при подхвате ПРТСН, имеющим предвключённую нагрузку, ориентировочно равную 50% нагрузки собственных нужд одного блока, всех ответственных электродвигателей одной наиболее нагруженной секции собственных нужд, потерявшей питание, другого блока. Это обеспечивает при повреждении одной секции собственных нужд сохранение блока в работе с полной нагрузкой. Предвключённая нагрузка соответствует режиму пуска или останова блока от РТСН. В режиме аварийного останова блока ПЭН в нагрузке собственных нужд не учитывается.
    На КЭС с блоками 160, 220 МВт и на блочных электростанциях с поперечными связями по пару, не имеющих генераторных выключателей, самозапуск должен выполняться при подключении к РТСН, имеющему предвключённую 50%-ую нагрузку одного блока (в режиме пуска или останова), одной из двух групп нагрузок:
    а) электродвигателей ответственных механизмов собственных нужд двух блоков, выполняющих их нормальный останов (электродвигатели дутьевых и мельничных вентиляторов, а также ПЭН в самозапуске не участвуют), или
    б) электродвигателей ответственных механизмов отключившейся одной секции другого блока без сброса его нагрузки.
    На электростанциях с блоками 160 МВт и выше, имеющими генераторные выключатели, должен выполняться самозапуск электродвигателей одной наиболее нагруженной секции блока. Пуск или аварийный останов блока выполняется с помощью собственных рабочих ТСН.
    В перспективе развитие этой темы видно в отказе от самозапуска путём совершенствования релейной защиты и использования быстродействующих выключателей.

Перечень литературы

1. Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей // 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - С. 5-10.
2. Баков Ю.В. Проектирование электрической части электростанций с применением ЭВМ // Учеб. пособие для вузов. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - С. 138-161.


ДонНТУ Магистры Поисковая система ДонНТУ
Ссылки Индивидуальное задание Результаты поиска Библиотека