Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНTУ

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Автор: Бадамшина В.А.
Научный руководитель: Хоменко Я.В.

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема очень актуальна в Украине и за рубежом, где логика развития экономических процессов, связанная с резким сокращением внутригосударственных и экс-советских рынков сбыта заставила даже относительно экспортноспособных отечественных производителей в целях выживания искать способы выхода на международные рынки и расширять там свое присутствие. Пока этот процесс был в начальном состоянии, ни отечественные производители, ни импортеры, которым вначале удавалось приобретать вполне качественную продукцию по сравнительно низким ценам, особого беспокойства не выражали. Первыми забеспокоились иностранные производители товаров, чья продукция на их же национальных рынках (или рынках сбыта их продукции) оказалась дороже, чем товар "варягов". После этого иностранные конкуренты украинских и российских производителей металлов, труб и прочего энергоемкого товара стали прибегать к доступным им способам защиты своих интересов - инициировались антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей Украины и всего СНГ становилось ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с иностранного рынка.

Цель работы - характеристика защиты украинских товаропроизводителей с помощью применения антидемпинговых мер. А также характеристика особенностей применения антидемпинговых процедур в Украине и странах Запада, как одного из наиболее действенных способов защиты отечественного производителя. Задачи данного исследования: охарактеризовать участие украинских субъектов хозяйствования в антидемпинговых процедурах, попытаться систематизировать меры по предупреждению антидемпинговых расследований и минимизации ущерба от антидемпинговых санкций.

В первом разделе данной работы даются теоретические основы демпинга, его сущность и виды, а также эволюция антидемпинговых процедур в мировой практике. Во втором разделе работы рассматриваются отдельно взятые антидемпинговые расследования. При написании данного раздела была сделана попытка подробно охарактеризовать причины расследований, их особенности. В третьем разделе рассматривается перспективы и эффективность применения в Украине антидемпинговых и других процедур, направленных на защиту украинских предприятий от демпингового импорта зарубежных товаропроизводителей. Кроме того, в данной части работы анализируются перспективы защиты украинских предприятий от антидемпинговых расследований за рубежом. В этом разделе характеризуется комплекс мер, необходимых для предупреждения возникновения антидемпинговых процедур против отечественных предприятий.

РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

1.1. Понятие и сущность демпинга

Существует множество как теоретических, так и нормативных определений демпинга. В экономике под демпингом обычно подразумевается традиционная ценовая дискриминация, при которой когда компания продает свой товар на экспортном рынке по более высокой цене, чем на национальном.

Вторым логическим видом демпинга является так называемый "хищнический демпинг", применяемый с целью нанести урон или уничтожить конкурентов, иногда с целью образования картеля. [3,C.46].

В 70-х гг., после того как наиболее промышленно развитые страны перешли на систему плавающих валютных курсов, появился термин "обменный демпинг". Например, в результате снижения курса доллара по отношению к йене, цена импортируемых в Японию товаров, измеряемая в долларах, будет падать по сравнению с ценой японских производителей до тех пор, пока цены не будут пересмотрены. Другими словами, речь идет о демпинге.

В последнее десятилетие возникло еще несколько дефиниций демпинга. В качестве причин назывались неустойчивый спрос и сложность в перераспределении ресурсов между различными отраслями хозяйства, которые выражались в так называемом "циклическом демпинге", основанном на разнице в издержках.

Кроме того, существует такой термин как "взаимный демпинг", объясняющий торговлю между развитыми странами схожей продукцией (внутриотраслевая торговля), зачастую сопровождаемую взаимными обвинениями в демпинге. [11, C.47]. Также стоит отметить, что существует эффект экономии на масштабах производства, когда производство сознательно наращивается с целью снизить себестоимость единицы продукции, что фактически при отсутствии спроса ведет к демпингу при сбыте на внешних рынках.

Итак, демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Он может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. Демпинг определяется как продажа товара определенного вида или в определенной категории по цене, ниже нормальной стоимости, на конкретном товарном рынке и в объемах, наносящих материальный ущерб заинтересованной отрасли национального производства подобного или прямо конкурирующего товара, либо угрожающих нанести такой ущерб, либо тормозящих создание или развитие такой отрасли.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга: 1. Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара, по цене, которая ниже его цены на национальном рынке 2. Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости. Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга. 3. Нерыночный демпинг - когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм. Спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости. Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран[12,C.48].

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Учитывая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики. Кроме того, демпинг определяется как продажа товара определенного вида или в определенной категории по цене, ниже себестоимости, на конкретном товарном рынке в объемах, наносящих материальный ущерб, либо угрожающих нанести такой ущерб субъектам хозяйственной деятельности данного товарного рынка.

1.2. Эволюция антидемпинговых процедур в мировой практике

Первое упоминание о демпинге (хищнических ценах) можно найти в научных трудах экономистов Адама Смита и Александра Гамильтона, которые еще в XVIII в. осознавали существование этого явления и изучали возможные пути устранения его разрушительного эффекта. Уже в начале XX в., задолго до создания многосторонней торговой системы и разработки в ее рамках обязательных для части или всех участников соответствующих международных правил, крупнейшие торговые державы начали практиковать применение антидемпинговых мер как средства защиты национальных товаропроизводителей от недобросовестной торговой практики. Первое национальное антидемпинговое законодательство было принято в Канаде в 1904 г., за которой последовали Новая Зеландия (1905), Австралия (1906), США (1921) и Великобритания (1921) [1,C.34]. Первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что применение антидемпинговых мер базировалось на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы определения демпингового импорта и антидемпинговых процедур.

Регулирование антидемпинга в ГАТТ/ВТО Как известно, Украина стремится к присоединению к ГАТТ/ВТО. Процедура присоединения к ВТО сложная и длительная. Цель - эффективная интеграция Украины в мировую экономику. Это глобальная задача. Более конкретная - получение лучших и недискриминационных условий доступа украинских товаров и услуг на мировые рынки, содействие развитию экспорта и обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях рыночной экономики на основе применения норм и правил, действующих в ВТО как всемирной международной организации.

Всемирная торговая организация представляет собой многостороннее генеральное соглашение, правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

Антидемпинговые меры - это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. В рамках ВТО функционирует специальный Комитет по антидемпинговой практике (Антидемпинговый комитет), состоящий из представителей всех стран-участниц. Комитет рассматривает национальное антидемпинговое законодательство на предмет соответствия правилам ВТО. [1,C.89].

Страны, входящие во Всемирную торговую организацию (ВТО), во II полугодии 2001 года инициировали 186 антидемпинговых расследований. Расследования инициировались 19 странами против 55 государств и территорий. Наиболее активными были Индия (начато 51 расследование), США (35), и Аргентина (16). Субъектом расследований чаще всего становился экспорт из Китая (25 раз), Бразилия, Таиланд и США (по 9). Среди отдельных групп товаров по количеству антидемпинговых расследований лидирует продукция сталелитейной промышленности (60, из них более половины - 35 - инициированы США), на втором месте - продукция химической промышленности (41, из них 28 инициировано Индией), на третьем - пластмассы (33). По итогам расследований во II полугодии 8 стран ВТО ввели 79 антидемпинговых мер против экспорта из 33 стран против 107 и 16 соответственно в тот же период 2000 года. Лидером по количеству одобренных антидемпинговых мер являются с показателем 21 являются США. Китай больше всех - 21 раз - становился объектом антидемпинговых мер. Во II полугодии 2000 года, когда Китай еще не присоединился к ВТО, этот показатель равнялся 17 [5].

РАЗДЕЛ II АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

2.1. Развитие антидемпинговых процедур в Украине.

Известно, что любое государство мира защищает прежде всего свои интересы на международном рынке, старается поддержать своего производителя и создать все условия для расширения рынков сбыта продукции, производимой в государстве. Очень долгое время Украина не могла похвастаться успешным опытом в защите своего производителя - как правило, предприятия защищали себя за границей сами. Но украинские предприятия не могли сами защищаться от демпинга в Украине из-за отсутствия соответствующего законодательства. Главным образом по этой причине многие украинские предприятия потеряли местные рынки сбыта своей продукции. При возбуждении некой страной антидемпингового расследования против украинского товаропроизводителя, производители не могли ответить тем же, что приводило к раскручиванию спирали расследований. Но 22 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла сразу шесть законов, действие которых направлено на защиту отечественного товаропроизводителя. С помощью законодательства, действующего в Украине, рассмотрим последовательность действий при борьбе с демпинговым импортом.

Рассмотрим последовательность возбуждения расследования[7].

Для начала нужно хотя бы интуитивно ощутить, что иностранные конкуренты выступают с дешевой распродажей, т.е. предприятие несет вполне конкретный урон от засилья дешевого импорта - это первый этап.

Второй этап. нужно определить экспортную цену - ту цену, по которой фактически оплачивается или подлежит оплате товар, ввезенный в Украину из страны экспорта [7]. Этап третий - определение нормальной стоимости, т.е. цены, по которой товар продают на рынке страны-экспортера. Этот этап - один из важнейших при сборе жалобщиком необходимой информации, поскольку требует эффективной работы торговых представительств, маркетинговых служб предприятий и прочих структур за пределами Украины.

Четвертый этап наступает, когда нормальная стоимость и экспортная цена определены, да еще и приведены к одинаковому базису поставки (обычно - EXW, франко-завод). (подробнее - п. 4 статьи 9 Закона) [7].

В заключение четвертого этапа вычисляется демпинговая маржа как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой, причем первая должна быть больше второй. В противном случае нет предмета для дальнейшего обсуждения. Как было уже сказано выше, товар может рассматриваться как демпинговый только в случае, если его цена на зарубежном рынке ниже нормальной стоимости. "Демпинговая маржа" -- это разница между экспортной ценой и нормальной стоимостью, которая отражается в процентном отношении к цене на условиях СИФ на границе государства без уплаты пошлин.

Пятый этап выяснение вопроса о характере ущерба и его связи с демпингом" [4, ст.10]. Сам по себе ущерб рассматривается в трех плоскостях: собственно явный существенный ущерб национальному производителю, угроза такого ущерба, существенные помехи созданию национальным товаропроизводителем производства подобного товара, который является объектом расследования. При анализе ущерба оценке подлежит и ряд других факторов, например, ликвидность товара, его запасы, уровень затрат в отрасли и на предприятии, занятость, инвестиционная привлекательность. Для выяснения наличия ущерба и его связи с демпингом оцениваются объемы демпингового импорта, его влияние на ценовую конъюнктуру подобных товаров в Украине. Затем путем исследования влияния демпинга на перечисленные ранее последствия устанавливается логическая причинно-следственная связь между ними.

Собственно, после этого национальный товаропроизводитель может писать жалобу. Отправить жалобу следует рекомендованным письмом в Министерство экономики и европейской интеграции или сдать туда же под расписку. Следующий после дня регистрации жалобы день считается первым днем подачи жалобы. Акты Межведомственной комиссии по международной торговле (далее - Комиссии) относительно проведения антидемпингового расследования и применения антидемпинговых мер являются обязательными для исполнения [7].

Важным моментом проведения антидемпингового расследования является то, что оно осуществляется на государственном языке, что создает проблемы ответчику. Расследование может длиться до одного года с момента его возбуждения. Его срок может быть продлен, но не более чем до 15 месяцев. Предварительные меры предусматривают введение предварительной антидемпинговой пошлины в таком размере, который обеспечивает на территории Украины продажу товара, являющегося объектом рассмотрения, по цене не ниже некоторой минимальной. Длительность действия - 4 месяца с возможностью продления до 6 месяцев. В сущности, антидемпинговое расследование представляет собой некое состязание между жалобщиком (национальным товаропроизводителем) и ответчиками [7].

Как и во всяком судебном процессе, стороны изощряются, стараясь представить беспристрастным судьям и следователям как можно более полную информацию в как можно более сжатые сроки.

2.2. Негативные последствия антидемпинговых процедур против украинских производителей

Предыдущий год выдался урожайным для украинских экспортеров на антидемпинговые, специальные и антисубсидиционные расследования. "Подследственными" оказались в основном производители металлургической и химической продукции. Сегодня в 19 странах мира уже действуют антидемпинговые меры против украинской продукции по 30 товарным позициям. В прошлом году возбуждены и сейчас проводятся 12 антидемпинговых, специальных и антисубсидиционных расследований по 14 товарным группам. В результате расследований Украина может потерять рынки сбыта своей продукции еще на сумму около 370 млн.длл.США. Основные торговые ограничения против украинского экспорта инициируются производителями из США и России.

По оценкам Минпромполитики, за последние полгода из-за антидемпинговых санкций Украина потеряла 190 миллионов долларов США. А ведь 47% валютных средств в бюджет страны поступает именно от металлургической промышленности, поэтому не мудрено, что любые попытки ограничить поставки существенно сказываются на доходах государства. По международным правилам торговли, возбуждать антидемпинговое расследование можно только в том случае, если доля импортного товара превышает 3% объёма, потреблённого в стране. В прошлом году украинские предприятия поставили в США 1 миллион 400 тысяч тонн разных видов металлопродукции. Это менее полутора процентов так называемого видимого потребления. Часть горячего проката и вовсе невелика - 85 сотых процента. Поэтому, говорить о демпинге со стороны Украины, по большому счёту, неправильно. В январе 2001 года США установили антидемпинговую пошлину на украинскую арматуру, горячекатаный прокат, ферросиликомарганец. Сейчас в США продолжается антидемпинговое расследование против украинской проволоки и прутков из углеродной и легированной стали, а также железной руды и стальных полуфабрикатов. Такие решения Вашингтона являются логическим продолжением пятилетнего активного вытеснения украинской стали с американского рынка. [14,C.12].

На российском рынке под ограничения в результате антидемпинговых и специальных расследований попали украинские карамель, крахмальная патока, картофельный и кукурузный крахмал. Кроме того, правительство РФ сейчас рассматривает возможность применения антидемпинговой пошлины на украинский оцинкованный прокат в, компенсационной пошлины на импорт крепежной арматуры и специальной пошлины на импорт компрессорного оборудования.

Антидемпинговые процессы еще до сих пор воспринимаются большинством украинских предприятий как нечто из ряда вон выходящее. На самом деле, лавина защитных мер против отечественных экспортеров - нормальная реакция мировой экономики на разрастающееся присутствие украинских товаров.

Можно выделить несколько основных причин, которые позволяют иностранным производителям обвинять украинские предприятия в демпинге:
1) не все страны признают украинские предприятия работающими в рыночных условиях.
2) незнание украинскими экспортерами законодательства стран, которые проводят расследования, не позволяет квалифицированно защищаться без привлечения адвокатских контор;
3) отказ экспортеров от участия в антидемпинговых расследованиях автоматически приводит к закрытию рынков, поскольку размер пошлины расчитывается, как правило, на основании материалов заявителей;
4) не всегда вовремя приходит информация о начале расследования, особенно из стран Латинской Америки, где у нас нет торговых представительств. В результате мы получаем информацию о начале расследований с большим опозданием, и участие в нем становится невозможным.
5) украинская продукция объективно не может продаваться по той же цене, что и продукция экономически развитых стран, таких как Япония или США;
6) многочисленные субсидии - прямые и косвенные (пусть и легальные) - для экспортных отраслей экономики, например, эксперимент в горно-металлургическом комплексе (ГМК);
7) "низкотехнологичный" характер экспорта. Чаще всего в мире антидемпинговые процессы возбуждаются против поставок черных металлов, химической продукции и пластмасс.

К тому же, Украина еще до сих пор не состоит ни в одной крупной международной торговой организации. Хотя даже членство в ВТО, как показывает мировая практика, от антидемпинговых процессов не спасает.

Итак, из вышеперечисленного ясно, что против Украины были и будут проводиться расследования, которые ставят украинских производителей в неравное положение с местными производителями.

По большому счету, отбиться от антидемпинговых расследований в мире не удается никому. Лучший способ победить в антидемпинговых расследованиях - это исключить причины, которые к ним приводят. Для Украины эта проблема как нельзя актуальна.

Из данного этапа работы можно сделать вывод, что антидемпинговые процедуры в Украине развиваются по примеру развитых стран на основе базовых принципов ГАТТ/ВТО. Из этого следует, что для более успешного участия украинских субъектов хозяйственной деятельности в антидемпинговых расследованиях следует тщательно изучить международное законодательство, устранить противоречия во внутреннем законодательстве Украины.

РАЗДЕЛ III ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

3.1. Эффективность применения антидемпинговых процедур со стороны украинских производителей

После принятия целого пакета законодательных актов по защите отечественного товаропроизводителя, в течение значительного периода времени в Украине антидемпинговые и другие виды расследований не применялись. Это вызвано тем, что украинским субъектам предпринимательской деятельности и органам государственной власти было необходимо время для тщательного изучения этих нормативных актов, издания ряда подзаконных актов для практического применения данных законов.

Об эффективности антидемпинговых и других расследований можно судить как по количеству рассматриваемых дел, так и количеству и номенклатуре товаров, в отношении которых проводятся данные расследования и принимаются положительные решения. На настоящий момент существует целый ряд решений Межведомственной комиссии по международной торговле, которые направлены на применение антидемпинговых и других санкций и, как следствие, защиту отечественного товаропроизводителя.

Министерство экономики применило антидемпинговые меры относительно импорта в Украину электрических ламп российского производства, установив на них антидемпинговую пошлину Приказом Министерства экономики Украины от 1 июня 2001 года N 117 "О применении окончательных антидемпинговых мер в отношении импортных поставок ламп электрических в Украину происхождением из Российской Федерации". Пошлина на ввоз российских ламп мощностью до 200 Вт и напряжением свыше 100 В [9].

Антидемпинговые меры Украины грозят российским производителям ламп снижением экспортных поставок как минимум в два раза. С требованием ввести данные антидемпинговые пошлины в Межведомственную комиссию Украины обратилось львовское ОАО "Искра" (производитель низковольтных электроламп). Комиссия провела антидемпинговое расследование и установила, что только в 1996-1999 годах импорт ламп из России увеличился на 392%, а их цена на рынке Украины снизилась на 65%. Кроме того, Украина с 17 января 2002 г. ввела специальную 26-процентную пошлину на импорт пищевой соды из России. Решение о введении специальной пошлины приняла Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в соответствии с Законом "О применении специальных мер относительно импорта в Украину" и на основании проведенного Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции специального расследования [10].

Специальное расследование установило, что значительный рост объемов импорта в Украину пищевой соды причиняет ущерб украинскому производителю этой продукции. 21 июня вступили в силу два решения Межведомственной комиссии по международной торговле. Решением №АД-18/2001/52-55 от 05.06.01 г. было завершено антидемпинговое расследование относительно импорта в Украину российской лакокрасочной продукции. Однако, Комиссия решила не применять антидемпинговых мер. Зато импортерам шприцев повезло меньше: решением №СП 17/2001/52-44 от 08.06.01 г. по итогам специального расследования были установлены квоты. Общий объем квоты примерно на 30% меньше прошлогоднего импорта.

29 января 2002 года Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение №СП-30/2002/52-40 "О либерализации специальных мер по импорту в Украину искусственного меха и полотна ворсового происхождением из Республики Беларусь, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Венгерской Республики". Антидемпинговые расследования касаются не только товаров народного потребления, но и такого специфического товара как электроэнергия.

Кроме вышеперечисленных товаров, антидемпинговые процедуры проводятся по импорту в Украину стрелочных переводов из Российской Федерации, древоволокнистых плит (ДВП) из Республики Беларусь и ряда других товаров. Увеличение количества дел, рассматриваемых Межведомственной комиссией по международной торговле свидетельствует о том, что украинское законодательство в области защиты отечественного товаропроизводителя нашло поддержку среди украинских предприятий. И можно с уверенность прогнозировать рост числа таких расследований и расширения номенклатуры товаров, по которым будут проводиться эти расследования.

3.2. Перспективы защиты украинского товаропроизводителя от применения антидемпинговых процедур

В связи с тем, что пока большинство потерпевших металлургических и химических предприятий пытаются компенсировать потерю рынков сбыта путем экспансии на Ближний Восток, в Турцию, Китай, Латинскую Америку, география антидемпинговых и специальных расследований будет расширяться вместе с украинским экспортом. Серьезную угрозу для украинских металлургических предприятий представляет и США. В частности, по мнению администрации Джорджа Буша, металлургическая промышленность США находится в опасности из-за постоянного роста импорта стали[16].

Постоянное давление конкурентов испытывают также производители химической, легкой и пищевой промышленности. Рассчитывать на то, что страны - лидеры мировой промышленности начнут воспринимать Украину как равного партнера, тоже не приходится. Практика расследования в иностранных государствах обвинений украинских экспортеров в демпинге показывает, что в ряде случаев такие обвинения явились результатом незнания экспортером условий местного рынка, уровня конкуренции, уровня мировых цен, да и просто незнания антидемпингового законодательства страны импорта.

Чтобы не допустить антидемпинговых расследований при экспорте украинских товаров, экспортеру следует опираться на существующую мировую практику применения мер по защите, которая в основном сводится к следующему (перечисленные меры не являются исчерпывающими):
1. При проведении переговоров с иностранным контрагентом-импортером о заключении долгосрочного экспортного контракта на поставку товаров в крупных объемах целесообразно предварительно ознакомиться с антидемпинговым законодательством страны ввоза данного товара.
2. При осуществлении экспортных операций на постоянной основе экспортер должен проводить разумную ценовую политику. Нельзя допускать применения низких цен, могущих послужить основанием для признания демпинга.
3. Важным вопросом является маркетинг, т.е. изучение экспортером рынка импортера во всей его совокупности: общий объем импорта данного товара в стране ввоза, наличие конкуренции, уровень потребности страны ввоза в данном товаре, конкурентные цены (внутренние и мировые) и прочее.
4. Если возникает угроза антидемпингового расследования, то экспортеру желательно договориться с конкурентами и принять необходимые меры, чтобы не допустить расследования. С этой целью следует также использовать авторитет и влияние импортера, включая получение от него необходимой коммерческой и правовой информации. Если против предприятия уже возбуждено антидемпинговое расследование последовательность действий для минимизации потерь от такого расследования можно разбить на следующие этапы:

Этап первый. Решение о проведении специального расследования. После получения информации о начале антидемпингового расследования необходимо принять стратегическое решение - участвовать в нем или нет. Если заведомо ясно просматривается проигрыш или, что этот рынок не является для предприятия стратегическим на последующие пять лет, тогда нет необходимости участвовать в расследовании. Если предприятие решило участвовать в процессе, то нужно оперативно известить об этом компетентные органы по расследованию. После этого предприятию должны предоставить пакет необходимых документов, в том числе, так называемый вопросник.

Этап второй. Подготовка и подача документов. Вопросник является одним из ключевых документов в расследовании, в частности, на его основании рассчитывается демпинговая маржа и размер причиненных убытков, поэтому отвечать на него нужно очень аккуратно. Не менее важным документом является комментарий о нанесенном ущербе. В нем предоставляется информация об экономическом состоянии заявителей, уровне их производства и продаж, объеме прибыли. На основании этой информации делается вывод о негативном влиянии импорта на внутренних производителей.

Этап третий. Введение предварительной пошлины. Все предоставленные документы проверяют аудиторы, которые при желании даже могут посетить предприятие. Предварительное решение может быть принято на основании предоставленных документов в срок от двух до шести месяцев с начала расследования. После того, как документы будут проверены, в течение 60 дней компетентный орган принимает предварительное решение. В случае принятия неблагоприятного решения, необходимо проанализировать все поданные и рассмотренные документы и попытаться найти ошибки, как собственные, так и оппонентов. Свои ошибки необходимо попытаться исправить, а ошибки противников надо использовать для достижения своих целей. Кроме того, необходимо еще раз перепроверить информацию о нанесенном ущербе. На этом этапе можно подписать мировое соглашение о прекращении расследования, в котором будут зафиксированы некоторые уступки как со стороны экспортера, например, добровольное ограничение поставок, так и со стороны заявителей (отказ от продолжения расследования). В этот период не помешает политическая поддержка, в разумных пределах, со стороны государства.

Этап четвёртый. Принятие решения о введении пошлины. Как правило, решение принимается на срок до пяти лет и влечет за собой введение высоких пошлин. Легальных возможностей сопротивляться решению практически нет, кроме как пересмотреть принятые решения через год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ближайшие годы торговые споры станут одним из самых влиятельных факторов мировой торговли. Поэтому для каждой страны очень важна подготовка к таким спорам. Стремительный рост объемов выпуска и экспорта украинской металлургической продукции вызвал негативную реакцию со стороны зарубежных производителей металла. Последующие антидемпинговые расследования против украинских производителей металлургической продукции вызваны рядом причин: Украина не является членом ГАТТ/ВТО, признание Украины страной с нерыночной экономикой, отсутствие внутреннего рынка сбыта и резкий рост экспорта металлургической продукции, отсутствие ответных расследований против стран, возбуждающих расследования против украинских производителей, отсутствие четкой протекционистской политики, новизна законодательства по защите национального производителя, отсутствие опыта и высококлассных специалистов в области торговых споров. Негативное влияние оказало и то, что при сбыте продукции украинские предприятия сделали упор на снижение цены, а не на повышение качества продукции. Для предотвращения последующих антидемпинговых расследований против украинских субъектов ВЭД, необходимо осуществить ряд мероприятий, важнейшие из которых:
1) вступление Украины в ГАТТ/ВТО и региональные торговые союзы, подготовка двухсторонних соглашений;
2) применение антидемпингового законодательства в качестве ответных санкций на расследования против украинских предприятий;
3) включение в тексты контрактов положений, предусматривающих возмещение покупателями затрат на услуги адвокатских фирм в случае возбуждения антидемпинговых процедур по факту поставок по данному контракту;
4) координация определенных коммерческих и других интересов и усилий крупных трейдеров и потребителей украинского металла в странах-потребителях, организация системы лоббирования интересов украинских предприятий на макроуровне;
5) привлечение крупных инвесторов из стран-потребителей нашей металлопродукции к участию в проектах по модернизации и приватизации металлургических предприятий, содействие продвижению отечественного . капитала на рынки стран-импортеров;
6) налаживание механизма постоянного квалифицированного мониторинга и маркетинга металлопродукции на различных региональных рынках сбыта с выдвижением на первый план задачи изучения местных конкурентов, отслеживание процессов модернизации предприятий, пуска новых мощностей, анализа отрасли и прогнозирования объемов производства, потребления, экспорта и, следовательно, возможного импорта, в т.ч. и из Украины;
7) согласование усилий отечественных предприятий в организации постоянного присутствия их торговых представителей на определенных рынках сбыта с привлечением к этому возможностей государственных институтов по организации широких связей с местными государственными и негосударственными структурами, проведение рекламных кампаний, симпозиумов, встреч и т.п.;
8) координация объемов по ставок на определенные географические рынки сбыта совместными усилиями отечественных производителей и трейдеров;
9) создание и практическое применение системы государственной поддержки стимулирования экспорта (в т.ч. - создание системы страхования кредитов, целевое кредитование экспорта, снижение транспортных тарифов, пр.);
10) необходимо по ставить на научную основу прогнозирование возникновения антидемпинговых процедур, что возможно просчитывать путем анализа динамики внутреннего производства, спроса, потребления, экспорта с учетом данных о мощностях и номенклатуре продукции строящихся и вступающих в эксплуатацию металлургических предприятий, рассматривая все это во взаимосвязи с прогнозами развития мировой, региональной и отраслевой экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дюмулен И. Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы, правила//Внешняя торговля - 1993.-№7-8.-С.39-50.
2. Зовнішньоекономічна діяльність. Збірник наукових праць. Донецьк: КП "Регіон", 1998 -292 с.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - ч.1.Международная микроэкономика. Уч. пособие для вузов. - М.: 1997. - 416 с.
4. Крамар В. Светлый год черного металла.// Металл и литье Украины. 1997. - №4.- С.21-27
5. Мухина Т., "Базар на внешнем рынке" // Итоги, №28 (214), 30 октября 2001
6. О внешнеэкономической деятельности: Закон Украины от16.04.1991//ВВР 1991,№29
7. О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта: Закон Украины от 22 .12.1998// Урядовий кур`єр.-№31-32.-18 февраля 1998 года.
8. О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта: Закон Украины от 22 .12.1998// Урядовий кур`єр.-№31-32.-18 февраля 1998 года.
9. О применении окончательных антидемпинговых мер в отношении импортных поставок ламп электрических в Украину происхождением из Российской Федерации: Приказ Министерства экономики Украины от 1 июня 2001 года N 117//Урядовый курьер №56 от17.06.2001г.
10. О продлении срока применения предварительных специальных мер относительно импорта в Украину пищевой соды происхождением из Российской Федерации: Решение Межведомственной комиссии по международной торговле от 10.05.2002 N СП-39/2002/52-46 //Урядовый курьер №40 от17.05.2002г.
11. Поручник А.М. Интеграция Украины в мировое хозяйство. -К.:КГЭУ, 1994.
12. Про застосування остаточних антидемпінгових заходів щодо експортних поставок електроенергії до Болгарії, Республіки Молдова, Республіки Польща, Румунії, Словацької Республіки, Чеської Республіки та Угорської РеспублікиРішення Міжвідомчої комісії з міжнародної торгівлі №АД-12/2000/52-45.
13. Рыбалкин Международные экономические отношения. - М., 1997 г.
14. Сиваков Д., "Будущее стального бизнеса", Эксперт, №43, 19 ноября 2001
15. "The Economic Effects of Antidumping and Countervailing Duty Orders and Suspension Agreements", U.S. International Trade Commission
16. http://www.cato.org
17. http://www.me.gov.ua
18. http://www.rada.kiev.ua

Начало


Электронная библиотека Ссылки Автобиография