Головна сторінка ДонНТУ   Сторінка магистрів ДонНТУ   Пошукова система ДонНТУ  

Качество как фактор конкурентоспособности
Губской Марины Владимировны
e-mail:marina_0003@ukrtop.com
научный руководитель: проф.д.т.н. Євдокимов Ф. І.

Материалы 4 международной научной конференции студентов и молодых ученых"Экономика и маркетинг ХХI века"//г.Донецк, 23-25 мая 2003 года// с.52-54.

На главную          Диссертация          Ссылки   Электронная библиотека         

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях.
Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров - конкурентов.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Конкурентоспособные компании должны производить и предлагать рынку товары, которые удовлетворяют нужды их целевых потребителей. В противном случае компании не могут получать доходы, а значит, быть конкурентоспособными. Для того чтобы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем конкуренты, компании должны сокращать производственный цикл и издержки, улучшать качество продуктов и услуг.
Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.
Сегодня, когда со всего мира в Украину поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей нужна информация и контроль.
Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг. Оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно является индикатором высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.
Проблема качества, непростая во все времена, и особенно остро она стоит сейчас. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации.
Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в Украине проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, а особенно экономистов.
Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. Сертификация продукции так же играет немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению. Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок. Сегодня украинцы уже не хотят быть потребителями всякого брака. Они объединяются, на основе действующего законодательства, в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество. Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве.
Качество продукции - важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие. Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.
Повышение качества продукции позволяет:
увеличить повышение качества товаров и услуг;
улучшить структуру экспорта;
осуществить на практике НТП и др.
Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта. Решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции. Можно и так сказать, что уровень качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Под определением показателя качества подразумевается нахождение его значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы: измерительный, регистрационный, вычислительный метод, органолептический, социологический метод. Учитывая отраслевую направленность я предлагаю свою методику оценки конкурентоспособности продукции на примере предприятия ОАО "Донецкий завод горноспасательной аппаратуры". Для него я использую метод оценки с помощью интегрального показателя. Методика основывается на том, что сначала определяем значимость (ранги) всех факторов качества, например, таких как: срок службы, вес и срок защитного действия самоспасателя, а потом проставляем оценки по этим факторам. В результате мы получаем численный показатель качества, что даёт нам основание для определения конкурентного преимущества данной продукции в сравнении с аналогами, выпускаемыми как на самом предприятии, так и на конкурирующих с ним. В моём случае конкурентов на внутреннем рынке нет. Основными конкурентами на международном рынке являются: Германия, Россия и Франция.
Таким образом можно сделать вывод о том, что на моём предприятии (и, конечно же, не только на моём ) интегральный показатель будет играть очень важную роль, т.к. самое основное конкурентоспособное преимущество - это качество.

e-mail:marina_0003@ukrtop.com

На главную          Диссертация          Ссылки   Электронная библиотека