Dmitry Paukov

Пауков Дмитрий Петрович

Магистр факультета вычислительной техники и информатики (ВТИ) ДонНТУ

Специальность: "Программное обеспечение автоматизированных систем" (ПО)

Тема магистерской работы: "Исследование алгоритмов трехмерной визуализации в реальном времени конструкций и механических узлов"

Научный руководитель: проф. Евгений Александрович Башков

email: paukoff@fromru.com

Родился 29 января 1981 года в городе Дзержинске Донецкой области. Это маленький шахтерский городок, расположенный в 50 км. северней Донецка. Мои родители, Евгения Васильевна и Петр Александрович, большинство родственников живут там. Сейчас город переживает не лучшие времена, но я надеюсь, что в дальнейшем ситуация изменится коренным образом, и маленькие города станут основой экономики Украины.

В детстве мечтал стать шофёром, лётчиком, врачом. Мы с родителями часто отдыхали на море, меня всегда интересовало, что находится там "за морем", за линией горизонта, и где вообще заканчивается море и начинается небо?

До школы я ходил в детский сад №2, где впервые приобрел опыт общения в коллективе.

В 1988 году пошел в первый класс неполной средней школы № 5. Там в руках моей первой учительницы, Лубинец Валентины Петровны, увидел букварь с изображением портрета В.И.Ленина, почему-то, он запомнился мне на всю жизнь. Вначале учиться в школе мне понравилось, однако затем, когда выяснилось, что туда надо ходить каждый день, в том числе и в субботу, да еще выполнять единообразные задания, мне уже не нравилось. Это продолжалось до пятого класса, когда мы начали более подробно изучать природоведение и историю античного мира. Историю нам преподавала Люберец Галина Николаевна. Вот это уже было действительно интересно, ведь знать, откуда произошел человек, как он устроен сам, и что его окружает - это одна из целей жизни. Так и началось мое познание Мира, которое продолжается и по сей день. Оказалось, что мы не всегда были людьми разумными, что много лет тому назад человек был похож на "обезьяну" особого вида, которая затем научилась работать и, благодаря этому, превратилась в человека. Узнать такое было в первый момент довольно неприятно, никогда больше я не чувствовал себя "обезьяной" в такой мере как тогда. Затем оказалось, что древние люди умели делать вещи, о которых я тогда даже и не задумывался - они строили громадные пирамиды, города, убивали друг друга ради куска земли. "Зачем убивать?" - думал я тогда. "Наверное, у них осталось что-то от обезьян?". Нет! Все оказалось намного сложнее, и, чтобы понять это учиться в школе недостаточно.

В 7 классе к нам пришла директор школы Гусар Людмила Владимировна проводить занятия по физике. Она показала такие интересные опыты с различными приборами, что физика с тех пор стала одной из самых интересных для меня наук. Я узнал, что мы сами и все окружающие нас предметы состоят из мелких частей - атомов, настолько маленьких, что их даже не во всякий микроскоп рассмотришь! Но ещё большим удивлением было узнать, что существуют более мелкие частицы - электроны, протоны и др. Таким образом, физика стала для меня первой научной школой, понять процессы, протекающие в природе - значит познать часть себя, так как мы сами являемся частью природы. В школе оказалось довольно много других интересных дисциплин, таких как география, история, иностранный язык, особенно среди них выделялась математика. Она поражала тем, что объекты, которые изучает, не существуют в природе. Цифры - они же не материальны (я их нигде, кроме как на бумаге не видел) в отличие от физических объектов. Но не смотря на это математические утверждения невозможно опровергнуть - вот это действительно мощный аппарат анализа окружающего нас мира, при чем полностью придуманный человеком в его разуме. И действительно, математика - царица наук, которая открывает двери к изучению и познанию Мира. В физической лаборатории у нас в школе было написано: "Физика слепа без математики и безрука без химии". Математика дала мне много, она научила абстрактно мыслить и систематизировать знания, дала возможность лучше понять многие физические явления в природе. Однако, не смотря на всё это, математическая формальность пока не способна описать духовные процессы в человеческой жизни!

Летом 1994 года мне в руки попала книга, посвященная программированию на языке БЕЙСИК. Она меня так заинтересовала, что я писал программы в тетради в надежде когда-либо попробовать, как они работают - с тех пор вычислительная техника и программирование стали для меня хобби, основные интересы не изменились - это была физика и математика. В программировании меня привлекала возможность управлять вычислительным процессом, и я понимал, что за этим - будущее! В 1996 году я стал счастливым обладателем первого своего компьютера модели 80286, и тогда впервые мне удалось реализовать те программы, которые были написаны еще два года назад в тетради. Тогда мне казалось, что работа с компьютером сильно развивает интеллект человека, заставляет его мыслить "сильнее". Я старался узнать как можно больше обо всем, что касалось вычислительной техники и информатики - понял, что познания эти почти безграничны!

В 1996 году я закончил 9 класс школы № 5 и продолжил учиться в 10 классе средней школы № 3 г. Дзержинска. Это была для меня новая школа, в которой я приобрел много новых друзей и замечательных учителей: Нина Александровна Антонюк (физика), Таисия Григорьевна Коваленко (математика), Ольга Григорьевна Шевченко (история). В 10 и 11 классах я продолжал изучать физику, математику и химию - в старших классах эти дисциплины наиболее интересны. Участвовал в олимпиадах по этим дисциплинам. Была в школе и такая дисциплина как информатика, там мы изучали вещи, которые мне уже были знакомы, поэтому я без труда выигрывал сначала школьные, а затем городские олимпиады по информатике.

В 10 классе меня сильно стал интересовать космос. Астрономия оказалась интересна всем, она вызывала у меня священный трепет, обусловленный кажущейся невозможностью понять научные концепции и бесконечность Вселенной. Я решил, что должен разобраться в небесных объектах и явлениях, которые с ними происходят, должен знать, как называется каждая звездочка на небе и уметь предсказывать небесные явления подобно тому, как это делали древние астрономы и звездочеты. Действительно, астрономия открыла много тайн, но в то же время поставила много вопросов, которые пытаются решить современные астрономы и астрофизики. К моему сожалению, астрономию в школе мы не изучали, так как кто-то в министерстве образования решил, что человеку достаточно знать физику, а фундаментальную, одну из самых древних наук убрали из школьной программы 11 класса, в то самое время, когда я пошел в 11 класс. Это мне запомнилось на всю жизнь, что кто-то решает важные для тебя вопросы, без твоего участия! Не смотря на это, я изучил астрономию самостоятельно, хотел в будущем заниматься её профессионально, но случилось так, что информатика стала для меня важнее. Информатика может в дальнейшем помочь специалистам различных отраслей (в том числе астрономии) эффективней решать их проблемы, и кроме этого, в Донецке был очень хороший факультет вычислительной техники и информатики, куда моя мама хотела, чтобы я поступил, так как сама окончила специальность "прикладная математика" на этом факультете.

В 1998 году, окончив среднюю школу с золотой медалью, решил поступать в ВУЗ. Я твердо уверен, что сделал правильный выбор - поступить учиться на специальность "Программное обеспечение автоматизированных систем" в Донецкий государственный технический университет. Информатика была для меня хобби, а теперь стала моей профессией, которая открывает новые горизонты, позволяет мне развиваться дальше!

Первое занятие в университете было по высшей математике, провел его Андрей Анатольевич Губарев. Я тогда впервые понял, что учеба в университете не получится простой, и математику учить мы будем очень подробно и "насовесть". Так оно и было. Весь первый курс я занимался чтением книг по вышке, так мы её называли, и выполнением домашних работ по сборнику Демидовича. Лекции по высшей математике читал Анатолий Ефремович Скворцов, он дал нам хорошую математическую базу для дальнейшей учебы.

Наталья Николаевна Дацун читала лекции по основам программирования и алгоритмическим языкам. Многое из её материала я уже знал, но лекции ещё более расширили и систематизировали эти знания. На лабораторных работах под руководством Инны Петровны Суворовой я впервые написал программу на языке Си, это была календарная задача, определения дня недели, на который выпадает 9 мая для заданного года.

Во втором семестре впервые познакомился с Юрием Валентиновичем Ладыженским на лекциях по дискретной математике, он дал интересные и важные для любого программиста знания в таких областях как теория множеств, логика, комбинаторика, теория графов и теория автоматов. На третьем курсе Юрий Валентинович читал дисциплину "ЭВМ и микропроцессоры" и "Компьютерные сети" - это фундаментальные знания для специалиста-информатика, Юрий Валентинович обеспечил нас этим фундаментом.

Галина Георгиевна Шалдырван подробно знакомила будущих программистов со структурами данных и классическими алгоритмами, а затем читала лекции по организации баз данных. Сильное впечатление производил на меня Анатолий Сергеевич Барашко, когда рассказывал о формальности алгоритма, машине Тьюринга и сложности вычислений. Он показал нам, что алгоритм для программиста не просто последовательность действий, а настоящая наука, знать которую должен каждый профессионал.

Очень интересным был третий курс. Наталья Николаевна Дацун познакомила нас с функциональным и логическим программированием. Интересной была курсовая работа по курсу "Графическое и геометрическое моделирование", который вел В.В.Карабчевский. Он научил нас основам компьютерной графики, тогда уже я предполагал, что это возможная тема моей дипломной работы.

Мне повезло попасть на лекции Льва Петровича Фельдмана, выдающегося преподавателя и ученого. Он читал лекции по численным методам на третьем курсе и структурам вычислительных систем - на пятом. Каждая его лекция была оригинальна. Он при помощи доски и мела настолько понятно и доходчиво объяснял, как решать различные уравнения и их системы, порой, очень сложные методы, что его понимали все студенты. Он вел лекции как беседу старых хороших друзей, которые собрались вместе для того, чтобы решить поставленную задачу, давал возможность студентам прочувствовать проблему и решить её самостоятельно. Так же искусно проводил Лев Петрович и лабораторные работы.

На третьем курсе я познакомился с Александром Яковлевичем Аноприенко. Он преподавал теорию операционных систем и знакомил с интереснейшим миром UNIX. Это также были необычные лекции. Александр Яковлевич впервые предложил нам, студентам, заняться реальным проектом (в рамках курсовой работы по теории операционных систем) энциклопедии операционных систем. Для этого он провел опрос студентов потока по поводу участия в этом мероприятии, и, неожиданно для меня, оказалось, что много студентов считают, что я могу возглавлять этот проект. Такое решение было для меня очень важным, ведь признание коллег - это самая высокая профессиональная оценка любого человека. Поэтому я старался, чтобы результаты работы оказались наилучшими. Действительно, благодаря Александру Яковлевичу, у нас появилась такая возможность показать свои творческие способности. Энциклопедия стала уникальной в своем роде, в одном месте была собрана информация о различных операционных системах. В феврале 2002 г. на конференции по дистанционному образованию в Донецке под руководством А.Я.Аноприенко был сделан доклад о проделанной работе и подготовлена соответствующая статья. Без сомнения, такой опыт работы необходимо сохранить и распространить на другие дисциплины и курсы на факультете.

Большой интерес вызвал курс Олега Ивановича Федяева "Основы систем искусственного интеллекта", ведь там рассматривались вопросы, которые меня интересовали давным-давно, ещё в школе. Олег Иванович показал, что перед информатикой стоит ещё очень много задач, решение которых позволит человечеству подняться на новый уровень развития - и все это в руках специалистов по информатике, биологии, философии и т.п. В курсе "Организация ЭВМ" Олег Иванович Федяев познакомил нас с различными архитектурами вычислительных машин, среди которых особенно выделялись нейрокомпьютеры и машины с нечеткой логикой. Особенность этого курса заключалось в том, что практическая работа студентов, содержание лабораторных работ была очень хорошо продумана. Студенты творчески могли выполнять задания, которые закрепляли у них теоретический материал. Мне очень понравились нейронные сети, и, по предложению Олега Ивановича, я принял участие в вузовском конкурсе студенческих научных работ 2001/2002 года. Выполнил работу "Прогнозирование с помощью искусственных нейронных сетей", за которую получил диплом ДонНТУ, а затем, когда работа приняла участие во Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ в г.Винница, я получил диплом Винницкого государственного технического университета. Думаю, что за нейрокомпьютерами будущее, а это значит, что необходимо уже сейчас разрабатывать соответствующие операционные системы и прикладное программное обеспечение.

В рамках курса "Компьютерные информационные технологии" под руководством Натальи Евгеньевны Губенко, Аллы Викторовны Чернышевой и Татьяны Васильевны Михайловой занимался проблемой сжатия звука на основе законов мю и А, и в апреле 2002 года сделал соответствующий доклад.

В апреле 2001 года получил благодарность Ректора за особые достижения в учёбе. На этой встрече лично познакомился с Ректором Александром Анатольевичем Минаевым и членами Ректората. Мы обсуждали проблемы образования в ДонНТУ и возможные пути их решения.

Учеба в университете оказалась очень интересной, поэтому выбрать приоритетную тему для магистерской работы было сложно. Однако я твердо решил заниматься компьютерной графикой, тем более что участвую в разработке различных графических систем совместно с фирмой MAUS (Германия). Компьютерной графикой на кафедре занимается проф. Евгений Александрович Башков, он согласился быть моим научным руководителем. Таким образом, совместно с ним мы решили работать над темой "Исследование алгоритмов трехмерной визуализации в реальном времени конструкций и механических узлов".

Компьютерной графикой в последнее время занимаются многие, что обусловлено высокими темпами развития вычислительной техники. Это, однако, не означает, что эта область исчерпала себя, наоборот, открылись новые, требующие глубокого изучения возможности применения графики в человеческой жизнедеятельности. Компьютерная графика - это не только компьютерные игры и спецэффекты в кино, но и графические пользовательские интерфейсы, САПР, Internet и т.п.

В будущем планирую поступить в аспирантуру, где собираюсь продолжать заниматься проблемами визуализации. Однако не собираюсь останавливаться только на этом. Информатика - многогранная наука, мне интересны все её стороны, не только компьютерная графика, но и проблемы искусственного интеллекта, распределенных параллельных вычислений и моделирования различных процессов, необходимо создавать архитектуры вычислительных систем нового типа, возможно, основанных на принципах работы мозга человека. Для этого нужно уже сейчас подробно изучать мозг, а это комплексная работа многих ученых из различных областей науки, таких как медицина, генетика, биология, информатика, философия, психология и т.д. Возможны и другие варианты, например, мечтаю принять участие в программах исследования космоса, заняться вопросами моделирования явлений космоса.


© 2003 Дмитрий Пауков
email: paukoff@fromru.com