Богун Наталья Александровна

Группа ЭМ-99а
Факультет Экономики и Менеджмента

Автореферат магистрской работы на тему:

Перспективы вступления Украины в ЕС


За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, развивающиеся в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств, важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных, региональных организаций является - Европейский Союз.

Прокладывая путь к интеграции государств-наций в коллективный надгосударственный экономический и, в конечном счете, политический союз, Европа также указывает направление к образованию более крупных форм постнациональной организации, выходящей за узкие представления и деструктивные эмоции, характерные для эпохи национализма. Это уже самый многосторонне организованный регион мира. Достижение успеха в области политического объединения этого региона может привести к созданию единой структуры, объединяющей 400 млн. человек, которые будут жить в условиях демократии и иметь высокий уровень жизни. Такая Европа неизбежно станет мировой державой. Европа также служит трамплином для дальнейшего продвижения демократии в глубь Евразии.

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Достижение экономических целей и их поэтапная реализация в сообществе тесно связаны с интеграционными процессами в политике и праве, и закрепляются созданием единообразных норм права государств-членов. Помимо этого, возникли споры относительно двойственности правовой природы ЕС. Одни ученые полагают, что Сообщество остается в сфере действия международного права и представляет собой классическую межгосударственную организацию, хотя и обладающую определенными особенностями. Другие, наоборот, считают, что различия между ЕС и международными организациями заключаются не в частностях, а в сути. Международные организации действуют в сфере межгосударственного сотрудничества, не затрагивая внутренних функций государств-членов и их функциональных структур. А Европейский Союз – это наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации территорий, политики и экономики государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогично государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан.

Однако наднациональные цели достигаются лишь с помощью механизма межгосударственного согласования. Еще следует заметить, что в правовой природе Европейского Сообщества не существует четко очерченных границ, разделяющих понятие наднационального и межгосударственного. В связи с этим ЕС, представляет собой международную организацию, имеющую особые отношения с государствами-членами. В западной доктрине преобладает точка зрения, согласно которой ЕС рассматривается как ассоциация суверенных государств с тенденцией развития к объединению федерального типа. Тем не менее, до сих пор идут оживленные споры по поводу определения ЕС по отношению к международному праву. Сотрудничество с ЕС является для Украины важным условием ее интеграции в мировое сообщество, одним из важных аспектов успеха демократических преобразований и перехода к полноценным рыночным отношениям, особенно теперь, когда ЕС стал крупнейшим центром экономического и политического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в Европе неуклонно набирает силу, как в политическом, так и в валютно-экономическом плане, вполне очевидно, что ЕС в Европе и в мире будет постепенно занимать одну из ведущих лидирующих положений.

Актуальность рассматриваемой мною темы объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем – все это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества так называемых региональных организаций. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. История имеет множество примеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС без сомнения образец абсолютно иных мотивов интеграции.

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения [1, 253-264].
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:
- выровнять уровни налогов
- устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям
- преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах
- унифицировать национальные технические и санитарные стандарты
- скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты

Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы [8, 344].

Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

Развитие сотрудничества между государствами и другими актерами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных объединений глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Учитывая многообразие этих сфер, безусловно, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, следовательно, вопрос политической интеграции останется актуальным еще долгое время.

Процесс интеграции, рассматриваемый на примере ЕС, это процесс долгосрочный, который строился на экономическом сотрудничестве, не без идеи политического единства. Интеграция - это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального, хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенные на потребности региона в целом; процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы от национальных перегородок; создание единого внутреннего рынка; рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения [9, 76].

ЕС – свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости, своеобразная «лаборатория», где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса.

Интеграционный процесс в Европе уже преодолел начальный этап становления, однако, сейчас перед ЕС стоит труднейшая задача сохранения структуры организации, налаженности и избежание опасности централизации власти, что неизбежно вызвало бы сильное сопротивление. Анализируя трансформации, которые происходят сейчас в Европе, следовало бы обратить особое внимание на ключевые проблемы интеграции в этом регионе, точнее перспективы будущего развития по двум направлениям – экономика и политика. Нас интересует, что можно было бы почерпнуть из опыта создания ЕС, какие проблемы ожидают его, есть реальная возможность последовать примеру ЕС и необходимо ли это государствам Евразии.

Список литературы

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения, 2000 г., 378 с.

2. «Договор о европейском Союзе» - Действующее международное право: сборник документов Т.3 – М, 1997;

3. Беляев С.А. «Европейское правовое пространство: обзор западноевропейских концепций», Правоведение №6, 1990 г., 98 с.

4. Браво Л.Ф. «Применение международного права в правопорядке европейских стран», Российский ежегодник международного права 1995 г., 330 с.

5. Кашкин С.Ю. «Основы права Европейского Союза» - «Белые альвы», 1997 г., 202 с.

6. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / М, 2000 г., 60 с.

7. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997.-128 с.

8. Мировая экономика:Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2000.-734 с.

9. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: «Издательство ЮНИТИ», 1998, 430 с.

10. Рыбалкин В.Е. МЭО: Третье издание, переработанное и дополненное. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 1999, 306 с.

11. Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.-446 с.




Отчёт о результатах поиска

Биография
Электронная библиотека
Біографія
Ссылки по теме
Biography