На главную Электронная библиотека Ссылки
 


Владимир АНИКИН Будущее российско-украинского экономического сотрудничества создается сегодня

 

Будущее российско-украинского экономического сотрудничества создается сегодня

 


Владимир АНИКИН, советник Посольства Российской Федерации в Украине, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.э.н., профессор

Олег КОПЫЛОВ, атташе Посольства Российской Федерации в Украине


 

Как известно, развитие отношений с государствами – участниками СНГ является безусловным приоритетом внешней политики Российской Федерации. При этом в качестве решающего фактора расширения всего комплекса связей между странами Содружества Россия рассматривает экономическое сотрудничество. В полной мере это верно и для наших отношений с Украиной, крупнейшим в СНГ и третьим в мире торгово-экономическим партнером России.

Украина и Российская Федерация – стратегические партнеры. Политика России на украинском направлении ориентирована на налаживание равноправного, добрососедского и взаимовыгодного сотрудничества. При этом Россия стремится наполнять двусторонние отношения реальным, конкретным содержанием, основанным на прагматизме и взаимном учете интересов. Такой подход, как представляется, способен придать российско-украинскому сотрудничеству положительную динамику и оградить его от издержек политической конъюнктуры. Ход российско-украинского сотрудничества после вступления в силу “большого” Договора от 31 мая 1997 года в полной мере подтверждает правильность избранной линии.

Теснейшее российско-украинское сотрудничество в экономической сфере – не случайное стечение обстоятельств. Это прямое наследие общей истории, а точнее – органичное и закономерное ее продолжение. В течение многих десятилетий экономики наших стран являлись неотъемлемыми частями единого народнохозяйственного комплекса с отлаженным механизмом экономических связей и высочайшей, не имевшей, пожалуй, аналогов в мире, степенью интеграции. Уникальность существовавших во времена СССР многоуровневых кооперационных связей, взаимопереплетение и взаимодополняемость республиканских экономик, общность научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования – все это и сегодня предопределяет наличие мощной стратегической составляющей нашего партнерства, направляет двустороннее сотрудничество в долгосрочное русло.

Вместе с тем одних лишь радужных воспоминаний о прошлом недостаточно для реализации позитивных экономических сдвигов в двусторонних отношениях. Известно, что даже самые тесные экономические связи не будут иметь желаемой отдачи, если не уделять их развитию постоянного, пристального внимания, а воспринимать как некую константу, существующую вне времени и пространства. За более чем десятилетие существования России и Украины в качестве суверенных государств нам в силу целого ряда причин не удалось выйти даже на тот уровень экономического и торгового сотрудничества, который существовал между тогда еще советскими республиками, скажем, в конце 1980-х годов. Этому, однако, не приходится удивляться, учитывая общую потерю экономического и производственного потенциала (в частности, в Украине в течение 1991-99 годов падение объемов ВВП составило 60%, промышленности в целом – 49%, сельского хозяйства – 51,5%).

В первой половине 1990-х годов торгово-экономические отношения России и Украины переживали глубокий кризис, что было прямым следствием общего экономического спада, характерного для всех республик бывшего Союза сразу после того, как СССР “как субъект международного права и геополитическая реальность” прекратил свое существование. Кроме того, в борьбе экономических приоритетов и политических устремлений последние в то время одержали верх. Разновекторность воззрений относительно путей дальнейшего развития молодых суверенных государств и перспектив сотрудничества в рамках СНГ, неоправдавшиеся надежды на исключительное сотрудничество с западными державами привели к экономической раздробленности и внешнеторговой дезориентации наших стран, отбросив национальные экономики по меньшей мере на два десятилетия назад. Большинство производимой в странах СНГ продукции оказалось неконкурентоспособным на мировых рынках; конкурентоспособные же товары “неожиданно” натолкнулись на частокол антидемпинговых мер, заградительных пошлин и квот со стороны “высокоразвитых” друзей и партнеров. С сожалением и горечью приходится констатировать, что в эти первые годы независимости была заложена деструктивная основа для потери многих наработанных долгими десятилетиями кооперационных связей между предприятиями и организациями наших стран. Постепенно разрывались жизненно важные технологические цепочки, утрачивались традиционные рынки сбыта, в том числе и целые сегменты рынков друг друга. Не секрет, что последствия этого наши экономики испытывают и по сей день.

Середина 1990-х характеризуется заметной активизацией российско-украинского торгово-экономического сотрудничества, связанной с постепенным выходом национальных экономик из структурного кризиса. Достаточно сказать, что к 1996 году наши страны вышли на 18 млрд. долл. внешнеторгового оборота – наибольший показатель за всю постсоветскую историю.

При этом важно отметить, что ключевую роль в поддержании экономических и торговых отношений России и Украины продолжали играть те самые “старые” производственные связи.

К сожалению, одновременно с положительной динамикой двусторонней торговли с обеих сторон начался процесс возведения торговых барьеров: были введены новые правила таможенного регулирования, подверглись пересмотру механизмы контроля импорта. Собственно, сам по себе процесс упорядочения внешнеэкономической деятельности был вполне закономерен и даже жизненно необходим – однако случилось так, что главными жертвами не всегда продуманных мер оказались экономики наших государств и, как следствие, двусторонние торгово-экономические отношения. Результатом этого стал очередной “откат” назад в российско-украинской внешней торговле: на протяжении 1997-99 годов ее оборот стал резко снижаться, достигнув в 1999 году отметки в 10,36 млрд. долл.

Драматическое падение объемов взаимной торговли происходило на фоне общемирового экономического кризиса, что самым пагубным образом сказалось на состоянии наших экономических систем. Критическим моментом кризиса для России стал дефолт августа 1998 года, обернувшийся продолжительной рецессией.

Вот лишь некоторые характерные для того времени причины сокращения российско-украинской взаимной торговли:

1.                    замещение внешней торговли внутренней в результате применения мер по защите национального товаропроизводителя в части тарифного, нетарифного и налогового регулирования ВЭД;

2.                    “нестыковки” в таможенно-тарифном регулировании ВЭД в России и в Украине;

3.                    усложненная и длительная процедура таможенного оформления товаров;

4.                    снижение платежеспособности покупателей, недостаток оборотных средств у субъектов ВЭД;

5.                    нестабильность национальных валют;

6.                    недоверие хозяйствующих субъектов обеих стран в отношении государства и друг друга по причине часто меняющихся норм и правил регулирования хозяйственной деятельности.

Переломным для экономических отношений Российской Федерации и Украины стал 2000 год. Именно в этом году обозначились перспективы решения ряда узловых проблем, сдерживавших развитие двусторонних торгово-экономических связей. Заметно улучшилось положение дел во взаимной торговле: объем российско-украинского внешнеторгового оборота вырос на 24% в сравнении с 1999 годом и достиг 11,58 млрд. долл.

Тогда же наметился прогресс в разблокировании весьма болезненной для обеих сторон “газовой” проблемы. В 2000 году были подписаны межправительственные соглашения – “Об условиях резервных поставок и оплаты российского природного газа в Украину в 2001 г.” и “О дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины”.

Следующий, 2001 год стал весьма позитивным для торгово-экономических отношений России и Украины. Показатели внешнеторгового оборота были практически закреплены на уровне предыдущего года и составили 11,75 млрд. долл. (рост на 1,5% по сравнению с 2000 годом). Активизация взаимной торговли происходила на фоне стабильного экономического роста в обеих странах. В целом, в 2001 г. удалось добиться заметного улучшения общего климата взаимодействия двух стран.

Общая нестабильность и частые кризисы в двусторонней торговле начала-середины 1990-х годов побудили Россию и Украину всерьез задуматься над пересмотром концепции экономических взаимоотношений, предпринять совместную попытку выстроить сотрудничество на принципиально новой, прагматичной и конструктивной основе. В определяющей степени этому способствовала активизация контактов на высшем уровне (только в течение 2001 года состоялось 8 встреч глав государств), достижение и реализация целого рода важных межправительственных договоренностей, в том числе по конкретной отраслевой проблематике, проведение очередного заседания Смешанной Российско-Украинской комиссии по сотрудничеству (которая до 2001 года не собиралась более двух лет), активизация работы ее профильных подкомиссий. Возобновилась параллельная работа энергосистем двух стран, наметились перспективы окончательной развязки “газового” узла.

Несмотря на предпринимаемые с обеих сторон усилия, во взаимной торговле России и Украины сегодня существует ряд серьезных факторов, блокирующих ее дальнейшее развитие. Хотя Россия остается главным внешнеторговым партнером Украины, ее доля в украинской внешней торговле продолжает снижаться (если в 1996 году она составляла 46,2%, то в 2001 году – всего 32,0%).

Заставляет серьезно задуматься снижение объемов внешней торговли по итогам первого квартала 2002 года (фактически, тенденция к снижению появилась еще во втором полугодии прошлого года. Среднемесячные объемы экспорта товаров во второй половине 2001 г. составили 249,7 млн. долл. против 363,6 млн. долл. в первом полугодии, т.е. снижение на 31,3%).

Обратимся к цифрам: объем двустороннего внешнеторгового оборота (товары + услуги) в первом квартале 2002 г. составил 2,52 млрд. долл. США (в 1 кв. 2001 г. – 2,93 млрд. долл., падение на 14%), в т.ч. экспорт в Россию – 1,17 млрд. долл. (в 1 кв. 2001 г. – 1,46 млрд. долл., падение на 20%), импорт из России – 1,35 млрд. долл. (1,47 млрд. долл., падение на 8%) при отрицательном сальдо в размере 0,180 млрд. долл. (в 1 кв. 2001 г. – 0,01 млрд. долл.).

Наблюдается дальнейшее снижение удельного веса России во внешней торговле Украины при одновременном росте внешнеторговых (главным образом, экспортных) операций Украины со странами Европы, Азии и Африки. Так, доля товарных поставок в Россию в первом квартале текущего года составила 17% от общего объема украинского экспорта (в 2001 г. – 22,6%, в 1996 г. – 39%). Поставки товаров из России составили в январе-марте текущего года 36,8% от общего объема товарного импорта в Украину.

О географической переориентации украинских экспортных потоков свидетельствует следующая тенденция: доля европейских стран в общем объеме украинского экспорта товаров увеличилась за период 1996 г. - 1 кв. 2002 г. с 24% до 36%, доля стран Азии и Африки за тот же период – с 20% до 35%.

Не претерпевает каких-либо серьезных изменений структура взаимных поставок товаров: из России – продукция топливно-энергетического комплекса, машины и оборудование, продукция химической и целлюлозно-бумажной промышленности; из Украины – металлы и изделия из них, машины и оборудование, сельхозпродукция, химические товары.

Общий вывод напрашивается сам собой – причины нынешнего положения во взаимной торговле заключаются в том, что в настоящее время практически исчерпаны используемые до сих пор экстенсивные источники ее дальнейшего расширения. В настоящее время назрела острая необходимость задействования тех направлений двусторонних торгово-экономических связей, которые, несмотря на принятые многочисленные решения, все еще остаются нереализованными. Сегодня остро стоит вопрос о кардинальном, если угодно, радикальном изменении методов ведения взаимной торговли, о ее выводе на качественно новый уровень.

Принципиально важно, что сегодня и в Украине, и в России существует взаимопонимание относительно того, насколько важное значение имеют двусторонние экономические и торговые отношения для стабильного развития наших государств.

На состоявшемся в декабре 2001 года в г.Харькове бизнес-форуме, проведенном с участием президентов Российской Федерации и Украины, было подчеркнуто, что дальнейшее развитие экономик обеих стран тесно связано с расширением межрегиональных связей и интенсификацией реальных инвестиционных процессов, которые необходимы для качественного обновления производственного аппарата в соответствии с мировыми требованиями. На достижение этих целей направлена и межправительственная “Программа развития межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на период 2001-2007 гг.”, подписанная 12 февраля 2001 г.

Следует признать, что реализация решений по вопросам развития межрегиональных связей обеих стран, принятых на межправительственном уровне, осуществляется медленнее, чем хотелось бы. Между российскими и украинскими регионами заключено около 300 двусторонних документов. Однако в результате того, что среди руководства некоторых регионов преобладает преимущественно формальный подход к развитию связей, из общей массы подписанных межрегиональных соглашений практически половина не действует в полную меру.

Развитие многопланового межрегионального и приграничного сотрудничества последовательно работает на материализацию принципов стратегического партнерства между двумя государствами. Консенсус между административными и бизнес-элитами России и Украины по этому вопросу уже вполне сложился, т.е. создана необходимая стабильная основа для совместной работы.

На межрегиональном уровне между Украиной и Россией ежегодно осуществляется торговля в объеме нескольких миллиардов долларов (только на приграничную торговлю украинских и российских областей приходится примерно 2-2,5 млрд. долларов в год, или 20% всего товарооборота). От успешности взаимоотношений регионов в ощутимой мере зависит сохранение тысяч рабочих мест. В этой сфере лежат корни взаимной заинтересованности деловых кругов в крупномасштабной производственной кооперации.

В 2001 году из 20-ти российских регионов, наиболее активно осуществлявших экономические связи с Украиной, ведущими являлись пять субъектов Российской Федерации – Москва с товарооборотом около 3 млрд. долларов, Тюменская область (1,2 млрд. долларов), Белгородская область (0,73 млрд. долларов), Ростовская область (0,41 млрд. долларов) и Московская область (0,37 млрд. долларов). В совокупности связи этой “пятёрки” составляют примерно половину всего товарооборота 20-ти российских регионов с предприятиями Украины.

Среди лидеров украинских областей, имеющих наибольшее количество договоров, заключённых с субъектами Российской Федерации, следует отметить Днепропетровскую, Донецкую, Харьковскую, Луганскую, Запорожскую, Полтавскую области и г. Киев.

Одним из ключевых направлений сотрудничества является организация работы по активному привлечению российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию, включая специальные (свободные) экономические зоны и территории приоритетного развития.

Можно сказать, что это направление работы пока только еще в самом начале. По состоянию на 1 апреля 2002 года объем прямых иностранных инвестиций (накопленных) в Украину составил 4,53 млрд. долларов США. Россия сегодня занимает лишь 5 место среди ведущих стран-инвесторов (317,7 млн. долл. или всего 7% от общего объема ПИИ). Для сравнения: США – 763,3 млн. долл. (16,8%), Кипр – 485,0 (10,7%), Великобритания – 426,3 (9,4%), Нидерланды – 383,8 (8,5%).

По структуре вложенных средств – это прежде всего нефтепереработка и нефтехимия, производство и утилизация ядерного топлива, производство кокса и горно-металлургический комплекс, а также здравоохранение и социальная сфера. Из общего объема накопленных российских ПИИ в Украину почти 90% были вложены в предприятия лишь 5 регионов – Полтавской области, Автономной Республики Крым., г.Киева, Ровненской области, г.Севастополь.

Если говорить об украинских инвестициях в Россию, то эта цифра составляет сегодня 82,4 млн. долларов (в основном, операции с недвижимостью).

Как видно из приведенных данных, инвестиционное взаимодействие наших стран еще не стало заметным фактором, влияющим на развитие взаимного товарообмена.

Сегодня складывается непропорциональная структура прямых взаимных инвестиций как по географии, глубине инвестирования, так и по видам экономической деятельности. Одна из основных причин - недостаточная информированность субъектов хозяйствования о существующих направлениях эффективного вложения финансовых средств, влияющих на рейтинг региона, и, по существу, межрегионального сотрудничества, реализуемого на уровне крупных бизнес-структур и государственных предприятий.

Вместе с тем существуют и положительные примеры. Приведем лишь один из них. Компания “Лукойл” инвестировала за последние 2 года в модернизацию Одесского НПЗ около 8 млн. долл. В результате загрузка предприятия приблизилась к 100 процентам, стабильно растут прибыли. Кардинально улучшились социально-бытовые условия сотрудников, появились новые рабочие места. В 2002-2003 гг. ОАО “Лукойл” планирует осуществить инвестиции в развитие НПЗ и его инфраструктуры в объеме еще 38,1 млн. долл. с целью приблизить его к европейскому в плане сертификации уже в июне 2004 г.

Дальнейшему развитию сотрудничества российских и украинских предприятий препятствует отсутствие адекватной кредитной поддержки со стороны банковского сектора. Потенциально выигрышным как для России, так и для Украины может оказаться создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Проблема в том, что в Украине отсутствует реально работающее законодательство в области создания международных ФПГ, что не позволяет осуществлять совместную работу в налаживании устойчивых кооперационных связей в выпуске необходимой сельскохозяйственной техники, в химической промышленности, производстве удобрений и др. Не работает на деле и правовой механизм в области законодательства о разделе продукции. Это приводит, в частности, к тому, что российские компании иногда лишены возможности участвовать в крупных инвестиционных проектах, представляющих взаимный интерес (к примеру, разведка и добыча газа на шельфе Азово-Черноморского бассейна).

Одним из путей решения указанных проблем, как представляется, должна стать активизация взаимодействия парламентариев России и Украины с целью гармонизации законодательно-нормативной базы двух государств и исключения возможности принятия документов, нарушающих принципы двусторонних договоров и соглашений в экономической области, сдерживающих развитие взаимного сотрудничества и торговли.

На этом этапе крайне необходима действенная помощь предпринимателей и промышленников, подготовка ими конкретных предложений по разработке тех или иных правовых документов, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

Среди основных причин сокращения двустороннего товарооборота эксперты и участники рынка называют увеличение количества взаимных антидемпинговых и специальных расследований, “неработающую” нормативную базу в сфере поставок товаров по линии производственной кооперации, снижение спроса на украинскую продукцию на российском рынке. Кроме этого, сдерживающими факторами также являются отсутствие до настоящего времени нового двустороннего Соглашения о свободной торговле, регламентирующего согласованные процедуры применения мер защиты национальных рынков, ограничивающих взаимный экспорт.

Еще один фактор, существенно тормозящий развитие двусторонних связей, заключается в по сути двойном налогообложении значительной части двусторонней торговли. В Украине это часто связывают с переходом России с 1 июля 2001 года на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения. В результате, с середины 2001 г. отмечается снижение темпов роста товарооборота, а с начала 2002 г. – сокращение его абсолютных объемов.

В торговых отношениях между Россией и Украиной складывается негативная тенденция, вызванная беспрецедентным ростом специальных торговых мер с обеих сторон. По оценке украинских экспертов, уже сегодня в годовом исчислении ущерб от санкций для Украины составил 430 млн. долларов.

Сдерживающим моментом развития межрегионального сотрудничества и одновременно требующим решения на государственном уровне является проблема организации товарных потоков с таможенным оформлением грузов при пересечении границы.

С большим опозданием готовятся и подписываются основополагающие документы, регламентирующие поставки продукции по производственной кооперации. В качестве примера можно отметить, что до сих пор не утвержден перечень продукции на 2002 год, взаимные поставки которой осуществляются в соответствии с Соглашением о производственной кооперации. По этой же причине в 2001 году такие поставки практически не осуществлялись.

Требуют дальнейшего согласования на межправительственном уровне вопросы торгового режима – снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, усовершенствования таможенного регулирования.

Одним из способов решения этих проблем, очевидно, могло бы стать заключение соответствующего двустороннего соглашения о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле России с Украиной.

Не вызывает сомнений необходимость скорейшего подписания нового двустороннего Соглашения о свободной торговле, которое соответствовало бы реалиям времени, четко отражая процедуры применения сторонами всех инструментов по защите рынка.

Расширению взаимной торговли между Россией и Украиной будет способствовать создание совместных предприятий в ключевых отраслях промышленности, развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, координация в области взаимного инвестирования, выработка общих позиций для совместного выступления на рынках третьих стран.

Еще одной проблемой является острый недостаток в информации о часто меняющейся нормативно-правовой базе, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность в обеих странах, в подборе надежных деловых партнеров, их коммерческих предложениях, о возможностях участия в приватизации объектов хозяйствования. Все это существенно сдерживает процессы образования и развития устойчивых деловых связей.

Эти вопросы возможно решать путем создания единого межрегионального информационно-маркетингового центра, с отделениями в Москве и Киеве. Такая работа в Украине уже начата.

При поддержке Посольства и Торгпредства Российской Федерации в Киеве создан Российско-Украинский Инвестиционно-Коммерческий Центр (“РосУкрИнвест”).

Основные направления деятельности центра “РосУкрИнвест”:

1.                   проведение работы, направленной на активное привлечение российских инвестиций в различные сферы экономики Украины и украинских инвестиций – в Российскую Федерацию;

2.                   всемерное содействие развитию межрегиональных торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами малого, среднего и крупного бизнеса Российской Федерации и Украины.

В число соучредителей Центра вошли авторитетные российские и украинские предприятия и организации. Создается сеть представительств и отделений Центра в регионах Украины и Российской Федерации, которые будут осуществлять подготовку инвестиционных предложений и проводить работу по привлечению потенциальных инвесторов к реализации инвестиционных проектов.

Украина относится к энергодефицитным странам, поскольку за счет собственных источников удовлетворяет свои потребности в топливно-энергетических ресурсах лишь на 47-49 %. Собственная добыча покрывает 10-12 % потребностей в нефти и 20-25 % - в природном газе.

В деле обеспечения энергетической безопасности Украины большое значение имеют отношения стратегического партнерства с Россией. Россия сегодня сохраняет лидирующие позиции на европейском газовом рынке, является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. За счет российских энергоносителей покрывается 100% потребностей Украины в ядерном топливе, около 2/3 потребностей в сырой нефти и около 1/2 - в природном газе.

В этом контексте нельзя не упомянуть совместную инициативу президентов Российской Федерации и Украины от 10 июня с.г. (к которой присоединилась и Германия) о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Решение о создании на паритетных началах международного консорциума по модернизации и использованию газотранспортной системы Украины стало свидетельством подлинно стратегического, дальновидного подхода к обеспечению общеевропейской энергетической безопасности. Как отметил Президент Украины Л.Д.Кучма в ходе встречи с Президентом России В.В.Путиным в Сочи 17 мая с.г., “газовая проблема из элемента раздора превратилась в предмет сотрудничества”.

Чрезвычайно важным является также то, что Украина сегодня получает новые возможности по привлечению инвестиций в модернизацию своей системы транзитных газопроводов.

В ходе очередного заседания Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству под председательством премьер-министров двух стран (Харьков, 20-21 июня с.г.) было подписан долгосрочный контракт между ОАО “Газпром” и НАК “Нефтегаз Украины”, закрепляющий стабильные объемы транзита российского природного газа через территорию Украины до 2013 года.

Сотрудничество в области авиакосмической промышленности является одной из наиболее перспективных сфер, поскольку здесь обе страны, действительно, конкурентоспособны и могут выходить на мировые рынки. Акцент делается на координации действий по продвижению на мировой рынок космических услуг и российско-украинских технологий, расширение сферы коммерческого использования ракет-носителей “Зенит”, “Циклон”, “Днепр”. Отрадно наблюдать успешную реализацию совместного американско-норвежско-российско-украинского проекта “Морской старт”.

Интересам России и Украины отвечает создание и продвижение на внутренних и внешних рынках перспективных образцов авиационной техники.

27 февраля 1998 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы, а также Программа экономического сотрудничества и Мероприятия по ее реализации. В настоящее время во многих сферах экономического сотрудничества реализуются положения этих документов. В ходе реализации программы подписаны свыше 20 межправительственных и межведомственных соглашений, в том числе о поощрении и защите инвестиций, о производственной кооперации, о сотрудничестве в банковской сфере и др.

Особо благоприятную ситуацию для качественного улучшения отношений двух стран создает объявление 2002 года “Годом Украины в России”. Применительно к экономической сфере двусторонних отношений суть этой беспрецедентой инициативы объясняется следующим образом: Россия желает видеть в лице Украины экономически мощного и надежного партнера в силу высокого уровня кооперации между нашими экономиками и отдельными предприятиями.

Как свидетельствуют предварительные расчеты, принести ощутимые экономические преимущества и одновременно снять большую часть проблем, накопившихся в торгово-экономических отношениях России и Украины, могло бы полноформатное участие последней в работе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда уже входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. О возможности такого участия неоднократно заявлял Л.Д.Кучма в ходе встреч с главой российского государства. Действующие в этом интеграционном объединении механизмы позволили бы практически полностью преодолеть торговые барьеры между Россией и Украиной.

Большую перспективу имеет и синхронизация действий Украины и России по вступлению в ВТО, в т.ч. и в формате ЕврАзЭС. Уставом ВТО предусмотрено присоединение к ней как отдельных стран, так и интеграционных группировок различного типа: зон свободной торговли, таможенных союзов. Поэтому вариант вступления ЕврАзЭС в ВТО, на наш взгляд, нельзя с ходу отвергать в угоду политической конъюнктуре. Тем более, когда в состав этой группы уже сегодня входит государство-член ВТО – Киргизия, а другой член ВТО – Молдавия – уже приобрела статус наблюдателя при ЕврАзЭС одновременно с Украиной. Немаловажно и то, что Россия и Казахстан - члены ЕврАзЭС - признаны в качестве стран с рыночной экономикой.

Сообщество как международная экономическая структура делаает основной акцент на интеграцию прежде всего в экономической области. Такой подход нацелен на решение основной задачи, провозглашенной при создании ЕврАзЭС, - формирование полноценного таможенного союза и в дальнейшем – единого экономического пространства. Сотрудничество в культурной, научной и других областях призвано обеспечивать достижение этой цели, не “уводя в сторону” экономическую интеграцию, а тем более не подменяя собой ее суть.

В результате совместных усилий государств-членов ЕврАзЭС по углублению сотрудничества, в частности в сфере экономики, этой “пятеркой” стран наработан значительный интеграционный потенциал.

*           *          *

В недавнем послании Президента Украины Верховной Раде "Европейский выбор" большое внимание уделено оптимизации экономических отношений с Российской Федерацией.

В документе, в частности, отмечается, что сегодня перед обеими странами встает общее задание – "сосредоточить усилия на практической реализации достигнутых договоренностей, вывести свое сотрудничество на уровень действительно стратегического партнерства, наполнить принятые политические документы конкретным реальным смыслом".

             В будущем десятилетии, говорится в Послании, согласно национальным интересам Украины, ее экономической безопасности приоритетными направлениями стратегического партнерства с Россией должны стать сотрудничество в энергетической отрасли, в частности, развитие единой энергетической системы, совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств ТЭК; научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие транспортной сети в Украине в интересах обеих государств; инвестиционное сотрудничество, развитие совместных производственных структур, кооперационных и технологических связей, формирование совместных промышленно-финансовых групп; развитие военно-технического сотрудничества; фондовых рынков и процессов взаимного инвестирования; взаимное расширение рынка трудовых ресурсов; совместное развитие регионов, представляющих интерес для обеих государств, взаимовыгодное использование совместных зон хозяйственной деятельности и развитие контактных территорий; сотрудничество в противодействии тенезации экономики и нелегальной миграции.

             Как видно, и России и Украине еще предстоит сделать очень многое для того, чтобы наполнить наши партнерские отношения конкретным практическим содержанием. Самое важное, пожалуй, уже произошло – два братских государства пришли к объективному пониманию, что на пути интеграции в мировое экономическое сообщество нам не обойтись друг без друга. Успешное развитие наших экономик во многом будет зависеть от того, насколько успешно России и Украине удастся задействовать потенциал двустороннего взаимодействия. Остается лишь упорно работать над тем, чтобы как можно быстрее и эффективнее трансформировать политическую волю в реальные дела, не допуская старых ошибок и опасных рецидивов в двусторонних экономических отношениях.


 

«Актуальні проблеми економіки» №8, 2002

 

Владимир АНИКИН."Будущее российско-украинского экономического сотрудничества создается сегодня."