Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ
Поисковая система ДонНТУ


Автобиография
Магистерская работа
Результаты поиска
Электронная библиотека
Ссылки


Евгений Воробьев, Татьяна Шедякова
Мотивации современных инноваций: основания и
механизмы // Бизнес Информ. - 1996. - №3. - с. 16-19



Время инноваций - это "свобода для", а не "свобода от". Это период поиска разных решений и их сосуществования


Исследования показывают, что эффективность механизмов мотивации инновационной деятельности в значительной степени зависит от существующих традиций, склада социальной структуры хозяйственных отношений, исторической памяти работников. Для Украины с ее разграничением регионов на преимущественно аграрные и преимущественно индустриальные наиболее важны, при интеграции в международные инфраструктуры различия мотивационных потенциалов традиционного (в своей основе сельскохозяйственного) и рационального (городского) типов экономического поведения [1]. Попытки применения унифицированного подхода для этих принципиально различных поведенческих стереотипов не только бесплодны, но и способны усилить существующую отчужденность персонала, развивая инновационную пассивность [2]. Вместе с тем наступление эпохи постмодернизма в хозяйственных отношениях позволяет длительную взаимовыгодную кооперацию принципиально разных секторов экономики со своими особенными культурными мирами и ценностями. Возникающие технологии управления как раз и ориентированы на внешнюю координацию различных социально-хозяйственных укладов без жесткого подчинения друг другу в единой надструктуре. Специфическая проблема периода реформ, периода перехода - причудливое сочетание в одном и том же человеке стереотипов прошлого и будущего, аграрного и постиндустриального, когда академики вынуждены махать тяпками, а артисты изнемогать в огородах. Такая "проверка на прочность" субъектов инновационной активности вымывает из стран профессионалов, не желающих терять свой уровень и имеющих основания рассчитать на стабильное и высокое вознаграждение в сохранившихся социально-экономических системах зарубежья.

Сложившаяся ситуация выдвигает совершенно особенные требования к мотивационному механизму инновационного поиска. Есть анализ приемлемых решений в условиях административно-бюрократической системы [3], набор типовых мер в экономиках западного образца. Но проблема отбора стимулов в нынешней ситуации уникальна, ее рассмотрение лишь начато. Между тем нарастающее ограничение имеющихся (и временных) ресурсов выдвигает все более отношениях жесткие требования к предлагаемым схемам, объективно предполагает использование всех оставшихся возможностей для прекращения печальных тенденций [4].

Но переходный период - это обилие не только сложностей, но и возможностей. Новые хозяйственные формы, единство хозяина и труженика, производственная демократия и разнообразие организационных моделей дают толчок для самореализации личности в хаосе социальных структур. Появившиеся возможности уникальны; применение инновационных решений в технологиях, экономике, организационных решениях именно сейчас способно дать сильнейший толчок в получении прибылей, позволяет опередить конкурентов, обеспечить грандиозную рентабельность. Но - при стабильном законодательстве, щадящей налоговой политике и разумной социальной защите (включая защиту предпринимателей). При правильном построении мотивационного механизма возможны инновационные сверхрешения. В любом случае время перехода, время хозяйственных аномалий требует инноваций.

1. Инновации: содержательная характеристика и место в экономическом развитии общества

Инновация в широком смысле слова, имманентно присущая человеческому мышлению и человеческой практике, представляет собой деятельность, в ходе которой, во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие; во-вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные или духовные произведения; в-третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного.

Инновацию в узком смысле слова мы имеем в тех случаях, когда речь идет о степени или этапе развития научного творчества, имманентно присущего человеческому отношению к действительности.

Инновационные задачи можно грубо разделить на два класса. Один из них составляют те задачи, которые могут быть решены средствами планомерного использования осознаваемых способов и приемов... Другой класс составляют те задачи, противоречия которых более глубоки и решения обязательно опосредствуются неосознаваемыми вначале находками.

Так, по мнению Т. Куна, нужно различать так называемую нормальную науку, когда осуществляется накопление всех имеющихся фактов, и период смены парадигмы. Причем переход к новой парадигме является научной революцией, а новая теория предстает как непосредственная реакция на кризис. Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила исходящие из прошлой парадигмы ожидания. И только когда эксперимент и создаваемая теория выявляют соответствия друг другу, теория превращается в победоносную парадигму. Первооткрывателем же оказывается тот, кто заведомо знает, чего ожидать и что выделять из хаоса фактов.

Следует сказать, что обладание парадигмами есть характеристика не отдельных людей, а групп, противостоящих друг другу в одно и то же время. Смена парадигм не может осуществляться постепенно - она либо признается сразу данной школой, либо отвергается автоматически. Так происходит самоопределение научных школ и прогресс в процессе взаимодействия между конкурирующими коллективами. В результате именно в сфере инновации справедливо, что "нет ни одного другого профессионального сообщества, где индивидуальная творческая работа столь непосредственно была бы адресована к другим членам профессиональной группы и оценивалась бы ими" [5].

В инновационный потенциал как одно из ведущих слагаемых входит мышление, отличающееся целым рядом свойств от стереотипного, нетворческого. К этим свойствам в первую очередь относится избирательность ума, ограничивающая область распространения мысли. Большой интерес в этом отношении представляет высказывание выдающегося французского математика Анри Пуанкаре: "Я уже говорил, что изобретение - это выбор. Впрочем, это слово, может быть, подобрано не совсем точно - здесь приходит в голову сравнение с покупателем, которому предлагают большое количество образцов товаров, и он исследует их один за другим, чтобы сделать свой выбор... Выбор происходит не таким образом. Бесплодные комбинации даже не придут в голову изобретателю. В поле зрения его сознания попадают лишь действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он сам отбросит" [6]. Техническое мышление не могло бы завершиться чем-либо продуктивным, если бы оно не обладало подобной избирательностью. Признак этот довольно четко позволяет отделить инновационно мыслящих ученых от их коллег, которые не обладают такой способностью.

Инновационный потенциал личности - экономический фактор высочайшей ценности, и в то же время он необычайно хрупок. И работоспособность, и профессиональное мастерство одного и того же человека могут оказаться на различных уровнях продуктивности в зависимости от динамики психических состояний работника. Но инновационный потенциал по степени чувствительности к колебаниям психических состояний не идет ни в какое сравнение с этими двумя формами резервов человеческого фактора: порой он оказывается настолько капризным, что даже талантливый, более того, гениальный мыслитель уподобляется ординарному человеку, не наделенному инновационным даром от рождения.

2. Мотивационный механизм творчества: современные основания и постcовременные тенденции развития Украины

Главный смысл мотивационного механизма инновационной деятельности не принуждение индивида к выполнению, рабочих операций, а пробуждение в нем интереса к самой деятельности, становление чувства хозяина. Особенностью мотивационного механизма творчества является и сознательность, рефлексивный характер, личностно значимая оценка деятельности. Поэтому мотивационный механизм творческой активности некоторые элементы теряет, но в целом становится значительно глубже, богаче, опосредованнее, сложнее, чем мотивационный механизм деятельности трудовой. Мотивационный механизм творческой активности в тpyдe в соответствии с определением творчества - вершина механизма экономического стимулирования в целом. Он интегрирует лучшие черты различных подструктур мотиваций. Кроме того, мотивация творческой активности - ядро экономической мотивации; она представляет наиболее глубокое содержание любой специальной мотивации. Со становлением труда как творчества начался процесс превращения мотивации творчества во всеобщий механизм привлечения к деятельности, однако существенно обогащенный и достроенный (см. схему 1).

Полный механизм действия мотиваций творчества включает в себя: звенья прямые и косвенные, опосредованные; общие механизмы действия стимулов труда и свойственные лишь мотивационному механизму творчества; социально-политические, экономические и организационно-технические рычаги. Этот механизм, на наш взгляд, состоит из двух подструктур разной степени абстрактности и объективности. Ведущей является подструктура, отвечающая требованиям всеобщности, высокой степени абстракции всех своих компонентов, закладывающихся на уровне не отдельного работника, а общественного производства в целом.

На наш взгляд, в соответствии с общей природой и интеграцией в единую систему целый ряд проблем, которые решаются сейчас самостоятельно для каждого элемента системы, должны решаться вместе. Так, очень часто встает проблема различения категорий данной системы. Один из вариантов ее решения - попытки дать характеристику с позиций "уже - шире". На наш взгляд, это малопродуктивно, так как означает сведение природы одной категории к сущности другой, отождествление ее с частью другой - то есть подмену понятий. Второй из весьма распространенных вариантов - указание на осознание категории. Так, предполагается, будто интерес - это осознанная потребность, мотивация - отражение интереса в сознании и т. п. В связи с этим уместно вспомнить, что сам факт осознания явления отнюдь не превращает его в нечто новое. При этой позиции либо одна категория опять-таки сводится к другой, либо проводится идея субъективности одной из рассматриваемых категорий (см. схему 2).


Схема2

3. Научная организация творческого труда

...Творчество. Мы уже многократно употребляли это слово. Что оно означает? Открытие нового, не известного для всего человечества? А если это открытие только для себя? Тогда как же? Да, если вы открыли что-то только для себя, если придумали какую-то модель сами, хотя она давно уже другим известна, - это тоже творчество.

Но с чего же начинается творчество? Давайте попытаемся заглянуть в себя, взвесить, на что способен каждый из нас, и правильно наметить свой жизненный путь с помощью следующей программы изучения своего "я".

1. Здоровье и физическое совершенствование. Многие из вас думают, что здоровье - это личное дело, "только мое богатство". В действительности же здоровье каждого человека - главное общественное достояние. И дело не только в том, что чем меньше у нас больных людей, тем больше производится необходимой нам продукции и меньше тратится общественных средств на лечение. Здоровый образ жизни во имя высоких духовных ценностей - вот что главное. Сейчас говорят так: человек - сам себе врач и тренер.

2. Мой темперамент. Анализируя свой темперамент, нужно обратить внимание на то, что вам особенно мешает работать, общаться с людьми.

3. Умею ли я правильно мыслить? Мышление есть высшая форма познания действительности, процесс не непосредственного, а опосредованного и обобщенного ее отражения. Опираясь на ощущения и восприятия объектов, на чувственное познание, мышление отражает сущность объектов и явлений и обеспечивает человеку постоянное проникновение в тайны окружающего мира. Мышление возникает в процессе деятельности человека и является залогом ее успеха. Во всем, что нас окружает, видна мысль, способность человека сравнивать, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, судить о том или ином объекте, явлении, делать определенные умозаключения, выводы.

4. Речь и ее совершенствование. Речь и мысль человеческая настолько едины (но не тождественны), что еще в древние времена было замечено: кто правильно мыслит, тот и ясно излагает. Вот почему речь иногда является как бы второй фотографией человека, способной и утвердить, и изменить мнение о нем. Поэтому необходимо исключить из своего словаря те слова-паразиты, которые уродуют речь ("ну", "значит", "стало быть" и др.), старайтесь говорить не торопясь, медленнее, чем обычно. Так же правильно пользуйтесь логическими ударениями, роль которых вы часто недооцениваете. Перестраивая логические ударения, можно достичь весьма значительных изменений смысла высказывания, а отсутствие логических ударений лишает слушающих возможности понять истинный смысл сказанного.

Формирование постсовременной парадигмы и ее динамик существенно влияет и на сам творческий процесс, и на отношение к нему. Общество получает возможность более гибкой и мягкой реакции на наличие аномальных социально-экономических явлений и периферийных культур. Закрепляются принципиально разнородные структуры. Внутренние ценности и глубоко индивидуальные смыслы приобретают макрохозяйственное звучание. Многие тенденции еще только формируются, другие трудно распознать в море прежних закономерностей и уходящих фактов. Объективизируется социальная потребность в запрете на насильственное манипулирование инновациями даже аутсайдерского типа, на разрушение даже контркультурных логик: новая эпоха создает свои культурные миры, где есть место всем. Творчество становится не только идеально всеобщим, но и реально всеобщим процессом. Так, в известном романе Аркадия и Бориса Стругацких "Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя" дается прообраз поликультуры грядущего: "Флора знает только один закон: не мешай... Никогда не желай многого... Хотеть можно только то, что тебе хотят дать". Да, действительно, "на переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно". Вот только ликвидируя поиски и очаги альтернативных субкультур и решений, можно выполоть необходимую часть будущего. Потому так опасны ограниченность и тяга к жесткой социальной инженерии администраторов: "Все они хирурги или костоправы. Нет у них ни одного терапевта. Время инноваций - это "свобода для", а не "свобода от". Это период поиска разных решений и их сосуществования.

    Литература
  1. Воробьев Е.M. Экономические противоречия социализма и их проявления в системе "город-деревня". - Харьков, 1990; Шедяков В. Е. Фермерство Харьковщины: каким ему быть? // Акционерное дело. - 1992. - № 1. - С. 56-66; Козинский С. Крестьянские хозяйства: тенденции развития // Бизнес Информ. - 1995. - № 43-44. - С. 30-34.
  2. Китов А.И. Экономическая психология. - М. 1987; Попов Г.X. Эффективное управление, - М., 1985; Социология труда / Под ред. Мохнарылова В.П. - К., 1981; Тощенко Ж. Социальные резервы труда. - М., 1989.
  3. Завлин П.Н., Юделевич М.А. Научный труд в условиях НТР: эффективность и качество. - М., 1985; Повышение трудовой активности масс: социально-экономические проблемы / Под ред. М.И. Воейкова, П.В. Гречшиникова, - М., 1987; Терехин В.И. Повышение эффективности производства новой техники. - М., 1987; Трилевич С.И. Экономия труда. - К., 1986; Экономическое стимулирование НТП / Под ред. П.А. Седова. - М., 1984.
  4. Московкин В. Внешняя миграция // Бизнес Информ. - 1994. - № 31. - С. 6-8;
    Московкин В. Процессы вырождения общества и формирования элит // Бизнес Информ. - 1994. - № 21. - С. 6-7;
    Московкин В. "Утечка умов" из стран СНГ // Бизнес Информ. - 1995. - N 5. -С. 15-17;
    Lazarenko V., Shedyakov V. Scientific - intellectual potential and transformation of Industrial Relations in Ukraine // MRA 10th Word Congress: Communication Abstracts tracks 1-5.-Washington, D.C, May 31 - June 4, 1995.- D. 10, ect.
  5. Кун Т. Структура научных революций, - М., 1977. - С. 215.
  6. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970. - С. 138.

Евгений Воробьев, Татьяна Шедякова Мотивации современных инноваций: основания и механизмы // Бизнес Информ. - 1996. - №3. - с. 16-19

К началу




Автобиография
Магистерская работа
Результаты поиска
Электронная библиотека
Ссылки