[главная] [магистерская работа] [электронная библиотека] [ ссылки] [ результаты поиска]


Проявин А.В., Ярым-Агаев А.Н.

ОСНОВНЫЕ КОМПАНИИ И ТИП РЫНКА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В УКРАИНЕ

Никто не может отрицать той роли, которую играют в экономике любой страны средства телекоммуникации, позволяющие обеспечить надежную и быструю связь с любым населенным пунктом. Эта роль особенно возрастает в современной экономике, когда от скорости и качества передачи информации зачастую зависит правильность принятия стратегически важных решений как на уровне предприятий, так и отдельных субъектов экономических отношений.

В настоящее время в области связи наиболее динамичным является рынок средств сотовой связи, который продолжает свое интенсивное развитие.

На сегодняшний день на рынке действует пять компаний сотовой связи, причем две из них являются общенациональными, а три региональными. Итак, это: UMC ("Украинская мобильная связь"), Киевстар GSM, Golden Telecom, DCC, "Украинские радиосистемы'' (торговая марка WellCom).

UMC и Киевстар GSM - два наиболее динамичных и мощных оператора в Украине. Первая компания зарегистрирована с 1992 года (стандарт NMT450i), вторая с 1997 года (стандарт GSM-900). Процент покрытия сетью GSM-900 более 90% . Оба оператора имеют лицензии на работу в стандарте GSM-1800 и активно развивают его в районах с увеличенным трафиком. Доход компании UMC за ІІІ квартал 2003 года составил 306 млн. USD, прибыль за этот же период - 61 млн. USD. Доход компании Киевстар GSM за ІІІ квартал 2003 года составил 258 млн. USD, прибыль 65 млн. USD. Количество абонентов на начало 2004 года у UMC и Киевстар GSM - 3037 и 3041 тыс. человек соответственно.

Компания DCC - является оператором сотовой связи с использованием беспроводного доступа на базе стандарта D-AMPS (800 МГц). DCC предоставляет услуги сотовой связи более 85 тыс. абонентов в 8 областных центрах (Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Луганск, Запорожье, Симферополь) и более чем в 35 других городах Украины.

Компания WellCom, работающая с 1998 года только в Киеве, 11 ноября 2003 года завершила регистрацию филиалов в Днепропетровске, Одессе и Харькове. В 1999 году WellCom оплатила работы по высвобождению GSM-частот в диапазоне 900 Мгц и в 2000-2001 гг. получила две лицензии на работу во всех 27 регионах Украины до 2015 года. Количество абонентов компании на конец 2003 года более 40 тыс. человек. Компания Golden Telecom с начала выхода на рынок в 1995 году работает только в стандарте GSM-1800 и пока только в двух городах. Оператор обслуживает более 41 тыс. абонентов.

Для определения типа рынка мобильной связи используем индекс Херфинделя:

H = d1^2+d2^2+d3^2+…+dn^2, (1)

где:

H - коэффициент Херфенделя;

d1, d2,d3,dn - доля оператора 1,2,3 и n на данном рынке , %.

В результате расчета было получено значение индекса Херфенделя: по доле доходов операторов на данном рынке - 4430, по количеству абонентов - 4736. Несмотря на то, что значения коэффициентов немного отличаются, они характеризуют практически один уровень монополизации рынка. Более высокий показатель критерия по количеству абонентов означает, что три более мелких оператора имеют более дорогих клиентов, то есть по существу занимают рыночные ниши, обслуживая в основном корпоративных потребителей.

Начиная с осени 2003 года все компании мобильной связи начали использовать ценовую конкуренцию с целью освоения рыночных сегментов. В результате, только за три месяца 2004 года, количество абонентов увеличилось на 1 млн. человек и достигло 7 млн. абонентов. Причем, ценовая политика UMC выглядит более привлекательно, что обусловило увеличение абонентов до 3,8 млн. ( на 26,7%) по сравнению с увеличением абонентов Киевстар до 3,2 млн. ( на 6,8%). Финансовые результаты ценового противостояния двух компаний будут известны позже.


Материалы 5 международной научной конференции студентов и молодых ученых"Экономика и маркетинг ХХI века"//г. Донецк, 14-15 мая 2004 года.


[главная] [магистерская работа] [электронная библиотека] [ ссылки] [ результаты поиска]